Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (на примере ООО "Запчасть Плюс").pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие организационной культуры предприятия
1.1 Характеристика и функции организационной культуры
1.2 Виды организационных культур
1.3 Методы формирования и поддержания организационной культуры на предприятии
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры на примере ООО «Запчасть Плюс»
2.1 Краткая характеристика ООО «Запчасть Плюс»
2.2 Организационная культура в ООО «Запчасть Плюс»
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры на предприятии
Принятие предприятием конкретной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она функционирует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка и потребителей и т.п. Известно, что предприятиям отраслей «высокой технологии» свойственно наличие культуры, содержании инновационные» ценности и веру «в изменения». Но такая черта по-разному может проявляться на предприятиях одинаковой отрасли, в зависимости от национальной культуры, в рамках которой действует то или иное предприятие.
Таким образом, целенаправленное формирование организационной культуры дает возможность увеличить уровень управляемости предприятием, усилить единство коллектива, а также использовать как стратегический мотивирующий фактор, который направляет работников на достижение целей организации.
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры на примере ООО «Запчасть Плюс»
2.1 Краткая характеристика ООО «Запчасть Плюс»
ООО «Запчасть Плюс» - компания, основным видом деятельности которой является поставка запчастей для дизельных двигателей импортного производства.
Юридический адрес: г. Москва, ул. Промышленная, д. 11.
Основной вид деятельности ООО «ЗАПЧАСТЬ ПЛЮС» – Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Компания ООО «ЗАПЧАСТЬ ПЛЮС» также осуществляет дополнительные виды деятельности (табл. 3)
Таблица 3 – Дополнительные виды деятельности ООО «ЗАПЧАСТЬ ПЛЮС»
КОД |
Наименование |
33.12 |
Ремонт машин и оборудования |
45.31.1 |
Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов |
46.4 |
Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами |
46.6 |
Торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями |
46.7 |
Торговля оптовая специализированная прочая |
46.90 |
Торговля оптовая неспециализированная |
47.1 |
Торговля розничная в неспециализированных магазинах |
47.5 |
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах |
74.20 |
Деятельность в области фотографии |
74.30 |
Деятельность по письменному и устному переводу |
81.22 |
Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая |
81.29.9 |
Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки |
82.92 |
Деятельность по упаковыванию товаров |
95.2 |
Ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначени |
ООО «Запчасть Плюс» имеет большой опыт работы и прочные партнерские связи с крупными европейскими, американскими и китайскими производителями.
Так, ООО «Запчасть Плюс» осуществляются эксклюзивные поставки оригинальных и аналоговых запчастей дизельных двигателей, техники и дополнительного оборудования фирм: AKSA, CATERPILLAR, Cummins, Deutz, Fleetguard, Holset, Komatsu, Tedom, Volvo Penta.
2.2 Организационная культура в ООО «Запчасть Плюс»
Персонал ООО «Запчасть Плюс» насчитывает 42 человека. Организация использует линейно-функциональную структуру управления (рис. 1).
Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «Запчасть Плюс»
На основе наблюдения и опроса сотрудников составим типологическую характеристику корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» (табл. 4).
Таблица 4 – Типологическая характеристика корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»
Авторы типологии |
Тип культуры |
Основная характеристика |
Г. Хофстед |
Индивидуалистическая и мужская культура, с высоким уровнем дистанции власти и избегания неопределенности. |
В ООО «Запчасть Плюс» руководители, как правило, концентрируются на частных вопросах и деталях. Доминирующие ценности – настойчивость, напористость, не придается особого значения заботе о людях. |
Т.Е. Дейл и А.А. Кеннеди |
Культура высокого риска и быстрой обратной связи |
На предприятии любят быстрое получение денег и быстрые сделки. Общение немногословное, зачастую очень быстро, языком коротких реплик и жестов. |
М. Бурке |
Культура «огорода» |
В деятельности предприятия используются испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений. |
И. Оучи |
Рыночная культура |
Эффективность деятельности ООО «Запчасть Плюс» определяется на основе стоимостных показателей. |
Для того чтобы выявить реальные тенденции в функционировании и развитии корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс», целесообразно провести следующие мероприятия:
1. Исследование мнения сотрудников по вопросам составных элементов стимулирования труда, корпоративной культуры – на основании опроса сотрудников ООО «Запчасть Плюс».
