Файл: Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. [11] Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека.

Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

Таким образом, на сегодняшний день роль семьи как важнейшего центра субкультуры год от года растет. Именно ей присуща функция воспроизводства морали, передачи культурных традиций, усвоения этнокультурных ценностей.

Духовно-нравственное состояние студенческих семей характеризуется ориентацией на сохранение и обогащение общечеловеческих и социальных ценностей, разнообразием и глубиной интересов и потребностей, стремлением к самосовершенствованию и воспитанию гармонично развитого подрастающего поколения.

Исследование проводилось с января по февраль 2015 года. Опрашивались студенты III-его курса, педагогического университета. Их средний возраст - 20 лет. Всего было опрошено 70 человек, из них 45 девушек и 25 юношей, никто из них, на момент опроса не состоял в браке.

Анкета включала в себя несколько блоков: сведения о респонденте, представления о добрачном периоде; о семье, как таковой; о периоде, предшествующем вступлению в брак; о процессе создания собственной семьи; оценка родительской семьи и положительных личных качеств отца и матери; значимость некоторых социальных факторов при создании семьи.

По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% пока не задумывались об этом, либо на данный момент, затруднялись ответить. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных нет.

Большое значение при вступлении в брак имеют добрачные отношения. На вопрос о длительности добрачного периода большинство респондентов ответили, что они должны длиться не более 3-х лет (80%), из них девушки - 62%, юноши -18%.

Идеальным возрастом для вступления в брак 65% опрошенных назвали - от 22 до 25 лет. На вопрос о возможных мотивах вступления в брак респонденты назвали следующие: любовь, возможность вместе воспитывать детей, духовная близость, создание прочной опоры в жизни, возможность решить свои материальные и жилищные проблемы.


Официальный брак предпочли 87% опрошенных, так как он более надежен и предполагает собой выполнение обязанностей, поставленных друг перед другом. Интересно еще и то, что большее количество голосов за официальный брак отдали девушки (57%), нежели юноши (20%). Скорее всего, это связано с различием интересов обоих полов.

Например, за необходимость брачной церемонии проголосовали 75%девушек, а большинство парней затруднялись ответить. Для многих опрошенных семья - условие гармоничного развития личности, а для меньшинства (3%) брак - счастливый случай. Для большинства респондентов (96%) важно, чтобы их избранник, либо избранница были порядочными людьми, а что касается соответствия культурного уровня лиц, желающих вступить в брак, то это оказалось не столь важным (всего 25%, среди опрошенных). Также для респондентов оказались значимыми такие качества личности, как:

- развитый интеллект (20%);

- любовь к избраннику (избраннице) (40%);

- честность (5%);

- доброжелательность к людям (5%);

- материальная обеспеченность (20%);

- легкость характера (5%);

- ответственность (5%).

На вопрос о сохранение престижа брачных семейных отношений, 87% девушек и 75% юношей ответило положительно, что может свидетельствовать о ценности для них семейных отношений. Что касается значимости определенных функций семьи, то главными оказались, по мнению респондентов: морально-психологическая и воспитательная, что говорит о серьезном отношении к семье, как к социальному институту.

Самыми незначительными функциями семьи для девушек (25%) оказались сексуально - эротическая, а для юношей (17%) экономическая. Какими же навыками и умениями должны обладать юноши и девушки для создания семьи:

- знания и умения по воспитанию детей;

- знания и умения по шитью, вязанию, приготовлению пиши;

- знания и умения по рациональному расходованию семейного бюджета;

- знания и умения в организации и проведении семейного досуга;

- знания и умения в интимной сфере;

- знания и умения в сфере семейного общения;

- знания и умения по рациональному расходованию семейного бюджета;

- знания и умения по ремонту квартиры, мебели, бытовой техники;

- знания и умения по воспитанию детей;

- знания и умения в интимной сфере;

- знания и умения в сфере семейного общения.

Также, по результатам опроса, 35% респондентов связывают понятие «удачный брак» с достатком в семье, 20% - со сходством жизненных целей супругов. Еще 45% респондентов отмечают, что удачный брак предполагает материальную и жилищную независимость молодоженов от родителей. Для 63% респондентов понятие «счастливая семья» означает взаимопонимание, духовную близость и любовь супругов. 28% опрошенных юношей и девушек к вышеперечисленным ценностям добавляют чувство долга и ответственности перед семьей и только 9% респондентов утверждают, что счастливая семья - это семья, где воспитываются дети.


По полученным данным можно сделать вывод, что респонденты довольно четко разграничивают понятия «удачный брак» и «счастливая семья». Первое понятие они больше связывают с материальными и финансовыми ценностями, тогда как второе - с духовно-нравственными и моральными ценностями. Это говорит о том, что большинство опрошенных юношей и девушек понимает, что на первый взгляд удачный брак не всегда являет собой счастливую семью, что для счастливой семьи не достаточно хорошо обустроенного быта и материальной независимости супругов, а необходимы такие духовные и нравственные ценности, как любовь, уважение, взаимопонимание, духовная близость и чувство долга.

Необходимо обратить внимание на то, что только 9% респондентов связывают понятие счастливой семьи с наличием в семье детей. На мой взгляд, это, с одной стороны, говорит об изменении репродуктивных установок молодых людей, а, с другой, отображает ухудшение демографической ситуации по стране в целом, что в свою очередь связано с социально-экономическим кризисом и материальной нестабильностью большинства молодых семей России.

Достаточно низкий процент респондентов, связывающих счастье семьи с детьми, указывает на недостаточную готовность молодых людей к рождению и воспитанию собственных детей.

