Файл: Ссущность понятия морально – психологического климата в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Оценка эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов

Сотрудники

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

1

0

+

+

2

+

+

+

3

+

+

0

4

0

+

0

5

0

0

-

6

+

+

0

7

+

0

0

8

+

0

+

9

0

0

-

10

+

+

0

11

+

+

0

12

+

0

0

13

0

0

-

14

0

+

0

15

0

+

-

16

+

0

0

17

+

+

0

18

0

0

+

19

+

+

+

20

+

0

0

Сумма/20

12/20 = +0,6

11/20 = +0,55

1/20 = +0,05

Результат

оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный

оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный

оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным


2.3 Рекомендации по формированию более благоприятного психологического климата в ООО «Яр Автомир»

По фирме в целом:

- совершенствование уровня оплаты труда в целях повышения мотивации деятельности сотрудников и роста эффективности производственного процесса;

- совершенствование организации мероприятий, направленных повышение интеграции коллектива, способствующей снижению текучести кадров;

- больше внимания уделять созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, содействовать увеличению частоты формальных и неформальных контактов между сотрудниками, способствовать их профессиональному росту, показывая его преимущества;

- вследствие неритмичного характера труда, способствовать организации мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости, и снижение негативных последствий, отражающихся на нервно-психическом состоянии. В конечном счете, эти мероприятия окажут существенное влияние на улучшение межличностных отношений в коллективе.

Руководителю подразделения обратить внимание на:

- создание условий, способствующих активизации совместной деятельности сотрудников, способствующих развитию чувства солидарности, взаимопомощи и поддержки;

- справедливое отношение ко всем сотрудникам без исключения;

- использование потенциала сотрудников в процессе принятия управленческих решений на уровне подразделения;

- эмоционально-личностную сферу и настрой сотрудников на трудовой процесс в сложных ситуациях деятельности;

- больше внимания уделять воспитательным аспектам; совершенствованию взаимоотношений с коллективом, нахождению индивидуального подхода к сотрудникам;

- предусмотреть мероприятия, направленные на сплочение коллектива и развитие чувства общности, основанному на взаимных симпатиях и более тесных дружеских связях;

- необходимость уважительного отношения к мнению сотрудников;

- совместные с коллективом переживания его успехов и неудач;

- проводить с сотрудниками работу по нормализации внутригрупповых процессов, направленных на предотвращение конфликтов в подразделении, установление доброжелательных взаимоотношений между сотрудниками;


- предусмотреть мероприятия, способствующие формированию чувства коллективизма.

Заключение

По результатам выполненной работы ее цель была достигнута: были изучены методики исследования психологического климата организации и применены в процессе исследования психологического климата в ООО «Яр Автомир».

Были достигнуты все поставленные задачи:

1) рассмотрено понятие «психологический климат организации».

Так, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Понятие «социально-психологический климат», по мнению данных авторов схожи, основой всех определений является, то что «социально-психологический климат» - это психологический настрой коллектива, который влияет на персонал и на всю жизнедеятельность организации.

2 ) определены составляющие психологического климата организации.

В структуре социально-психологического климата выделяют отношение людей к труду и их отношения друг к другу.

Психологический климат организации состоит из ряда элементов: сплоченность коллектива, коллективное мнение и настроение, традиции коллектива.

3) выявлены факторы, влияющие на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Существует целый ряд факторов, определяющих благоприятный социально-психологический климат в коллективе: глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, психологическая совместимость, характер коммуникаций в организации, стиль руководства.

4) рассмотреть ключевые понятия исследования: виды, характеристики, методологические подходы.

Так, понятие «исследование» трактуется по-разному. В.А. Долятовский определяет это понятие так: исследование – процесс получения новых знаний.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект и предмет исследования, тип исследования, потребность исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить: диалектический; процессный; ситуационный; функциональный; рефлексивный; системный.


5) выделены основные этапы исследования психологического климата в организации и рассмотрены методики анализа психологического климата организации.

Проведение исследования психологического климата в организации можно разбить на несколько этапов: подготовительный, исследовательский, аналитический, итоговый.

На этапе исследования можно воспользоваться следующими методиками исследования психологического климата в коллективе:

- методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова);

- экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе;

- оценка психологического климата в коллективе с помощью анкетирования.

6) проведено исследование психологического климата в организации ООО «Яр Автомир».

По результатам данного исследования можно сделать вывод о достаточно благоприятном психологическом климате в организации: достаточно небольшой разброс мнений, хорошая интенсивность развития показателей, что говорит о неплохом понимании сотрудниками друг друга как в коллективе, так и в целом в организации. Выше всего у сотрудников развиты ответственность и контактность, что вполне соответствует специфике трудовой деятельности.

Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник /Г.М. Андреева; – М.: Инфра-М, 2001 - 384с.
  2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.; - М., Юнити, 2001. - 560 с.
  3. Бандурка, А. М. Психология управления. / по ред. А. М. Бандурка, С. П. Бочарова; - Харьков: «Фортуна-пресс», 1998.
  4. Бодалев, А.А. Психология личности: учебник./А.А. Бодалев; – М.: ЮНИТИ, 2004.
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г.Железнодорожный, Моск.обл.: ООО ИНЦ Крылья, 2000, 416 с.
  6. Долятовский В.А., Долятовская В.И. Исследование систем управления. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2003, 256 с.
  7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000,157 с.
  8. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебник – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.
  9. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания ДеКА, 2000, 288 с.
  10. Машков, В.Н. Психология управления: учебное пособие 2-ое издание./В.Н. Машков; –СПб., 2002. – 254 с.
  11. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 527 с.
  12. Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: изд-во Экзамен, 2003, 384 с.
  13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Б.Д. Парыгин; – 2-ое изд., испр. и доп. - СПб., 2007. – 616 с.
  14. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - практ. пособие. - К.: МАУП, 1999. - 400 с.
  15. Утлик Э. П. Организационные традиции и организационная культура // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып. 2. / Под ред. А.В.Филиппова. - М.: 1999. - С.3-17.
  16. Жданов, О. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sotsialno-psikhologicheskii-klimat-v-kollektive.
  17. Михайлюк А. С., Шарыто Л. Ю. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/ekspress-metodika-otsenki-sotsialno-psikhologicheskogo-klimata-v-trudovom-kollektive.
  18. Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/metodika-izucheniya-sotsialno-psikhologicheskoi-samootsenki-kollektiva.
  19. Психологический климат в трудовом коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/psikhologicheskii-klimat-v-trudovom-kollektive.
  20. Благоприятный социально-психологический климат в организации [Электронный ресурс] – Режим доступа: