Файл: Особенности кадровой стратегии на современных предприятиях. Сущность кадровой стратегии организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы кадровой стратегии торговых организаций
1.1. Сущность кадровой стратегии организации
1.2. Особенности кадровой стратегии на современных предприятиях
2. Анализ системы управления персонала на примере ООО «Иско»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Кадровая стратегия управления персоналом
Таким образом, управленческое решение как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы и достижение целей организации, а как процесс – последовательность определенных этапов и составляющих их управленческих процедур.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров в области торговли предполагают:
1) владение технологией продаж оборудования.
2) навыки делового общения и знание психологии клиентов.
3) умение работать с документами и базами данных.
4) Свободное владение интернет-технологиями, навыки продаж.
5) Использование позитивных моделей поведения.
Менеджер в торговом бизнесе большую часть времени тратит на коммуникации и общение с потребителем, поэтому особое значение должно уделяться созданию адекватной корпоративной культуры с высоким контекстом управления.
Итак, разработка управленческих решений в торговле - это инициатива, творческий труд, инновационный подход к работе, доброжелательность и деятельность по ситуации.
Ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в ООО «Иско», обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров (специалистов ОТиЗ).
2.2. Кадровая стратегия управления персоналом
Анализ обеспеченности предприятия кадрами состоит в сравнении фактических показателей с их плановыми или данных разных лет, а так же расчет и оценки изменения ряда производных показателей.
Анализ состава, структуры и движения персонала является первоочередным этапом анализа труда и заработной платы на предприятии.
Данные по численности персонала филиала ГК «Виктория» представлены в табл. 3.
Таблица 3
Динамика численности персонала ООО «Иско»
Категория персонала |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Абсолютное изменение, чел. |
Темп роста, % |
Среднесписочная численность всего, чел. в т.ч.: |
34 |
45 |
52 |
18 |
152,94 |
- торгово-оперативный персонал |
22 |
28 |
34 |
12 |
154,55 |
- вспомогательный персонал |
7 |
8 |
10 |
3 |
142,86 |
- персонал управления |
3 |
5 |
5 |
2 |
166,67 |
- прочие |
2 |
4 |
3 |
1 |
150,00 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом численность персонала выросла на 18 человек или на 53%.
Анализ структуры и движения персонала представлен в приложении 2.
Наибольшую долю в структуре персонала занимал торгово-оперативный персонал – в районе 65%.
Поскольку изменения в качественном составе происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделим большое внимание.
Рассчитанные коэффициенты динамики кадров свидетельствуют о том, что в 2016 году произошел рост коэффициента оборота по выбытию на 0,02, коэффициента текучести на 0,02, снижение коэффициента оборота по приему на 0,07, коэффициента постоянства состава - на 0,2.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что рост коэффициента текучести, коэффициента оборота по выбытию, снижение коэффициента оборота по приему, коэффициента постоянства состава ООО «Иско» свидетельствуют об ухудшении использования трудовых ресурсов в организации.
Система стимулирования персонала поддерживает создание организационно эффективной компании, которая имеет прозрачную и понятную систему корпоративного управления, отвечающую международным стандартам, и предоставляет возможности для максимального раскрытия потенциала человеческих ресурсов, являющихся одним из основных конкурентных преимуществ компании.
Компания стремится к тому, чтобы профессионализм, достижение стабильно высоких результатов и демонстрация приверженности ценностям, составляющим «путь ООО «Иско»», являлись необходимым условием и единственной гарантией служебного роста и продвижения в компании.
Компания отдает себе отчет в том, что достижение целей и задач, составляющих видение в области управления персоналом, потребует вложения значительных средств как в человеческие ресурсы, так и в дальнейшее развитие служб управления персоналом.
Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах, обращение к агентствам по трудоустройству, бирже труда, но чаще в ООО «Иско» предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, мотивацию, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к предприятию.
Система подбора персонала, используемая в ООО «Иско» (приложение 3) является составной частью системы управления кадрами. Она включает в себя подсистемы: анализа работы; кадрового планирования; набора персонала; отбора персонала; найма персонала; адаптации персонала.
Все подсистемы являются взаимосвязанными и направлены на достижение цели функционирования системы – обеспечение предприятия кадрами необходимого количества и качества.
Процедура принятия решения о приёме (выдвижении) работника предусматривает, как правило, следующее:
- Наличие нескольких кандидатов на данную должность.
2) Оценку профессионально-необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью.
3) Сравнительный анализ оценок качеств претендентов для выбора наиболее достойного.
4) Изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на выдвижение (приём).
5) Назначение на должность наиболее достойного кандидата.
Таблица 4
Схема регистрации личных качеств претендента
Качества |
Требования |
Реальное состояние кандидата |
Здоровье и физическое состояние |
Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах |
Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным |
Интеллектуальное развитие |
Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы |
Интеллектуальное развитие высокое |
Черты личности |
Уравновешенность, способность работать самостоятельно |
Спокоен, рассудителен |
Оплата труда |
Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа |
Отказ от сверхурочной работы |
Так как собеседование могут проводить несколько человек и в разное время, результаты бесед фиксируют документально. Возможны различные формы регистрации результатов, в основном это унифицированная и единая форма (которая быстрее стала привычной для членов комиссии).
