Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (на примере ООО "Запчасть Плюс").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подробный анализ ответов работников предприятия, позволил выявить узкие места и показатели, по которым они определили тот или иной уровень. Были получены следующие результаты:

- работникам предоставляется полная возможность овладеть своей специальностью, развить умения и навыки, приобрести необходимый опыт;

- система коммуникаций достаточно развита: подчиненные могут непосредственно общаться со своим руководителем, получают информационные распечатки;

- половина опрошенных не ощущают себя вовлеченными в процесс принятия решений, считают деятельность предприятия плохо организованной. Остальные имеют противоположное мнение;

- взаимоотношения работников друг с другом, их кооперация находятся на низком уровне, что является негативным моментом для трудового коллектива.

Таким образом, основываясь на проведенном исследовании, можно сказать, что для усиления и воздействия корпоративной культуры на деятельность ООО «Запчасть Плюс» необходимо произвести некоторые изменения.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры на предприятии

Паспорт проекта по развитию корпоративной культуры исследуемого организации представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Паспорт проекта по развитию корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»

Наименование проекта

Проект совершенствования корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»

Цель проекта

Целью проекта является совершенствование корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» в направлении отношения к работе на данном предприятии, систем обучения, норм поведения и ряду других ценностей

Задачи проекта

Задачи проекта:

– утверждение корпоративных ценностей и этических принципов;

– совершенствование принципов делового взаимодействия на предприятии;

- повышение уровня межличностного общения

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

– повысить качество управления за счет развития ключевых компетенций персонала;

– выявить как движущие, так и тормозящие факторы развития организации;

– проработать реальные проблемы организации;

– корректировать сознательные установки и бессознательные динамики в процессе работы, что ведет к повышению лояльности персонала по отношению к руководству и предприятию;

– снизить естественное сопротивление руководителю со стороны персонала;

– определить возможности и ограничения каждого из участников;

– выявить особо талантливых людей, способных к выполнению лидерской функции;

– выработать рекомендации для руководителя организации по оптимальному использованию потенциала сотрудников;

– сформировать единый внутрикорпоративный язык и взаимопонимание.


На данном этапе развития ООО «Запчасть Плюс» сложившаяся в ней корпоративная культура недостаточно отвечает миссии и целям организации. Учитывая темпы развития ООО «Запчасть Плюс» и отрасли, руководству ООО «Запчасть Плюс» необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.

К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру ООО «Запчасть Плюс» относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к работе, расширение своих полномочий, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.

Предлагаются следующие мероприятия по изменению корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»:

а) организация конкурсов профессионального мастерства среди работников ООО «Запчасть Плюс», установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человек года» ООО «Запчасть Плюс». Главное здесь – система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;

б) установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в ООО «Запчасть Плюс» определённое число лет;

в) расширение ассортимента услуг, оказываемых службами ООО «Запчасть Плюс» (психологической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;

г) поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;

д) создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников ООО «Запчасть Плюс» (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

Важным направлением совершенствования корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» является проведение мероприятий по командообразованию.

Командообразованию способствует проведение корпоративных праздников. В общих чертах любая организация корпоративного праздника складывается из следующих составляющих: место проведения, питание, оформление и программа. Эти базовые элементы могут включать в себя более конкретные виды корпоративных мероприятий.

Первым среди них является «тимбилдинг». К этому разряду относятся разнообразные банкеты, фуршеты, праздники и все корпоративные мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Кроме того, существуют корпоративные протокольные мероприятия. Примерами могут быть вручение наград, премий и прочие поощрения среди собственных сотрудников. Они могут быть, как чисто внутренними, так и так и внешними, если предполагается присутствие или участие нескольких компаний.

Помимо этих корпоративных мероприятий для сотрудников ООО «Запчасть Плюс», возможно проведение и детских праздников.


Корпоративные праздники в жизни ООО «Запчасть Плюс» выполняют целый ряд важных функций:

  • фиксация успеха (в отличие от простой процедуры подведения итогов праздник подчеркивает достижения, успехи предприятия с позитивной направленностью);
  • адаптация (помощь новичкам во вхождении в коллектив);
  • воспитание (приобщение людей к значимым для предприятия ценностям);
  • групповая мотивация (процесс формирования и регулирования отношений в коллективе протекает в неформальной запоминающейся позитивной эмоциональной обстановке);
  • рекреация (необходимое отвлечение от трудового процесса, отдых, переключение внимания, развлечение);
  • сплочение (на основе эмоционального сближения) и др.

