Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды и порядок назначения государственных пенсий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скажем сразу, проблема эта существует, и не только в Дагестане. Просто у нас значительная часть трудоспособного населения задействована в сфере предпринимательства, потому и бросается эта проблема сразу в глаза. Сегодня работать "честно" - реально выгодно. Предприниматели часто проявляют несознательность в этом отношении, не уплачивая установленные для них, как для стра­хователей, страховые взносы. Они упускают из виду, что эти страховые взносы идут в их же расчет­ный пенсионный капитал, будут влиять на их право на пенсию и ее размер. Кстати, в обсуждаемом нами законопроекте предусмотрено снижение тарифа страховых взносов для индивидуальных пред­принимателей. C 2014 г. его расчет производится из одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Что касается застрахованных лиц, за которых работодатель не уплачивает или в недостаточ­ной мере уплачивает страховые взносы, они могут ознакомиться со сведениями, содержащимися в выписке из лицевого счета, и требовать от работодателя уплаты страховых взносов, так как должны осознавать, что без уплаты страховых взносов периоды работы не могут быть включены в страховой стаж.

Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, - 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов в систему ОПС идет на финансирование фик­сированной выплаты, а 16% являются индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "годовой пенсион­ный коэффициент", которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы бы­ло понятнее - он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на форми­рование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу - у человека (1967 года рожде­ния и моложе) есть это право. 10% или 16% - к сумме страховых взносов с максимальной взносооб­лагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10. Если работник откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС, а происходит это чаще всего по незнанию собственных прав, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%.


Если же выбор состоится в пользу 6% на формирование накопительной части пенсии, то на фор­мирование страховой части пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%. Важно знать, что предельный годовой заработок, то есть фонд оплаты труда, с которого работодатели упла­чивают страховые взносы в систему ОПС, ежегодно устанавливается федеральным законом. Проще говоря: чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента. Годовой пен­сионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений. При его расчете учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц, известные всем нам 13%.

Сложный вопрос - различие категорий наших граждан с учетом разного исполнения своего дол­га, а также вопрос о стаже с учетом таких социально значимых периодов жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. Все это, конеч­но же, учитывается. К примеру, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента - за каждый год срочной воинской службы.

Периоды ухода за детьми до 1,5 лет на каждого ребенка также засчитываются в стаж. И здесь есть очень важные аспекты. Так, за каждого ребенка начисляются: 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска - за первого ребенка, 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска - за второго ребенка, 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска - за третьего ребенка. Например, матери, родившей троих детей после 01.01.2015 г., может быть начислено более 16 индивидуальных пенсионных коэф­фициентов, это больше половины требуемой суммы коэффициентов для приобретения права на тру­довую пенсию по старости в 2025 г. Это очень важная информация для нашего региона, где демогра­фическая ситуация - одна из лучших по стране. Такие нововведения должны только стимулировать наших женщин, что называется, "продолжать в том же духе". Как видите, со стороны государства де­ло не ограничивается только материнским семейным капиталом. Отпуск по уходу за ребенком не только учитывается, но и поощряется при будущем расчете страховой пенсии.

Скажем однозначно, по новым правилам выходить на пенсию позднее общеустановленного пен­сионного возраста будет выгодно. Это самое главное преимущество данного законопроекта. За каж­дый год более позднего обращения за пенсией после достижения 60 и 55 лет (соответственно мужчи­нами и женщинами) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэф­фициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за пенсией, то размер пенсии будет увеличен на 24 процента, если 8 лет - на 90 про­центов. Ну и те, у кого общий стаж к 2025 г. будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией, соответственно женщины в 60 лет, мужчины - в 65. Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе, где он проживает.


Кстати, есть категории граждан, для которых условия назначения пенсии остаются прежними - по инвалидности и по случаю потери кормильца. Имеющим трудовой стаж гражданам - инвалидам I группы, гражданам, достигшим 80-летнего возраста, гражданам, работавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышен­ном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения так называе­мых "северных" коэффициентов.

