Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности
1.1 Понятие об эмоциональном стрессе
1.2 Работа как источник стресса
1.3 Причины стресса в профессиональной деятельности
Глава 2 Реакции на стресс: формы проявления и стрессоустойчивость
2.1 Формы проявления профессиональных стрессов
2.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость
Глава 3 Диагностика профессионального выгорания. Методы управления профессиональным стрессом
3.1 Иллюстративное исследование синдрома «психического выгорания» с помощью методики В.В. Бойко
3.2 Выводы по результатам использования методики
3.3 Профилактика профессиональных стрессов и способы борьбы с их последствиями
Введение
Проблема воздействия на человека критических ситуаций издавна привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос интерес к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых условиях.
От состояния человека зависит его возможность эффективно выполнять тот или иной вид деятельности, а эмоциональный стресс представляет собой неадекватное нервно-психическое напряжение, которое характеризуется дискоординацией физиологических и психических функций человека и проявляется в снижении эффективности трудовой деятельности. В стрессовом состоянии человек напрягается, изменяется работа его физиологической системы, появляются отрицательные эмоции, вследствие этого возникают психосоматические эффекты, когда под воздействием неблагоприятных стрессовых факторов человеческий организм начинает “имитировать” телесные заболевания различных органов – сердца, печени и т.д.
Зачастую причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Причем не всегда они вызваны взаимодействием с другими людьми (например, конфликт с сотрудниками или клиентами, выговор начальства), но и внутренними причинами, гнездящимися внутри самого человека. Тут может сказаться как чрезмерная перегруженность, постоянный дефицит времени, накопившаяся усталость, так и страх не справиться с поставленной задачей или ошибиться в процессе ее выполнения, высокая ответственность за принимаемые решения, опасения быть обойденным кем-то из сослуживцев, когда речь идет о повышении, потерять работу и другие, очень многоликие проблемы.
Медицинские чиновники давно уже подсчитали, что стрессовые ситуации на работе дорого обходятся работодателям. Согласно отчету британского управления здоровья и безопасности (Health and Safety Executive), от стресса на рабочем месте в Англии страдают около полумиллиона человек, из них у 150 тыс. развиваются серьезные заболевания, ведущие к длительной нетрудоспособности. В результате ежегодно в Великобритании в результате стресса работники пропускают по болезни 5,5 млн. рабочих дней. Всего же британскому обществу лечение и реабилитация заболевших в результате профессионального стресса обходится в 10 млрд. фунтов в год.
Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также затраты на профессиональное усовершенствование [2, с. 339].
Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен представителям любой профессии и национальности, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» [2, с. 340].
Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения в профессиональной деятельности, анализу индивидуальных реакций на стресс; также рассматриваются способы борьбы со стрессом и профилактика стрессов. Также проведено иллюстративное исследование с помощью методики В.В. Бойко на диагностику уровня профессионального выгорания у представителей некоторых профессий.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности
1.1 Понятие об эмоциональном стрессе
Первоначально английское слово "стресс" (stress — напряжение, давление) употреблялось в нескольких значениях, преимущественно в физике, психиатрии и разговорном лексиконе. В психиатрии оно применялось для обозначения душевного напряжения, в разговорной речи в основном для обозначения тягостных состояний.
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Иногда психический стресс условно делят еще на две разновидности: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. [8, с. 458; 11, с. 236].
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие действиям или стремлениям.
При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются [8, с. 458; 11, с. 235].
Так что же такое стресс? Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [13, с. 15]. «Неспецифический» ответ — это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса», — пишет Г. Селье [13, с. 16].
Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). «В обиходной речи, когда говорят, человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс...» [13, с. 18-19].
Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм), и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.
Т.е. не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида [13, с. 17-20; 8, с. 457].
Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. он ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация.
Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции [13, с. 19; 8, с. 458].
Г. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общим адаптационным синдромом.
Первая стадия – это реакция тревоги. В организме появляются изменения, характерные для первоначального воздействия стрессора и направленные на ослабление его влияния.
На следующей стадии – резистентности (сопротивления) – организм начинает адаптироваться к продолжительному воздействию стрессора. Изменения, характерные для реакции тревоги, исчезают. При этом повышаются требования к адаптационным системам организма, но он функционирует на уровне, мало отличающемся от нормального, не стрессового состояния.
Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья стадия – стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
При этом эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический [8, с. 459].
Таким образом, учитывая все перечисленные факторы, эмоциональный стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, часто является источником стрессов.
1.2 Работа как источник стресса
Постоянный стресс, связанный с работой, способен негативно повлиять и на эффективность труда, и на здоровье. Стресс – причина примерно половины всех обращений за медицинской помощью в США [14, с. 433]. Более того, большая часть жалоб на физическое недомогание имеет психосоматическую основу, т. е. люди страдают от физических недугов, представляющих собой либо результат таких эмоциональных факторов, как профессиональный стресс, либо связанных с ним. Стресс дорого обходится и работодателям, т.к. приводит к снижению производительности труда и уровня мотивации и к увеличению количества ошибок и аварий.
Стрессу подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. Как отмечает Г. Селье, стресс связан с любым видом работы, а дистресс – не с любым [13, с. 59]. Следует, по крайней мере, «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном – для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков [13, с. 91].
Сама проблема стресса наиболее остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [11, с. 235]. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще подавить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т. п.