Файл: Органы местного самоуправления (Основные понятия местного самоуправления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

Европейская хартия местного самоуправления

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ

Рисунок 1. Развитие местного самоуправления [10]

Основой для построения местного самоуправления в этот период послужила общественная теория. Суть данной теории заключается в том, что области деятельности должны быть строго разделены. Деятельность местного самоуправления не должна контролироваться государством. В России же данная теория была не реализована из-за того, что государство контролировало местное самоуправление и были не сопоставимы задачи в рамках управляемой области с финансовым обеспечением[11].

Поэтому был взят курс на использование государственной теории. Согласно данной теории, местное самоуправление берет на себя часть задач государственных служащих и должно действовать в интересах государства и общественности, но в России было искажено данное представление. Государство считало, что местное самоуправление должно полностью подчиняться только государству, этим ограничивая их самостоятельность. Поэтому было необходимо переосмыслить представление о российском местном самоуправлении.

После Октябрьской революции 1917 г. местное самоуправление считали буржуазным институтом и советы вытеснили местные органы власти. Тем не менее, местное самоуправление вновь появляется в Конституции СССР 1977 г. Как именно развивалось местное самоуправление с конца 80-х гг. показано на Рисунке 1.

1.2. Структура и функции местного самоуправления

Наиболее полное представление о местном самоуправлении и необходимости его существования в управленческой структуре излагается в Европейской Хартии местного самоуправления[12].

Структура местного самоуправления представлена на Рисунке 2.

Представительный орган местного самоуправления является выборным органом власти, численность которого определяется уставом муниципального образования[13]. Основной задачей данного органа является формирование правовой база управления муниципальным образованием.


Исполнительным органом власти местного значения является администрация муниципального образования. Структура администрации определяется уставом муниципального образования. Главная задача данного органа — это решение вопросов местного значения, коммуникация с населением.

Контрольный орган — это могут быть контрольно-счетная палата или ревизионная комиссия, в задачи, которых входит осуществление надзора за порядком формирования местного бюджета и управления муниципальной собственностью.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного значения, который может являться руководителем администрации муниципального образования или руководителем представительного органа муниципального образования[14].

Органы местного самоуправления

Представительный орган власти

Исполнительный

Контрольный орган власти

Глава муниципального образования

Рисунок 2. Структура местного самоуправления[15]

Для понимания назначения местного самоуправления необходимо знать основные функции, которые выполняет данный орган власти. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление выполняет следующие функции:

1. Обеспечение участия граждан в решении проблем местного уровня;

2. Управление муниципальным имуществом, а также формирование местного бюджета;

3. Обеспечение развития территории;

4. Обеспечение реализации потребностей населения муниципального образования;

5. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности населения;

6. Функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления[16].

Д. Г. Горбатенко выделяет также функции, присущие местному самоуправлению, как процессу управления[17]:

1. Сбор и обработка информации. Данная функция является определяющей результат работы, потому как для выработки какого-либо решения необходимо понимание того, чего не хватает и чем население недовольно, именно поэтому необходимо проведение опроса. Здесь важно правильно и качественно организовать процесс сбора информации, потому как от процесса сбора информации зависит 50% правильности принятого решения, оставшаяся доля зависит от анализа и интерпретации полученной информации;

2. Выработка и принятие решения. В местном самоуправлении решение разрабатывается и принимается при совместных усилиях местного самоуправления и населения. Выделяют следующие формы волеизъявления населения:


–референдум;

–выборы;

–голосования по вопросам преобразования муниципального образования;

–собрания граждан;

–публичные слушания;

–участие в опросах;

–массовые акции;

–обращения граждан;

–правотворческая инициатива.

3. Организация. Функция организации заключается в составлении плана действий для достижения результата и распределения задач между всеми участниками процесса[18].

