Файл: Ссущность понятия морально – психологического климата в организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретическая сущность понятия морально – психологического климата в организации
1.1 Понятие морально - психологического климата и его структура
1.2 Факторы проявления морально – психологического климата в коллективе
1.3 Влияние особенностей личности на климат коллектива
Глава 2 Исследование психологического климата в ООО «Яр Автомир»
2.1 Краткая характеристика ООО «Яр Автомир»
2.2 Проведение исследования и интерпретация результатов исследования психологического климата
2.3 Рекомендации по формированию более благоприятного психологического климата в ООО «Яр Автомир»
Введение
В современных условиях все большее значение приобретают вопросы совершенствования социального управления, непосредственно связанные с проблемой повышения эффективности всего общественного производства, роста социальной и трудовой активности трудящихся. Среди задач социального управления одно из ведущих мест занимает создание благоприятного социально-психологического климата трудовых коллективов. Это большая комплексная проблема. Она включает в себя повышение удовлетворенности трудом членов коллектива, воспитание чувства гордости за свой коллектив, повышение престижности ряда профессий, создание условий для всестороннего развития личности в коллективе, для наиболее полного удовлетворения ее социальных потребностей, улучшение взаимоотношений с товарищами по работе и с руководством, развитие новых социалистических традиций и т.д.
Благоприятный социально-психологический климат создает условия для повышения производительности труда, снижения текучести кадров, т.е. дает ощутимый социально-экономический эффект.
Возрастание актуальности изучения социально-психологических проблем коллектива и, в том числе, проблем социально-психологического климата на современном этапе, вызвано рядом социально-психологических тенденций научно-технической революции. К этим тенденциям относятся: интенсификация психической деятельности, т.е. наращивание ее темпов, ритмов и уровня напряженности; развитие духовного потенциала человека, рост его социальных потребностей.
Исследования психологического климата в нашей стране были начаты в трудах А.С. Макаренко и успешно продолжены современными социальными психологами: В.И. Антонюком, А.Д. Глоточкиным, О.И. Зотовой, Е.С. Кузьминым, Н.С. Мансуровым, Г.А. Моченовым, В.В. Новиковым, М.Н. Ночевником, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, А.А. Русалиновой, Л.Д. Свенцицким, Ю.А. Шерковиным, Е.В. Шороховой и многими другими. В их работах рассматриваются методологические и теоретические вопросы социально-психологического климата, анализируются практические исследования в области изучения климата различных коллективов.
Цель работы – изучить методики исследования психологического климата организации и применить их для изучения психологического климата в ООО «Яр Автомир».
Достижение цели возможно выполнения ряда задач:
- рассмотреть понятие «психологический климат организации»;
- выявить факторы, влияющие на формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
- провести исследование психологического климата в организации ООО «Яр Автомир».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретическая сущность понятия морально – психологического климата в организации
1.1 Понятие морально - психологического климата и его структура
Для определения взаимоотношений членов коллектива как психологических условий жизнедеятельности, больше подходит понятие « морально – психологический климат». Основная характеристика психологического климата обычно определяется самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на взаимоотношения, тогда складывается морально – психологический климат.
В рамках морально - психологического климата психика является не только функцией мышления мозга, но и социальной деятельности и общественных отношений, проявляющихся в разнообразных формах межличностного взаимодействия людей в новых коллективах. Психические отношения, возникающие при взаимодействии человека с человеком, имеют, по определению В.Н. Мясищева, «двусторонний взаимный характер» и выступают как «взаимоотношения» двух субъектов [2].
По мнению П. Д. Парыгина, «Под морально – психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера коллектива, проявляющаяся как в стиле и тоне отношений друг к другу, так и в отношений к общему делу» [5].
Такого же мнения придерживается Г.М. Андреева «Психологический климат, чаще всего определяется как целостное состояние группы, относительно уступчивый для нее настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений [1].
Исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что морально – психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый морально – психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.
Структура морально - психологического климата складывается из сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами общественных и межличностных отношений. В структуре общественных отношений важнейшими элементами морально - психологического климата являются экономические, правовые и политические принципы организации совместной жизнедеятельности людей в первичных коллективах. Экономические принципы организации труда касаются, прежде всего, рационального использования рабочей силы в коллективной производственной деятельности. Опыт социалистической экономики показывает, что бригадные формы организации труда на современном уровне развития производственных отношений являются наиболее эффективными.
Существенную роль в формировании морально – психологического климата играют общекультурные условия деятельности человека. Речь идет не только об эстетике бытового интерьера, но и о художественной культуре человека, которая в процессах межличностного общения неофициального уровня может поднимать его авторитет в коллективе. Межличностные отношения в условиях коллективной деятельности приобретают значение факторов, воздействующих на поведение людей.
Следовательно, можно сделать вывод, что взаимоотношения представляют собой сложнейшие образования, возникающие как следствие самосознания личности, представленного в социально - психологических формах взаимодействия человека с окружающими людьми. Совокупность взаимоотношений, преобладающих в том или ином коллективе, образует структуру его морально - психологического климата.