По данным указанным в таблице, видно, что внутренние источники при найме составляют лишь 17% от общего числа. Небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы. Так же, наем персонала посредством рекламы и объявлений составляет всего 10% - это очень плохой результат.
В качестве основных проблемных зон ООО «Иско» в системе управления персоналом выделены следующие:
- подбор персонала осуществляется непрофильным специалистом, посредством формальной телефонной процедуры. Это влечет за собой риски упустить на первом же этапе грамотного специалиста и провести ряд непродуктивных встреч.
- отбор персонала проводится безо всякой объективной (или объективированной) методики, только на основании формальных требований и субъективной оценки топ-менеджеров;
- найм персонала осуществляется без соблюдения традиционных формальных процедур (ознакомление с регламентирующими документами ООО «Иско», местом и условиями работы, составлением всех сопутствующих распорядительных документов и пр.).
3. Совершенствование кадровой стратегии организации
Рассмотрим направления совершенствования процедур отбора и подбора персонала, профессионального развития в организации.
При построении процедуры адаптации нового сотрудника следует учитывать, что суммарные затраты на адаптацию сотрудника, должны быть значительно меньше, нежели суммарные затраты на поиск нового сотрудника. Оптимальное соотношение затрат на поиск к затратам на адаптацию 3:1.
Таким образом, в результате затрат на разработку, внедрение и поддержание эффективной процедуры адаптации, ООО «Иско» должна получить следующий результат:
1. Снижение издержек по поиску нового персонала;
2. Снижение количества увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок, как по инициативе администрации, так и по собственному желанию;
3. Формирование кадрового резерва;
4. Сокращение времени выхода на точку рентабельности для новых сотрудников.
С 2002 года в организации существует программа адаптации для новых сотрудников. Реализация программы адаптации работника - важная задача отдела персонала. Ее цель – содействие успеху работника на новом рабочем месте и соответственно эффективное включение нового работника в деятельность фирмы.
Программа адаптация новичков, по действующей системе, охватывает испытательный срок сотрудника. Стандартный испытательный срок для линейного персонала в ООО «Иско» составляет 2 месяца, для руководящего состава до 6 месяцев, что отражено в трудовом договоре с сотрудником.
За 3 дня до планируемой даты выхода нового сотрудника отдел персонала подает заявки в административно-хозяйственный отдел на организацию нового рабочего места: мебель, канц. товары, в отдел автоматизации на установку ПК, телефонии и т.п., что позволяет человеку ощутить, что его ждали, к его приходу готовились.
Первой ступенью задействования начинающего специалиста является его введение в должность, цель которого - ускорить освоение новичком работы, сократить период его адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
В ООО «Иско»первое, что проходят новички, поступающие на работу, - это адаптационную беседу об организации, ее особенностях: взаимоотношений организации и работника (порядок приема и увольнения, заработная плата, льготы), условий труда, а так же знакомит с распорядительной документацией организации. После этого сотрудник отдела персонала проводит нового сотрудник на его рабочее место и передает руководителю подразделения.
Руководитель подразделения, в течение первых трех рабочих дней нового сотрудника, готовит программу обучения на весь испытательный срок, в которой обозначены задачи и сроки их выполнения, а так же указаны лица, которые будут оказывать помощь новому сотруднику в тех или иных вопросах.
В основе программы адаптации – институт наставничества. Наставник, помогает новичку освоиться на новом месте, а так же, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, оказывает всестороннюю помощь в адаптации.
Наставники получают материальное вознаграждение за обучение новых сотрудников 5% от оклада ежемесячно.
Два раза в неделю, по вторникам и пятницам с 17-00 до 18-30 проводятся семинары для новеньких, где представители отдела персонала рассказывают новичкам историю развития ООО «Иско», ее основные подразделения и содержание их деятельности, разграничение полномочий, порядок выработки решений, внутренние связи организации, условия работы организации с поставщиками и дилерами и т.п.
Раз в неделю по четвергам в организации проводятся семинары для сотрудников, где рассматриваются сильные стороны организации в сравнении с конкурентами, основной круг клиентов, формы и методы работы, особенности продаваемой продукции, ее технические характеристики, новинки в ассортименте. Данные семинары проводятся представителями заводов-поставщиков, специалистами по маркетингу и специалистами сервисной службы ООО «Иско».
Все эти мероприятия позволяют избежать на первых порах многих ошибок, вызванных слабым знанием организации и ее особенностей, уменьшить психологическую боязнь провала и тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода, сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению.
За 5 рабочих дней до окончания испытательного срока отдел персонала уведомляет новичка, его наставника и руководителя подразделения о дате и времени проведения аттестации.