2. Экспертная оценка удовлетворенности работников характеристиками корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс».
Охарактеризуем последовательно методы и инструменты, а также механизм проведения исследования.
1. Исследование проводится в форме анкетного опроса – количество опрошенных – 30 человек, персонал ООО «Запчасть Плюс».
Приведем результаты исследования анализа корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»:
а) Из всех факторов, отражающих удовлетворение персонала предприятия в осуществляемой работе в целом, следует выделить преимущественно такие, как:
- размер заработка (70% из 100% опрошенных);
- режим работы (65%);
- возможность должностного продвижения (60%);
- возможности решения жилищно-бытовых проблем (50%).
б) Краткосрочные планы сотрудников, представлены следующими желаниями:
- продолжать работать на прежней должности (50%);
- перейти на следующую должность (25%);
- перейти работать в другую организацию без смены специальности (25%).
в) Среди факторов, значительно повышающих текущую трудовую активность сотрудников ООО «Запчасть Плюс», можно выделить следующие основные:
- инструменты материального стимулирования (65%);
- проведение корпоративных мероприятий (60%);
- элементы состязательности и новые планы осуществления работ (40%).
Для сотрудников ООО «Запчасть Плюс», среди факторов, влияющих на трудовую активность, определяющим являются материальные инструменты мотивации и проведение корпоративных праздников.
г) Среди факторов, понижающих трудовую активность персонала ООО «Запчасть Плюс», следует выделить:
- методы морального стимулирования (70%);
- экономические нововведения на предприятии (30%).
Для ООО «Запчасть Плюс» фактором, наиболее негативно влияющим на трудовую активность сотрудников, является «моральное стимулирование».
д) Сотрудникам ООО «Запчасть Плюс» было предложено проранжировать мотивы, определяющие стремление работать в компании (самая важная – 1, самая незначительная – 5). В результате были получены следующие результаты:
1 – высокая заработная плата (35%);
2 – благоприятный психологический климат (25%);
3 – комфортные условия труда (20%);
4 – разнообразие работы, самостоятельность в выполнении ряда работ (15%);
5 – возможность должностного продвижения, профессионального роста (5%).
Работники ООО «Запчасть Плюс» в качестве основных стимулов отметили высокую оплату труда, благоприятный психологический климат и комфортные условия труда.
е) На вопрос: «Что могло бы содействовать, на Ваш взгляд, повышению Вашей трудовой активности и развитию корпоративной культуры предприятия в будущем?», ответы распределились следующим образом:
- организация и проведение корпоративных праздничных мероприятий (30%);
- разработка и проведение тематических тренингов (35%);
- мероприятия по повышению квалификации (15%);
- совершенствование системы мотивации персонала, в особенности, её нематериальной компоненты (20%).
Необходимо отметить, что работники ООО «Запчасть Плюс» в качестве ключевого направления развития корпоративной культуры предприятия выбрали разработку и проведение тематических тренингов.
Следующим мероприятием по исследованию корпоративной культуры в ООО «Запчасть Плюс» является проведение анализа удовлетворенности работников характеристиками корпоративной культуры предприятия.
Общим походом к анализу действующей корпоративной культуры может быть определение степени расхождения ожиданий, то есть, запланированных ориентиров, и, практических результатов применения системы. Каждый работник ООО «Запчасть Плюс» ждет от выполнения работы определенных затрат труда, ее результатов и вознаграждения. При этом ожидания различны в зависимости от того, является ли работник исполнителем этой работы или ее руководителем.
