Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия. Теоретические аспекты бухгалтерского учета кассовых операций.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета кассовых операций
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета кассовых операций
1.2 Порядок и документальное оформление кассовых операций
1.3 Синтетический учет кассовых операций
2 Бухгалтерский учет кассовых операций на примере ООО «Липовское»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Липовское»
2.2 Бухгалтерский учет кассовых операций в ООО «Липовское»
2.3 Инвентаризация кассовых операций в ООО «Липовское»
3 Основные проблемы и пути совершенствования учета кассовых операций
3.1 Проблемы учета кассовых операций в ООО «Липовское»
3.2 Пути совершенствования учета денежных средств в ООО «Липовское»
Введение
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни предприятия. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью. Все сделки, связанные с поставкой материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами.
Кассовыми являются операции, связанные с приемом, хранением и расходованием наличных денежных средств. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одно из важнейших характеристик его финансового положения. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средствам платежа по обязательствам предприятия.
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации бухгалтерского учета и контроля денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности.
Соблюдение правил ведения кассовых операций направлено на обеспечение сохранности денежных средств, предотвращение их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах.
Ведение кассовых операций на предприятиях подлежит жесткому контролю, как со стороны Банка России, так и со стороны налоговых органов. Поэтому к оформлению кассовых документов и бухгалтерском учету кассовых операций предъявляются повышенные требования. Всё вышеперечисленное определяет важность и актуальность бухгалтерского учета кассовых операций.
Актуальность темы исследования в части бухгалтерского учета кассовых операций обусловлена тем, что для правильного ведения учета кассовых операций требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка. Участок же учета денежной наличности требует от учетного работника не только знаний, внимательности, аккуратности, но и еще врожденных свойств характера - скрупулезности и педантичности.
Целью работы является исследование бухгалтерского учета кассовых операций в ООО «Липовское».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- обобщить нормативную базу учета кассовых операций;
- исследовать теоретические аспекты организации бухгалтерского учета кассовых операций;
- дать экономическую характеристику объекта исследования;
- исследовать документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете кассовых операций в ООО «Липовское»;
- выявить основные проблемы и пути совершенствования учета кассовых операций в ООО «Липовское».
Для выполнения указанных задач необходимо рассмотреть документальное оформление движения денежных средств в кассе ООО «Липовское».
Объектом наблюдения является Общество с ограниченной ответственностью «Липовское» (далее по тексту ООО «Липовское»).
Предметом исследования выступает особенности учета кассовых операций и его документальное оформление.
Источниками данных послужили: первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, отчетность предприятия.
Методологической и теоретической основой выполнения дипломной работы послужили: законодательные, нормативные акты, учебные пособия, статьи.
Структурно работа состоит из 3-х глав, содержания, введения, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета кассовых операций
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета кассовых операций
Денежные средства предприятий могут храниться в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банке, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках. Для хранения, приема и выдачи денежных средств наличными организация создает специальный обособленный участок бухгалтерии - кассу.
Кассовые операции занимают одно из центральных мест в деятельности организации. Потребность в наличных деньгах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за оказанные услуги, в погашение долга работниками, поступления с расчетного счета [1, с.4].
Основными задачами учета денежных средств являются:
- обеспечение их сохранности и правильного использования;
- строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций;
- правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета.
Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осуществлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций.
С 1 июня 2014 года начал действовать Новый порядок ведения кассовых операций [2], в который были внесены следующие изменения (таблица 1).
Новый порядок ведения кассовых операций содержит формулу расчета лимита наличных, не привязанную строго к поступлениям в кассу. Организация может сделать расчет как исходя из наличной выручки, так и суммы расходов. Ранее лимит определялся банком, обслуживающим предприятие, по согласованию с руководителем. Малые компании и предприниматели вправе не устанавливать лимит кассы. А утвержденное ранее предельное значение остатка наличных денег можно отменить, издав соответствующий приказ.
Таблица 1 – Различия старых правил ведения кассовых операций и новых[3]
Предприниматели теперь освобождены от ведения кассовой книги, поскольку они регистрируют кассовые операции в книгах учета доходов или доходов и расходов. А на ЕНВД рассчитывают налог исходя из потенциально возможного дохода, и для них показатели наличной выручки значения не имеют.
Прежний порядок ведения кассовых операций предусматривал, что оформлять приходные и расходные кассовые ордеры мог только кто-то из работников компании – главбух, бухгалтер, другой сотрудник, назначенный директором, либо он сам.
Теперь директор может доверить оформление кассовых документов работнику сторонней организации или частному бухгалтеру, с которым компания заключила договор бухгалтерского сопровождения. Приказ директора о назначении ответственного за оформление ордеров главбух может не визировать. Но выполнять функции кассира, то есть выдавать и принимать наличность в кассе, по-прежнему может только штатный работник.