1.2 Факторы проявления морально – психологического климата в коллективе
Н.Н. Обозов пришел к необходимости выделить следующие формы:
Сработанность – это результат координированного взаимодействия участников деятельности. Степень сработанности отражает рациональное распределение труда между членами трудового коллектива соответственно технологической цепочке процесса производства. Недостаточное развитие этой формы порождает производственные и межличностные конфликты, которые выступают одной из форм проявления морально – психологического климата.
Следующий фактор – это фактор согласие, он предполагает взаимное принятие решений, наибольшее количество общих точек зрения, наличие единой цели, поддержка друг друга по любым решениям, и создание совместных идей. А разногласия приводят к ухудшению морально – психологического климата, а, следовательно, и к работе предприятия в целом. Этот фактор соединяет усилия всех членов рабочего коллектива для единого направления работы. Разногласия усугубляют отношения в самом коллективе и не благоприятно влияют на производительность предприятия.
Еще один из факторов – это сплоченность, она указывает на то, как люди едины в коллективе, как они могут воспротивиться внешним воздействиям, при условии, что это необходимо. Также этот фактор указывает на стремление каждого из рабочего коллектива стремиться к общей поставленной цели. Неблагоприятные внешние эффекты могут вносить разногласия в коллектив, что приводит к резкому ухудшению взаимоотношений, что усугубляет морально – психологический климат в коллективе.
Также рассматривается такой фактор, как совместимость людей, что предполагает все качества личности, сюда входят: взгляды на жизнь в целом, мотивы человека, его потребности, его опыт и характер.
Также очень важны такие факторы, как самооценка, самочувствие и настроение человека. Они характеризуют действия человека в той или иной ситуации. Эти действия могут быть, как благоприятными, так и не благоприятными.
Рассмотрим эти факторы более подробно. Что же касается самооценки, то она отражает некую удовлетворенность собой или своими коллегами, или же наоборот. Она позволяет оценить себя, коллег и цели, следовательно, помогает совершенствовать себя и других, что будет наиболее удачно складываться для развития какой либо фирмы.
Самочувствие человека также напрямую играет роль на создание морально – психологического климата в коллективе. Ведь понятно, что когда человек пребывает в плохом самочувствии, он срывается на других, раздражителен и имеет плохую работоспособность, что негативно сказывается на морально – психологическом климате коллектива. А если же человек будет находиться в прекрасном самочувствии, будет доброжелателен, то у коллектива будет больше шансов создать положительную среду в коллективе.
Недаром эти три фактора имеют обобщенное значение, так как от настроения тоже многое зависит. Если человек не желает разговаривать, слушать, понимать других и негативно отзывается обо всех членах коллектива, то в такой среде будет невозможно работать абсолютно всем, а, следовательно, морально – психологический климат будет выстраиваться не в пользу развития предприятия и начнутся конфликты.
Следовательно, можно сделать вывод, что абсолютно каждый фактор морально – психологического климата показывает многообразие человеческих взаимоотношений. А также, то, что человек должен уметь контролировать свои действия и эмоции, в противном случае он всегда будет ухудшать морально – психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние особенностей личности на климат коллектива
Каждый человек, находящийся в социальной группе и работающий в том или ином коллективе влияет на морально – психологический климат в нем. Люди, работающие вместе, оказывают друг на друга особое влияние, оно может быть как благоприятным, так и не благоприятным. Это зависит от индивидуально – психологических свойств человека.
К ним относятся: принципиальность, что определяет последовательность поведения человека. Сюда же относится ответственность к выполнению поставленной цели; дисциплинированность в трудовом коллективе и умение владеть своим поведением, а также сдерживать эмоции и активное участие в жизнедеятельности рабочего коллектива.
Кроме того, к этим особенностями стоит добавить коммуникабельность. Очень важно уметь правильно выражать свои мысли и быть интересным собеседником, чтобы к тебе стали прислушиваться и уважать в обществе.
Существуют обаятельные люди, такие люди доброжелательны и внимательны по отношению к каждому члену коллектива, у таких людей хочется попросить совета и просто следовать его идеям. Их отличительной чертой является – культура речи, они четко и ясно выражают свои мысли.
Но существуют люди с недостаточным воспитанием и низкой культурой речи, которые неблагоприятно влияют на морально – психологический климат в коллективе. Чаще всего такие люди недоброжелательны, грубы и бестактны в общении с коллегами.
На доброжелательную атмосферу в коллективе также влияют психические процессы и темперамент человека.
Например, эмоциональные психические особенности личности передаются коллективу, чем что – либо другое. Люди жизнерадостные и активные зарождают в коллективе уверенность в правильности действий, в сплоченности и способности преодоления трудностей.
Люди же с отрицательными эмоциями, которые вечно недовольны всем, что происходит вокруг, они снижают позитивное настроение коллектива и ухудшают положение морально – психологического климата.