Для изучения формируемой и укрепляемой в ООО «Запчасть Плюс» корпоративной культуры было проведено тестирование работников предприятия. Тестируемым было предложено оценить по девятибалльной шкале некоторые характеристики предприятия. Полученные результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Удовлетворенность работников характеристиками корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»
Характеристики |
Средний балл,b |
Важность характеристики, W |
Общая оценка с учетом важности, Е |
1. Удовлетворенность стандартами, нормами, традициями предприятия, где вы работаете |
6,75 |
6 |
40,2 |
2. Удовлетворенность физическими условиями работы |
4,75 |
5 |
24,4 |
3. Удовлетворенность работой |
4,4 |
9 |
39,9 |
4. Удовлетворенность стилем руководства начальника |
4,5 |
4 |
19,8 |
5. Удовлетворенность нематериальными стимулами в смысле соответствия трудозатратам |
4,15 |
7 |
39,1 |
6. Удовлетворенность зарплатой в соответствии с тем, сколько за такую работу платят на других предприятиях |
5,1 |
5 |
25,1 |
7. Развитие тренингов как элемента развития культуры, инструменты повышения квалификации |
4,2 |
5 |
23,9 |
8. Удовлетворенность материальными стимулами, используемыми на предприятии |
7,5 |
5 |
37,3 |
9. Уровень использования нематериальных стимулов на предприятии |
4,2 |
5 |
21,8 |
10. Информированность сотрудников о положении дел на предприятии, перспективах развития |
4,9 |
4 |
19,6 |
11. Взаимодействие сотрудников предприятия |
5,6 |
7 |
40,2 |
12. Удовлетворенность сотрудников в отношении степени реализации корпоративных мероприятий |
4,4 |
6 |
26,1 |
13. Удовлетворенность сотрудников методами контроля, используемыми на предприятии |
5,9 |
6 |
35,7 |
14. Налаженность коммуникаций внутри персонала |
3,8 |
7 |
34,2 |
Сумма |
70,15 |
81 |
427,3 |
В результате комплексного анализа элементов мотивации, корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс», следует сделать следующие основные выводы:
1) В ООО «Запчасть Плюс» хорошо разработана материальная компонента стимулирования труда и корпоративной культуры на уровне нормативов, регламентов, а также на практике управления персоналом.
2) Наибольшей степенью удовлетворения сотрудников ООО «Запчасть Плюс» характеризуются материальные инструменты стимулирования труда. Также сотрудники предприятия удовлетворены стандартами, нормами, традициями предприятия своей работы.
3) Меньше всего работники ООО «Запчасть Плюс» удовлетворены:
- налаженностью коммуникаций внутри персонала;
- развитием и активностью тренингов как элемента развития культуры;
- инструментами повышения квалификации;
- уровнем использования нематериальных стимулов;
- уровнем реализации корпоративных мероприятий на уровне отдельных подразделений.
Что же касается общей удовлетворенности работников, то она составляет приблизительно 5,27, что соответствует среднему уровню (от 0 до 3 – низкий, от 3 до 6 – средний, от 6 до 9 – высокий уровень).
Для исследования того, как сотрудники ООО «Запчасть Плюс» понимают корпоративную культуру и ее формирование, было проведено анкетирование.
При ответе на вопрос «Можете ли Вы сформулировать стратегические цели ООО «Запчасть Плюс»?», ответы распределились следующим образом: знают стратегические цели своего предприятия 80% опрошенных, а 20% затруднились ответить на этот вопрос.
По мнению сотрудников, корпоративная культура:
- Создает чувство «МЫ» и связанное с этим влияние на внешний мир 24%.
- Обеспечивает сплоченность сотрудников 45%.
- Воздействует на социально-психологический климат и придает смысл работе 33%.
- Дает четкие ориентиры 6%.
- Делает возможной эффективную коммуникацию 21%.
- Благоприятствует принятию решений 6%.
- Снижает затраты на контроль 6%.
- Формирует высокую степень мотивации и лояльности сотрудников 20%.
- Такое понятие в организации отсутствует, а значит, ни на что не влияет 10%.
Среди традиций, принятых в ООО «Запчасть Плюс», большинство сотрудников отметили проведение новогоднего вечера, лишь этот праздник торжественно отмечается каждый год. Но многие считают, что на предприятии вообще нет традиций. Поэтому, по мнению 70% сотрудников корпоративные мероприятия проводятся крайне редко.
По мнению большинства опрошенных корпоративная культура в ООО «Запчасть Плюс» находится на среднем уровне, 30% определяют уровень развития как высокий и лишь 10% как очень высокий. Никто не оценил культуру предприятия как имеющую тенденцию к деградации, что является положительным результатом.