В расходном ордере сумму, которую получил из кассы работник компании или другой человек, теперь можно печатать в учетной программе. Вписывать эту сумму от руки больше не требуется. От получателя нужна лишь подпись.
Новые правила требуют вести кассовую книгу по старой форме. Но зато распечатывать ее теперь можно в одном экземпляре, а не в двух, как требовалось раньше. Исключение – кассовая книга обособленного подразделения. Еще одно изменение – при бумажном документообороте хранить кассовую книгу в электронном виде больше не надо. Новый порядок ведения кассовых операций такого требования не содержит.
У всех компаний появилась возможность вести электронный документооборот по кассовым операциям. В таком случае бумажные экземпляры РКО, ПКО, кассовой книги и ведомостей оформлять не обязательно. Но только при одном условии, которое устанавливает порядок ведения кассовых операций: электронные документы надо заверять квалифицированной электронной подписью.
Банк России уточнил порядок исправления документов. Во-первых, в новом порядке есть оговорка о том, что электронные документы нельзя исправлять после того, как они подписаны. Документ с ошибкой можно только удалить, а вместо него надо создать новый, правильный. Аналогичный способ предусмотрен и для электронной кассовой книги, если она уже подписана квалифицированной подписью.
Во-вторых, порядок ведения кассовых операций прямо предусматривает, что можно исправлять бумажные кассовую книгу, платежные и расчетно-платежные ведомости. А приходные и расходные кассовые ордера нельзя. Старый порядок тоже запрещал корректировать ордера. Но не было ясно, можно ли при этом править остальные документы.
Появилось три новых правила для обособленных подразделений. Во-первых, обособленным считается любое подразделение компании, по местонахождению которого оборудовано хотя бы одно рабочее место. При этом не имеет значения, на какой срок его создали. Во-вторых, все обособленные подразделения должны соблюдать лимит остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот лимит, зависит от того, имеет ли право подразделение самостоятельно сдавать наличные деньги на счет в банке. В-третьих, все обособленные подразделения – и сдающие, и не сдающие деньги в банк – должны вести свою кассовую книгу. Причем в головной офис подразделение должно передавать не листы кассовой книги (как раньше), а их копии, заверенные руководителем подразделения.
Теперь предприятиям не нужно составлять кассовую книгу за дни, в которых не было наличных расчетов. Раньше формулировка была путаной, поэтому некоторые компании заводили листы даже на пустые дни. На квитанции к приходному кассовому ордеру кассир должен поставить штамп. Для подписи четких правил нет.
Но в унифицированной форме на квитанции есть строка для подписи кассира. Поэтому покупателям безопаснее проверить, чтобы кассир продавца завизировал квиток.
Деньги между кассирами можно передавать без расходного кассового ордера.
Достаточно сделать запись в книге учета принятых и выданных кассиром наличных.
Прежний порядок предусматривал два способа, что приводило к путанице.
Суммы из всех бланков строгой отчетности за день можно объединять в одном ПКО. Раньше такое правило было прописано только для сумм, пробитых по ККТ.
Прежний порядок ведения кассовых операций позволял сдать выручку в отделение федеральной почтовой связи. Теперь компания может сдать сверхлимитные наличные деньги только в банк или инкассаторам.
Из вышесказанного следует, что введенные изменения имеют как плюсы, так и минусы. К плюсам таких изменений относится появление у предприятий возможности пересчитать лимит по выгодной для них формуле, а малые компании и предприниматели могут вообще отменить свой лимит, также предприниматели освобождаются от ведения кассовой книги. Распечатывать электронную книгу теперь можно в одном экземпляре, при бумажном документообороте хранить кассовую книгу в электронном виде больше не нужно. Менее строгими стали требования к тем, кто отвечает за оформление и подписание приходных и расходных кассовых ордеров.
Был уточнен порядок исправления документов, уточнено понятие обособленного подразделения, что внесло отсутствующую ясность в эти вопросы.
К минусам нового порядка можно отнести высокую затратность электронного документооборота по кассовым операциям, так как электронные документы надо заверять квалифицированной электронной подписью. Покупать электронную подпись для каждого подотчетного лица, чтобы те могли заверять электронные ПКО и РКО, для многих компаний не представляется возможным. То же самое с зарплатными ведомостями: оформлять электронную подпись каждому работнику слишком дорого и хлопотно. Поэтому пока безопаснее и удобнее оформлять первичные кассовые документы и ведомости на бумаге.
Еще одним минусом является отмена сдачи сверхлимитной выручки в отделение федеральной почтовой связи, теперь компания может сдать ее только в банк или инкассаторам, что не так удобно.
1.2 Порядок и документальное оформление кассовых операций
Документирование кассовых операций является неотъемлемой частью общей системы документооборота любого юридического лица независимо от организационно-правовой формы.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому унифицированные формы первичных учетных документов перестали быть обязательными. Однако Минфин России в Информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отметил, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [4].