Файл: Глобальные международные финансовые ОРГАНИЗАЦИИ (ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение. Состав координационного совета банка представлен на рис 2.
Рисунок 2. Координационный совет Всемирного банка[11]
Основные финансовые показатели МАР представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные финансовые показатели МАР в 2013-2017 годах, млн. долл. США[12]
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Операции в сфере развития |
|||||
Средства, зарезервированные на гранты, займы и гарантии |
16298 |
22239 |
18966 |
16171 |
19513 |
Средства, предоставленные в виде займов и грантов, брутто |
11228 |
13432 |
12905 |
13191 |
12719 |
Средства, предоставленные в виде займов и грантов, нетто |
7371 |
9878 |
8820 |
8806 |
8154 |
Баланс |
|||||
Совокупные активы |
165806 |
183445 |
178165 |
180475 |
197041 |
Чистые инвестиции |
27487 |
28300 |
28418 |
29908 |
29673 |
Чистые непогашенные кредиты |
121157 |
132010 |
126760 |
132825 |
138351 |
Заимствования |
0 |
0 |
2150 |
2906 |
3660 |
Обязательства по грантам |
6436 |
6983 |
6637 |
6099 |
6583 |
Совокупный собственный капитал |
143462 |
153749 |
147149 |
154700 |
158476 |
Отчет о деятельности |
|||||
Поступление средств, брутто |
13590 |
12812 |
15469 |
13834 |
13171 |
Освоение средств, брутто |
11215 |
13441 |
12941 |
13260 |
12800 |
Результаты операционной деятельности |
2296 |
741 |
2471 |
623 |
154 |
Кредитование, предоставленное МАР, по секторам за 2013-2017 годы представлено в таблице 3, а крупнейшие заемщики структуры Всемирного банка ‒ в таблице 4.
Таблица 3
Кредитование МАР по секторам, 2013-2017 годы, млн. долл. США[13]
Сектор экономики |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство |
1358 |
2382 |
2525 |
1849 |
2025 |
Образование |
1788 |
2426 |
2124 |
1431 |
1733 |
Энергетика и горнодобывающая промышленность |
2231 |
4438 |
1461 |
2814 |
1891 |
Финансовый сектор |
485 |
669 |
661 |
443 |
1277 |
Здравоохранение |
1710 |
758 |
2197 |
1191 |
1246 |
Промышленность, торговля и услуги |
732 |
850 |
687 |
841 |
1541 |
Информационно-телекоммуникационные услуги |
209 |
266 |
265 |
78 |
519 |
Государственное управление |
2075 |
2624 |
2744 |
1500 |
1954 |
Социальная защита |
1504 |
1515 |
1928 |
2475 |
1913 |
Транспорт |
2843 |
3187 |
2191 |
2277 |
3271 |
Водоснабжение, канализация и утилизация отходов |
1363 |
3125 |
2183 |
1271 |
2102 |
Всего |
16298 |
22239 |
18966 |
16171 |
19463 |
Таблица 4
Страны ‒ крупнейшие заемщики МАР в 2017 году, млн. долл. США[14]
Страна |
Объем зарезервированных средств |
Нигерия |
1601 |
Вьетнам |
1512 |
Танзания |
1205 |
Эфиопия |
903 |
Кения |
900 |
Йеменская Республика |
783 |
Пакистан |
736 |
Кот-Д`Ивуар |
710 |
Непал |
640 |
Специалисты и руководство Группы Всемирного банка свою миссию формулируют таким образом[15]:
- ликвидировать крайнюю бедность к 2030 году, для этого доля населения, живущего менее чем на два доллара США в день, должна быть снижена;
- сделать более быстрым обеспечение благосостояния для всех, для этого следует стимулировать рост доходов тех 40% населения мира, которые относятся к категории беднейших.
Достижение этих целей сложно ‒ но вполне реально, подчеркивают в Группе Всемирного банка. Для решения всех этих проблем надо усилить взаимодействие с партнерами этой глобальной финансовой организации, сделать более эффективным сотрудничество с партнерами и из частного, и из государственного секторов экономики по всему миру, усилить роль гражданского общества. Также одна из актуальных задач ‒ усилить взаимодействие с правительственными структурами государств ‒ реципиентов помощи Группы Всемирного банка. Важно сделать так, подчеркивают в Группе Всемирного банка, чтобы свой потенциал мог реализовать каждый человек.