Не менее известным и популярным средством неформального корпоративного общения и сплочения коллектива является сегодня тимбилдинг (в пер. с англ. team building – построение команды). Поскольку на практике организовать тимбилдинг предлагают не только компании, специализирующиеся на проведении внутрифирменных тренингов, но и компании, занимающиеся корпоративными праздниками, то тимбилдингом часто называют и сессии стратегического планирования, и дискуссионные командообразующие тренинги, и «веревочные курсы», и игровые развлекательные программы, и корпоративные праздники. Но в отличие от развлекательных мероприятий, тимбилдинг является развивающим тренингом, направленным не только на эмоциональную разгрузку, но и на развитие деловых и личных качеств участников. Основные блоки тимбилдинг-тренинга, как правило, включают:

  • совместное планирование и распределение ответственности в команде;
  • умение договариваться;
  • видение общей цели;
  • ролевое распределение в команде;
  • эффективное исполнение командных задач;
  • рациональное использование командного ресурса.

Командообразование как комплексный метод морального стимулирования персонала ООО «Запчасть Плюс» направлен на улучшение взаимодействия между сотрудниками и сплочение коллектива. Программы командообразования позволяют участникам выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих коллег, получить эмоциональную разрядку.

Основными целями проведения командообразующих программ в ООО «Запчасть Плюс» являются:

  • сплочение коллектива;
  • построение эффективных коммуникаций в коллективе (группе);
  • получение опыта позитивного командного взаимодействия;
  • разрешение конфликтных ситуаций и улучшение взаимодействия в рамках подразделения или всего предприятия;
  • развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.

Достижение этих целей обеспечивается за счет комплекса психологических и динамических упражнений, направленных на активное взаимодействие внутри команды, специальной организации пространства проведения программы, обеспечения ситуации включения всех участников в единую команду и обеспечения принятия командных решений.

Специфика заданий, игр и упражнений, проводимых на программах тимбилдинга, позволяет в игровой форме смоделировать и отработать ситуации, возникающие в реальной деятельности предприятия. Структура проведения командообразующей программы позволяет организаторам проследить особенности взаимодействия участников в различных ситуациях и скорректировать их.

Основным результатом, которого смогут добиться руководители ООО «Запчасть Плюс» от участия коллектива в тренинге командообразования –повышение общей эффективности работы коллектива.

Одним из значимых методов морального стимулирования является официальное признание заслуг посредством награждения лучших работников (коллективов) за отличия в труде, значимые для деятельности ООО «Запчасть Плюс» и поэтому поощряемые публично и официально.

Главная цель награждения в ООО «Запчасть Плюс» как метода стимулирования персонала – сформировать в коллективе положительное отношение к тем или иным формам достижений, создать и культивировать образ желаемого трудового поведения работников, целевым ориентиром которому служит инициатива, творческий подход и трудовая активность.

В числе важных функций награждения в ООО «Запчасть Плюс» следует назвать:

- стимулирующую функцию (отразить ценности общества, предприятия, коллектива и отождествить человека, получившего награду, с тем идеальным образом, именем, которое носит награда);

- дифференцирующую функцию (отличить заслуженного члена общества от прочих);

- воспитательную функцию (способствовать формированию определенной модели трудового поведения).

Необходимым условием эффективности этого метода стимулирования является наличие системы правовых, нравственных, философских взглядов руководителей на развитие предприятия и его персонала, на содержание, формы и методы стимулирования и формирование подлинной, глубокой заинтересованности работников в активной трудовой деятельности.

Также в целях развития корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» необходимо проводить мероприятия по развитию взаимоотношений на предприятии.

Межличностные и межгрупповые отношения – это система моральных установок, ожиданий и стереотипов, через которые работники ООО «Запчасть Плюс» воспринимают и оценивают друг друга.


Состояние социально-психологического климата в коллективе ООО «Запчасть Плюс» характеризуется эффективностью профессиональной деятельности, состоянием трудовой дисциплины и характером движения кадров. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в трудовом коллективе ООО «Запчасть Плюс» требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Регулирование социально-психологического климата в коллективе осуществляется мерами социального и психологического планирования, управления организационной культурой, управления конфликтами. В качестве специальных мер для ООО «Запчасть Плюс» предлагается:

- продуманный и грамотно проведенный подбор кадров на управленческие позиции в ООО «Запчасть Плюс»;

- обучение и периодическая оценка профессионализма, управленческих инициатив, деловых и личных качеств руководящих кадров;

- комплектование подразделений с учетом фактора психологической совместимости;

- применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

В своей деятельности по регулированию социально-психологического климата руководству ООО «Запчасть Плюс» следует чаще использовать силу убеждения, внушения, личного примера, опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.

В целях совершенствования корпоративной культуры исследуемого предприятия необходимо также осуществлять мероприятия по улучшению организации обучения персонала.

Очевидно, что даже преуспевающие компании с сильной корпоративной культурой нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей, так как факторы внешней среды, отбор и прием новых сотрудников, высвобождение сотрудников, выход на новые отраслевые и особенно национальные рынки, изменение статуса и т.п. – все это способствует изменению корпоративной культуры. Миссия, цели, принципы – факт их существования большой плюс, а то, что о них знают немногие – это значительный минус. Необходимо размещение стендов с декларацией миссии, целей, принципов по отделам компании.

При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей компании.