Файл: Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) старательность;

3) способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

4) доброжелательность и участливость;

5) умение обращаться с деньгами.

Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

1) умение брать на себя ответственность;

2) способность получать удовольствие, ведя за собой других;

3) уверенность в себе;

4) забота о поддержании равенства в общении;

5) умение подмечать детали.

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся « родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

1.2 Психологическая готовность и подготовка молодежи к созданию семьи

Брак является исторически меняющейся социальной формой отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общество пытается регулировать между ними супружеские и родительские права и обязанности (А.Г. Харчев).

В современном мире понятие отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. [11]. Отношения бесконечно разнообразны. Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно - следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее. Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

- на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;

- на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;

- на уровне взаимосвязей между людьми в группах - межличностные отношения;

- отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.

При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.


Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1) Регулирование личных половых отношений.

2) Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах.

Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт.

Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой. Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений. [11]

На первый взгляд, семья кажется одним из простейших для понимания социологических понятий. Этот термин используется в повседневном языке, и почти каждый имеет некоторый личный опыт семейной жизни. Мы привыкли слышать это слово из уст политических деятелей всех партий, утверждающих, что они являются сторонниками семьи и семейных ценностей. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений, - когда мы хотим определить разнообразные уклады жизни, которые мы бы описали как семьи.

Одна из главных дискуссий, занимавших социологию в последние годы, касалась лучшего определения семьи и того, можно ли каким-то образом отличить семьи от других видов жизненных укладов. Иногда проводится параллель между семьей и домохозяйством.


К примеру, группа студентов может разделять общее жилье и расходы па жизнь; они могут готовить пищу вместе или раздельно; они могут вместе ходить в кафе; они могут оказывать друг другу поддержку во время экзаменов или стрессов; но в целом мы не станем считать их семьей. Мы считаем семьей группу, состоящую из людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством, либо основными, интимными, сексуальными отношениями.

Семья часто основана на браке и, как правило, обладает большим постоянством, чем другие типы укладов и общественных отношений. Но можно ли назвать семьей состоящую в браке пару без детей или вдовца, воспитывающего детей в одиночку? В 1949 г. Джордж Мердок, социолог-функционалист, после изучения 250 семей различных слоев общества определил семью как социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем, по крайней мере, двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей.

Десять лет назад семейный студент был редкостью, исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или после свадьбы снимающие "угол". Все семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались ребятами, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение.

В.А. Каблуков пишет, что за годы совместной учебы ребята узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в институте между слушателями подготовительного отделения был очень распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием.

Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность.[12] Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов.


Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей.

Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены. Гармоничность семейной жизни родителей имеет и другие результаты для будущей семейной жизни детей. Семьи, где между родителями царили лад и согласие, проявляли полное взаимопонимание в вопросах ведения домашнего хозяйства, в то время как те, чьи родители развелись.

Поэтому, как видим, значение личного примера родителей для будущей семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом носит традиционный характер. Однако молодости свойственно стремление к новому, собственному пониманию ценностей брака. И в то же время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои.

В молодежной среде, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Студенты ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Общение необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства.

В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. [12]. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.


Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению.

Начнем с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести.

Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы.

К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего, чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

ГЛАВА 2. Практическое выявление психологической готовности молодежи

2.1 Психологическое исследование представлений о создании семьи

Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку.