Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (Маркетинговые исследования рынка).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Маркетинговые исследования рынка
1.1 Сущность и роль маркетинговых исследований
1.2 Цели и задачи маркетинговых исследований
1.3 Принципы маркетинговых исследований
2.1 Понятие, сущность и принципы сегментации рынка
2.2 Критерии и признаки сегментации рынка
2.3 Критерии и признаки сегментации рынка
2.4 Стратегии сегментации рынка
Глава 3 Маркетинговые исследования российского рынка мороженого
3.1 План проведения маркетингового исследования
3.2 Характеристика товарного предложения и спроса
Полученные в результате маркетинговых исследований выводы и рекомендации должны быть представлены руководителям фирмы в удобной, для восприятия форме, для принятия на их основе решений.
Как любой процесс маркетинговое исследование делится на этапы:
- Выявление проблем и формулирование целей исследований
- Отбор источников информации (т.е. определение потребности в информации)
Сбор информации (проведение кабинетных и полевых исследований)
- Анализ собранной информации (обработка информации)
- Предоставление полученных результатов (представление отчета с выводами, пояснениями и предложениями).
На первом этапе исследования главным является формулирование проблемы, так как ее постановка, по сути, позволяет собирать адресную информацию. После этого целесообразно дать описание вторичной (ранее собранной) и первичной (новые данные) информации. Для этих целей обязательно составляется план действий.
Деление исследований на кабинетные и полевые связано с источниками их получения: кабинетные исследования предусматривают сбор информации из статистических справочников, данных бухгалтерии, отчетов продавцов, годовых внутрифирменных отчетов и др.; полевые исследования относят к первичной информации, которую получают в результате наблюдения, эксперимента и опроса. Основная цель данного анализа — изучение покупательского поведения путем тестирования, изучения витрин и реакций на них покупателей.
В последнее время часто для этих целей используют установленные в местах встреч продавца и покупателя видеокамеры. Собранный таким образом материал тщательно изучается многими рыночными экспертами.
Дорогостоящим, но результативным методом исследования являются различного рода опросы. Обычно используют три основных их типа: личные интервью, анкетирование.
Комплексное исследование рынка включает:
- Изучение маркетинговой среды;
- Анализ товара и его поведения на рынке;
- Оценку конкурентоспособности товара и фирмы;
- Изучение потребителей;
- Контроль за конкурентами.
Маркетинговые исследования можно проводить по следующим направлениям:
1) Исследование рынка:
- определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
- определение характеристик рынка и их изменений;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- изучение экспортных рынков.
2) Исследование потребительских свойств товаров:
- исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;
- испытание и тестирование новых товаров;
- анализ товаров конкурентов;
- исследование упаковки;
- изучение товарной номенклатуры;
- изучение воздействия на окружающую среду.
3) Экономический анализ коммерческой деятельности:
- краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
- долгосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
- анализ политики цен;
- изучение тенденций внутриотраслевой деловой активности.
4) Исследование сбыта:
- анализ сбыта;
- анализ каналов распределения;
- анализ издержек распределения;
- анализ размещения предприятий и складов;
- пробный маркетинг;
- определение квот и территорий сбыта.
5) Исследование рекламы, стимулирование сбыта:
- исследование эффективности рекламных объявлений;
- изучение средств рекламы;
- исследование рекламных текстов;
- исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.);
- исследование методов стимулирования труда торговых работников;
- исследование потребительских мотиваций;
- изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;
- изучение общественных ценностей и проблем социальной политики;
- изучение проблем информирования потребителей.
Глава 2 Сегментирование рынка
Главной целью маркетинга является повышение доходов компании при одновременном удовлетворении нужд потребителя. Так как потребителей очень много и они рознятся по своим потребностям и покупательским привычкам, то компании, торгующие на рынке понимают, что обращение ко всем покупателям не должно быть одинаковым. В этом направлении мышление продавцов прошло несколько стадий:
- Массовый маркетинг, предусматривающий одинаковый подход ко всем потребителям;
- Маркетинг, ориентированный на разнообразие товаров, который способствует изменяющимся вкусам покупателей;
- Целевой маркетинг, предусматривающий разделение покупателей по группам, для которых разрабатываются конкретные маркетинговые мероприятия. [По 6, с 253]
На сегодняшний день многие компании предпочитают целевой маркетинг, с помощью которого можно приспособить свою продукцию и цены на нее к каждому сегменту рынка. Это дает возможность более полного учета запросов потребителей, что способствует увеличению реализации своей продукции и повышению прибыли.