Стоит также напомнить, что накопительная пенсия - это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инве­стирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пен­сионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут - по выбору гражданина - все 22% идти на формирование страховой пенсии. Если человек старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть. Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 г. у него будет возможность выбрать тариф страхового взно­са на накопительную часть пенсии: либо 6% как сегодня, либо вообще отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым сделав упор на формирование пенсионных прав в страховой ча­сти пенсии.

Люди должны понимать - если они отдают предпочтение формированию накопительной пенсии, то уменьшаются пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот. Кому какой вари­ант выгоднее. В первом случае страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Во втором - накопительная пенсия - это пен­сионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании, не индексируется государством, а инвестируются ими на финан­совом рынке. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инве­стирования, следовательно, могут быть и убытки. В этом случае гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет


  • для женщин. Этот фактор будет учтен при назначении социальных выплат. Нет никакого секрета - чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер пенсии по старости.

В заключение следует упомянуть о самом задаваемом вопросе по новой пенсионной реформе: будет ли повышен пенсионный возраст или нет? Этот вопрос часто задают и в наших территориаль­ных подразделениях, и на встречах, которые проводят наши работники в городах и районах. Итак, пенсионный возраст повышаться не будет. Общеустановленный пенсионный возраст прежний - 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. При этом, как уже было сказано, создаются серьезные стимулы для более позднего выхода на пенсию [2]. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже пенсионного возраста будет выгодно. За каждый такой год страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.

2.2 Место трудовой пенсии по инвалидности в системе мер социальной защиты инвалидов

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Данная норма конкретизируют положение Основного Закона о том, что Россия является социальным государством. Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и о пенсионном обеспечении инвалидов, основываются именно на Конституции. Кроме того, конституционно закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В Российской Федерации основополагающим является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, установлены правовые основы обеспечения жизнедеятельности инвалидов и др. Положения данного закона развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение инвалидов трудовыми пенсиями производится на основании закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсионной реформой в России, проведенной в беспрецедентно короткий срок (впервые идея о накопительной пенсионной системе возникла в 2001 г., а с 2002 г. она уже начала функционировать), был кардинально изменен сам принцип пенсионного обеспечения - путем замены обязательной коллективно-распределительной (точнее, перераспределительной) системы пенсионного обеспечения наемных работников и членов их семей на обязательную индивидуально - накопительную систему обеспечения данных работников.


Суть коллективной распределительной пенсионной системы состояла в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарность поколений). При такой системе все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных страховых взносов, распределялись между пенсионерами с учетом их трудового вклада (продолжительности трудовой деятельности, длительности уплаты страховых взносов и уровня оплаты труда). Подобные системы функционируют во всех странах Европы, в США, Канаде, Японии. Эту систему, по мнению М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой [1], можно считать системой коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца). Надежность этой системы обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом пенсионное обеспечение гарантируется трудом, доходами занятого в общественном производстве трудоспособного населения и соответствующими вычетами из этого дохода на выплату пенсий.

Суть индивидуально-накопительной пенсионной системы, введенной в России с 2002 г., состоит в том, что, помимо выплаты базовой части трудовой пенсии, пенсионное обеспечение осуществляется в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) страховых взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника. Накопительные системы действуют во многих странах мира, но не как обязательные, а как дополняющие гарантированные распределительные системы. Введение подобных добровольных накопительных систем не взамен, а в дополнение к распределительным - следствие экономической зрелости указанных стран, достаточно высокого уровня доходов населения, стабильности развития и устойчивого финансового положения предприятий, а также - доверия граждан государству, его властным структурам [2].

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введена именно накопительная система пенсионного обеспечения. Данный закон устанавливает виды пенсий, условия их выплаты, размер и структуру. В тесном взаимодействии с ним с соответствующими отсылками на статьи закона о трудовых пенсиях действует и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.