Таким образом, специалисты Всемирного банка как приоритетные на ближайшие три года выделяют такие направления развития. Первое ‒ ускорение темпов экономического развития, которое должно быть предпринято в интересах всех слоев населения, исследователи Всемирного банка подчеркивают, что это самый успешный, надежный и эффективный путь для выхода из бедности. Второе направление ‒ инвестирование в человеческий капитал, в наращивание интеллектуальных ресурсов всех без исключения обществ: таким путем можно добиться такого положения, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал процветания в экономике XXI века. Третье направление ‒ уровень глобальных потрясений и угроз должен быть максимально снижен. Причем во Всемирном банке под потрясениями и угрозами понимают как техногенные и природные катастрофы, так и локальные вооруженные конфликты, негативная роль которых очень велика. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему международного терроризма, которая также несет серьезные угрозы в деле борьбы с бедностью.
Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости.
Банк также оказывает помощь странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Опираясь на содействие Банка в виде кредитования и консультаций, правительства проводят всестороннее реформирование экономики своих стран и укрепляют банковскую систему. Они инвестируют средства в развитие людских ресурсов, в инфраструктуру и охрану окружающей среды, что усиливает привлекательность страны для частных инвесторов и повышает эффективность капиталовложений.
Глава 2. РОССИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Российская Федерация и МВФ. Организационно членство Российской Федерации в международных финансовых организациях было оформлено в самом начале рыночных преобразований. Так, заявление о присоединении к МВФ и МБРР было подано 7 января 1992 г., а уже 27 апреля того же года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России. С июня 1992 г. РФ официально стала участницей МВФ и МБРР[16][17].
В ходе дискуссий о вступлении СССР в МВФ квота Советского Союза оценивалась как 4-7 млрд. долл. (3,5-6% капитала МВФ). После распада СССР рассчитанная для него квота была разделена между 15 бывшими советскими республиками, в том числе Россия получила 3% от общей суммы квот стран ‒ членов Фонда[18]. По величине квоты (2,7%, или12 903 СПЗ, или 17 677 млн. долларов США, или примерно 1 трлн. руб.)[19] Россия занимает 9-е место вслед за Канадой, что, однако, не дает ей право на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). В то же время располагает значительным числом голосов, Россия, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.
Членство в МВФ налагает на Российскую Федерацию ряд обязательств, зафиксированных в статьях Соглашения (устава) МВФ, в том числе в отношении устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастия в дискриминационных соглашениях. МВФ позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Всего нашей стране было одобрено 25,8 млрд. СПЗ, однако по факту эта сумма меньше и составляет 15,6 млрд СПЗ.
Кредитование прекратилось по инициативе России ‒ выросла цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране, и необходимость обращаться за кредитованием исчезла. После этого РФ вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства. Кредитование РФ МВФ представлено в таблице 5.
Таблица 5
Кредитование РФ МВФ, тыс. СПЗ[20]
Год |
Займ |
Возврат займов |
Возврат процентов |
1992 |
719 000 |
‒ |
‒ |
1993 |
1 078 275 |
‒ |
56 082 |
1994 |
1 078 275 |
‒ |
122 264 |
1995 |
3 594 250 |
‒ |
193 954 |
1996 |
2 587 861 |
359 500 |
323 568 |
1997 |
1 467 252 |
359 500 |
423 093 |
1998 |
4 600 000 |
673 921 |
528 876 |
1999 |
471 429 |
3 101 139 |
528 470 |
2000 |
‒ |
2 189 497 |
523 542 |
2001 |
‒ |
2 997 938 |
398 106 |
2002 |
‒ |
1 147 587 |
161 638 |
2003 |
‒ |
1 356 066 |
100 707 |
2004 |
‒ |
1 117 424 |
75 830 |
2005 |
‒ |
2 293 770 |
18 065 |
Всего |
15 596 342 |
15 596 342 |
3 454 195 |
Российская Федерация и Группа Всемирного банка. Отношения России и Всемирного банка регламентируются статьями соглашения Международного банка реконструкции и развития (уставом), которые стороны подписали в 1991 г. В процессе совместной работы с учетом экономической политики Правительства РФ банком также разрабатывается стратегия сотрудничества. В настоящее время Всемирный банк руководствуется стратегией деятельности КАС-99, которая направлена на осуществление системных и институциональных реформ, принятие мер на региональном и местном уровнях в области экономической политики.
Проблема коррупции с ее отрицательным воздействием на ход экономического развития сказывается на всех аспектах стратегии Всемирного банка по отношению к России и стала одним из факторов, влияющих на оценку кредитоспособности России и риска, а также на принятие решения об открытии кредитной линии. В силу этого искоренение коррупции является одним из приоритетных направлений стратегии всемирного банка. Содействие со стороны банка будет в основном ориентировано на укрепление государственного администрирования и управления государственными финансами, преодоление факторов экономической политики, способствующих развитию коррупции[21].