4. Регулирование. Заключается в составлении плана действий для достижения результата и распределение задач между всеми участниками процесса;

5. Координация. Данная функция подразумевает коммуникацию между всеми участниками процесса для согласованности действий. Для более эффективной работы необходимо определить каналы взаимодействия и сроки исполнения того или иного действия

6. Контроль и учет. Данная функция в местном самоуправлении имеет отличительную особенность, которая заключается в наличии общественного контроля, который подразумевает, что население контролирует выполнение всех обязательств, которые взял на себя орган местного самоуправления. Также выделяют промежуточный контроль, который позволит более точно выполнить поставленную цель[19].

Таким образом, местное самоуправление имеет долгую историю и перенесло большое количество реформ. На данный момент местное самоуправление сформировано таким образом, что та функция, которая была изначально на него возложена, не изменилась, а только детализировалась, что помогает действующей системе работать более эффективно. Так как современные технологии все сильнее меняют весь мир во всех сферах жизнедеятельности, следовательно, изменений требуют и формы коммуникаций между людьми, в том числе между населением и властью. Но необходимо говорить именно о качественном изменении, а не о придании новых наименований старым бюрократическим процедурам и операциям.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления


2.1. Роль местного самоуправления в государственном механизме

Значение местного самоуправления как способа организации публичной власти в последнее время значительно возросло в процессе развития правовых и демократических начал нашего государства, и становления гражданского общества. Двойственность юридической природы органов местного самоуправления, которая проявляется в его сочетании общественно-гражданских и публично-властных положениях, а также их функций в частноправовой и публично-правовой области, определяет оптимальные критерии его соотношения с государственной властью в их совместной деятельности по эффективному и целенаправленному решению проблем местного значения и реализации решений органов государственной власти.

По-прежнему самыми сложными проблемами в отношениях государства и местного самоуправления являются вопросы правильной и эффективной организации этого взаимодействия, дабы избежать любого противостояния между ними, как политическими властными институтами. Надо сказать, что в настоящее время в сфере управления государством происходит выстраивание гармоничной системы управления, которая включает как государственное, так и местное самоуправление[20].

Местное самоуправление, как сказано в Конституции РФ, - неотъемлемая часть и важнейший элемент устройства демократического правового государства. Кроме того, С.М. Шахрай отмечает, что это - «неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов»[21].

Разнообразные интересы на разных государственных уровнях государства и многочисленных субъектов Федерации требуют гармоничного сочетания интересов как государственных, так и учет интересов каждого города, поселка, деревни, любого муниципального образования. Именно выразителем таких интересов и является местное самоуправление. Для того, чтобы эта роль была по-настоящему действенной, органы местного самоуправления должны иметь определенные полномочий от федеральной власти на самостоятельное решение проблемных вопросов жителей, объединенных одной территорией, то есть вопросов местного значения, а также определенных полномочий в участии и подготовке решений органов государственной власти, которые затрагивают интересы жителей муниципального образования[22].

Органы местного самоуправления «обязаны решать все вопросы местного значения, обеспечивать условия для обеспечения повседневных потребностей населения, то есть реализовывать одно из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых ему демократическими государствами, – право на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а эффективно работающее местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении государственных проблем большого масштаба, способствует оптимизации в деятельности государственного управления»[23].


Основы местного самоуправления – это «совокупность правовых норм, которые содержатся в Конституции РФ, либо в федеральных законах и закрепляют наиболее принципиальные правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические начала деятельности населения по решению задач местного значения. При этом, в соответствии с принципами правового государства «самостоятельная деятельность населения по эффективному решению вопросов местного самоуправления возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления»[24].

Основной особенностью «правового положения органов местного самоуправления состоит в том, что, во-первых, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, во-вторых, органы местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями могут участвовать в осуществлении государственных функций и их деятельность по исполнению такого рода полномочий должна находиться под контролем государства»[25].

Таким образом, местным самоуправлением можно считать установленную государством местную публичную власть, реализующую свои функции в рамках закона, на территории соответствующего муниципального образования путем управления, которое осуществляется жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе выделяемой ей материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. Таким образом, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Значение местного самоуправления состоит в его организационной обособленности в системе управления обществом, государством. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и участвовать в осуществлении государственных функций.