Файл: Изучение основных функций в системе менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Он обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение, но в тоже время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования. Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие.

Актуальность данной темы заключается в том, что к настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в различных областях, а именно в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, кооперации, и т.п., но, тем не менее, ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов.

Объект исследования курсовой работы - место и задачи менеджмента в рыночной экономике. Предметом исследования существенные черты менеджмента.

Целью данной работы является изучение основных функции в системе менеджмента.

Задачи курсовой работы:

- объяснить смысл и содержание понятия «менеджмент»;

- изучить функции менеджмента в рыночной экономике;

- определить объект, цели и задачи менеджмента.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как Г.М. Гришанов, А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, В.И. Мухин, Е.В. Фрейдина и др.

Методы исследования. В процессе выполнения работы были использованы такие методы исследования как изучение и анализ научной литературы, логический и исторический методы, так же в работе были использованы методы анализа.

Практическая значимость работы даёт возможность использовать основные положения исследования при изучении «Менеджмента», «Исследование систем управления», «Управление персоналом» и других дисциплин.


Структура работы построена таким образом, что учитываются цели и задачи исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Глав 1 Функции менеджмента в рыночной экономике

1.1 Менеджмент в рыночной экономике

Содержание менеджмента раскрывается также через систему общих и частных понятий, таких как экономика, бизнес, рыночная экономика, предпринимательство, предприятие, фирма, маркетинг.

В общем плане под экономикой понимается рациональное ведение хозяйства. Основу экономики составляет ее первичное звено — предприятие и фирма.

Нередко эти понятия рассматриваются как синонимы. Тем не менее, в русском языке понятием фирма, как правило, обозначается самое общее название хозяйственного учреждения производственного и непроизводственного назначения. Чаще всего в это понятие вкладывается многопрофильная организация типа концернов, холдингов с входящими в него обособленными предприятиями, филиалами. [8, C 231]

К предприятиям относят коммерческие организации, прежде всего производственного и торгово-посреднического профиля для достижения поставленной цели, в качестве основной задачи деятельности преследуют извлечение дохода.

Производственные предприятия — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся у него ресурсов изготавливать продукцию (оказывать услуги) соответствующего назначения.

Каждое производственное предприятие является сложной социально-технической системой, объединяющей в производственном процессе множество технических, технологических, пространственных, людских, информационных и финансовых ресурсов. Такое предприятие имеет управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления) подсистемы. Управляющей подсистемой является органы управления (административно-управленческий аппарат), а управляемой — функциональные и производственные подразделения.

Рыночная экономика базируется на частной собственности, свободном ценообразовании, наличии рынков труда, капитала, землепользовании. Менеджмент в этом случае выполняет функцию организации и управления различными сферами экономики. Рыночная экономика способствует развитию бизнеса и предпринимательства.


Бизнес представляет собой деятельность, приносящую доход или иные личные выгоды.

Различают:

- бизнес венчурный (рисковый) — форма осуществления предпринимательской деятельности, связанная с реализацией рисковых проектов, рисковых инвестиций, главным образом с коммерциализацией результатов научных исследований в высокотехнологических областях;

- бизнес взаимный — операции, которые одна компания поручает провести другой в обмен на аналогичное поручение;

- бизнес мелкий — предпринимательская деятельность мелких фирм, включающая индивидуальное предпринимательство и мельчайшие фирмы;

- бизнес международный — предпринимательская деятельность, связанная с использованием капитала в различных формах и преимущественно повышенной деловой активностью в рамках международной экономической сферы.

Предпринимательство — представляет инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность, или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. [2, C 127]

Предприниматель — это, как правило, творческий, изобретательный и энергичный человек, способный понять структуру потребностей и принять меры по их удовлетворению.

Термин «менеджер» в рыночной экономике широко распространен и употребляется применительно к руководителям предприятия, его структурным подразделениям.

Менеджер — это профессионально подготовленный управляющий, занимает определенную вакансию в штатном расписании организации, выполняет управленческие функции, в рамках делегированных ему полномочий, может распоряжаться ресурсами организации, принимает и реализует управленческие решения, управляет работниками.

В процессе управления менеджер выступает как организатор, администратор, специалист, инноватор, дипломат, предприниматель и воспитатель.

Маркетинг — в общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу маркетинга составляют разработка товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

1.2 Функции менеджмента

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Функция — это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. В точных науках функция — это отношение между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого.


Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.

Эти функции называются:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль;

- координация.

Что означает каждая из этих функций? И как они связаны между собой?

Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации;

2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

3) способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей). [5, C 91]

Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления — организации (иначе говоря — организовыванию) работы. Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях:

1) организация как объект управления — компания, предприятие;

2) организация как функция менеджмента — процесс организационной деятельности.

Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.

Организация — это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.

Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ) компанией. Поэтому функция организации — это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.

Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто мотивацией.


Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления — действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании. [9, C 111]

Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Производительность труда — это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.

Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.

В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, — координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?

Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы. [2, C 87]