2.2 Социально - педагогическая готовность молодежи к созданию семьи

С помощью анкетного опроса, произведенного среди молодежи, были исследованы мотивы вступления в брак современных молодых людей, и их степень готовности к выполнению супружеских и родительских обязательств.

На вопрос «Готовы ли вы создать семью?», 94% опрошенных юношей и девушек ответили «да, обязательно», 5% респондентов создадут семью только при условии, что встретят человека по душе и, 1% опрошенных высказал затруднение при ответе на данный вопрос.

Необходимо отметить, что в ходе исследования не было получено ни одного отрицательного ответа. Это указывает на сформированность общего положительного образа семьи и семейной жизни у молодежи, а так же говорит о том, что семья была и остается одной из центральных ценностей в жизни любого человека, независимо от пола и возраста.

Так, 85% юношей и 68% девушек считают, что семья необходима и ничем не заменима для мужчин. Полученные данные показывают, что девушки зачастую недооценивают значение семьи для мужского пола, что за внешней безразличностью молодых людей к данному вопросу скрываются серьезные размышления о браке и семье.


На наш взгляд, это показывает недостаток знаний в области семейной жизни и незрелость взглядов респондентов. Остальные 15% опрошенных юношей высказали затруднение при ответе на данный вопрос. 90% девушек и 98% юношей согласились с утверждением «семья необходима и ничем не заменима для женщин».

Эта достаточно интересная картина отображает желание девушек быть либо казаться более самостоятельными и независимыми от мужчин. Возможно, эта тенденция вызвана новым и модным отношением к браку - по западному образцу, где приветствуются свободные отношения между мужчиной и женщиной, а на первое место выходит карьерный рост.

По данным опроса, юноши оказались более консервативны в вопросе значения семьи для женского пола. На мой взгляд, это связано с представлениями о семье, заложенными в родительских семьях юношей, либо с наблюдением за положением вещей в современном белорусском обществе.

Подавляющее большинство респондентов осознают важность семьи в воспитании полноценной и гармонично развитой личности, так как 87 % опрошенных юношей и 92 % девушек согласились с утверждением «семья необходима и ничем не заменима для детей». Это говорит о том, что у респондентов сформированы первичные теоретические знаний о значении семьи в жизни ребенка.

По данным проведенного исследования, 15% девушек утверждают, что семью необходимо создавать для того, чтобы вместе с мужем воспитывать детей; 24 % - для создания прочной опоры в жизни; 38 % считают жизнь вместе с любимым человеком основным мотивом создания семьи. Еще 11 % называют уважение, духовную близость и взаимопонимание центральными мотивами вступления в брак, 8 % - считают, что семья необходима для продолжения рода, и 4% видят в браке возможность решить материальные и жилищные проблемы.

Юноши видят в семье в первую очередь возможность создать прочную опору в жизни (38%). Интересен тот факт, что 25 % старшеклассников считают, что семья нужна для продолжения рода, но только 4% из них указывают на необходимость создания семьи для воспитания детей. То есть существует расхождение между желанием иметь детей (продолжать свой род) и осознанием понимания того, что детям для нормального развития нужны оба родителя.

На наш взгляд это указывает на существенный недостаток знаний в области брачно-семейных отношений и указывает на неподготовленность к созданию собственной семьи. На важность любви для вступления в брак обратили внимание 18 % юношей и только 15% назвали духовную близость, взаимопонимание и уважение основными мотивами вступления в брак.


Обязательными условиями создания семьи, по мнению 68% респондентов, является общность взглядов жениха и невесты на организацию жизни в семье и умение совместно принимать решения, тогда как для 32% опрошенных эти условия выступают в роли желательных. 58% опрошенных указали на необходимость соответствия культурного и образовательного уровней супругов.

По мнению 28% респондентов обязательным условием создания семьи является финансовая независимость супругов и отдельное жилье, тогда как для 72% опрошенных данный критерий выступает желательным. Это говорит о некотором превосходстве духовных ценностей над материальными.

Возможно, это связано и с тем, что на начальном этапе развития внутрисемейных отношений больше внимания уделяется чувствам, а молодые люди считают, что быт благоустроится со временем. Данный показатель также отображает наличие социально-экономических проблем в государстве, так как сегодня молодая семья не может рассчитывать на немедленное приобретение жилья.

В процессе проведенного исследования на вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо для счастливого брака, достижения душевной гармонии между супругами?», 34% респондентов указали взаимопонимание, 29% - любовь и симпатию, 18% - детей, 13% - сексуальную гармонию в качестве основного критерия счастливого брака. И только 6% респондентов считают одним из условий прочности и благополучия семьи совместное преодоление трудностей.

Очевидно, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей не имеют представления о том, что жизнь, в том числе и супружеская,- это не только радость и удовольствия, а еще и трудности, противоречия, которые необходимо преодолевать. Это говорит о том, что современные юноши и девушки в основной своей массе не имеют представления о реальных путях построения дружной и стабильной семьи, воспитания детей.

На вопрос «Вы бы поддержали закон о введении в учебный процесс школ, ПТУ и ВУЗов курса «Этика и психология семейной жизни»? » были получены следующие ответы: 95% опрошенных высказали своё желание приобрести необходимые для семейной жизни знания и умения в учебных заведениях. Эти данные позволяют сделать вывод, что: подавляющее большинство осознаёт свою некомпетентность во многих вопросах организации семейной жизни и воспитания детей.

Таким образом, результаты исследования указывают на то, что молодежь положительно смотрит на создание семьи и вступление в брак, но подавляющее большинство не компетентны в вопросах организации семейной жизни. Семья имеет немаловажное значение, как на социальном уровне, так и в гармоничном развитии личности.