2.1 Понятие, сущность и принципы сегментации рынка
Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта. Поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы. [По 6, с. 337-338]
Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия, и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.
Таким образом, сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием. [3, с. 11]
После того как фирма провела всесторонний и тщательный анализ рынка, желаний и характеристик потребителей, она должна выбрать наиболее выгодный для нее сегмент рынка.
Если фирма в условиях конкуренции не в силах удовлетворить все потребности в определенном товаре, она должна ориентироваться только на те сегменты, которые наиболее предпочтительны с точки зрения производственных и коммерческих возможностей фирмы.
Одним из главных элементов рыночной стратегии фирмы является сегментация рынка – это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении. [По 3, с. 11-12]
2.2 Критерии и признаки сегментации рынка
Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Таким образом, объектами сегментации рынка сбыта являются:
- Группы потребителей;
- Группы продуктов (товаров, услуг);
- Предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов – это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Только в этом случае руководство предприятия сумеет правильно выбрать именно тот сегмент рынка, где предприятие сможет наилучшим образом использовать свои сравнительные преимущества.
2.3 Критерии и признаки сегментации рынка
Сегментация рынка производится по критериям и признакам:
- Критерий – способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
- Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- Емкость сегмента, по которой определится число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
- Каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
- Устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- Прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
- Совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- Оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
- Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. [По 5, с 278]
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. Основные признаки сегментации рынка по группам потребителей приведены в Приложении 2
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке. [По 3, с. 37-39]
2.4 Стратегии сегментации рынка
После проведения сегментации рынка фирме необходимо принять решение: на скольких и каких сегментах она будет работать. После выделения сегментов отбирается один или несколько самых выгодных для предприятия.
Решив, на каком сегменте выступать, предприятие должно разработать стратегию проникновения в этот сегмент. Для этого определяются позиции всех имеющихся конкурентов и принимается решение о собственном позиционировании. У предприятия есть два пути. Первый – позиционировать себя рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка, второй – разработать товар, которого еще нет на рынке.
Однако перед тем, как принять такое решение, руководство предприятия должно удостовериться в наличии технических, экономических возможностей и в достаточности числа потенциальных покупателей предлагаемого товара.
Предприятие может воспользоваться тремя стратегиями сегментирования рынка:
- Массовый (недифференцированный) маркетинг с целью привлечения к одному товару предприятия внимания покупателей всех типов.
- Товаpно-диффеpенциpованный маркетинг с целью предложения рынку разнообразия и различия товаров предприятия от товаров конкурентов.
- Концентрированный (целевой маркетинг), предлагающий для каждого целевого рынка (сегмента) соответствующие товары и комплексы маркетинга.
Стратегия недифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентируемая на общность интересов и предпочтений покупателей, а не на различия в нуждах и отношениях. Цель – разработка таких товаров и маркетинговой программы, которые смогут удовлетворить максимально возможное число покупателей. Иными словами, цель фирмы достигается путем нахождения линии компромисса. Фирма придерживается стандартизации и массовости производства товаров. Данная стратегия значительно экономна. Однако ее не рекомендуют использовать предприятиям одной отрасли, так как возможно возникновение жесткой конкуренции на крупных сегментах.
Стратегия дифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентированная одновременно на несколько сегментов рынка с разработкой отдельных предложений. Данная стратегия более полно отражает рыночную ситуацию, а следовательно, обеспечивает большие объемы продаж и небольшой уровень риска. С другой стороны, необходимы большие инвестиции, производственные и управленческие издержки, потому стратегия дифференцированного маркетинга посильна в основном для крупных компаний.