Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды и порядок назначения государственных пенсий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Пенсии участникам ВОВ выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и нетрудоспособные члены семей таких граждан;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нетрудоспособные члены семей таких граждан;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и нетрудоспособные члены семей таких граждан;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;

11) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

Пенсия по старости назначается: 1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;


2) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости.

Членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пенсии, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.


Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8 - 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7 - 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7 - 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.


При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Глава 2 Виды и порядок назначения государственных пенсий

2.1 Пенсия по старости: новые правила исчисления

Очень сложно не согласиться с тем, что одной из самых актуальных и обсуждаемых сегодня тем в нашей стране - предстоящая пенсионная реформа. Позади общественные дебаты и выступления специалистов, оценка экспертов и прогнозы аналитиков по всей стране, в том числе и в Дагестане. С 1 января 2015 г. в России начинает действовать новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчет размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Вопросов по этому поводу было немало, люди не скрывали свою боязнь нововведений, боязни того, что осталось в сознании после пресловутых 90-х, - быть обманутыми государством.

Попытаемся объяснить, зачем государству понадобилось проводить столь масштабную реформу.

Сегодня мы живем в сильном и достаточно стабильном государстве, которое в состоянии гаран­тировать своим гражданам достойный уровень пенсионного и социального обеспечения. Необходи­мость в пенсионной реформе, прежде всего, связана с тем, что уравнительный принцип расчета пен­сий по старости несправедлив к самой экономически активной категории граждан и приводит к тому, что размер пенсии гражданина, имеющего незначительный страховой стаж, совсем немного уступает размеру пенсии человека с продолжительным трудовым стажем. Девиз реформы - чем больше рабо­таешь, тем больше получаешь. Важно, чтобы работать "честно", то есть с отказом от так называемой "зарплаты в конвертах", когда не отчисляются страховые взносы в систему обязательного пенсионно­го страхования, - стало выгодным для людей [1]. Всё прозрачно и предельно честно. Прежде всего, перед разработчиками новой пенсионной формулы стояла задача повысить роль стажа при формиро­вании пенсионных прав и расчете размера пенсии и обеспечить адекватность пенсионных прав полу­чаемой заработной плате. Вместе с тем пенсионная система должна быть сбалансированной в части распределения страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет. Государство в обяза­тельном порядке гарантирует пенсионное обеспечение гражданина на уровне не ниже величины про­житочного минимума пенсионера.


Теперь по вопросу о "повышении роли стажа" и изменениях, которые ожидают нас в этом вопро­се. По действующим на сегодня нормам размер трудовой пенсии зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатель в течение трудовой деятельности уплачивает за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового стажа практи­чески не влияет на размер пенсии. По новым же правилам за каждый год работы, начиная с 2015 г., будет начисляться соответствующий годовой коэффициент, который рассчитывается исходя из стра­ховых взносов, отчисленных за него работодателем, и максимальной зарплаты, с которой уплачива­ются страховые взносы в систему ОПС. При этом проектом закона ожидается постепенное повыше­ние минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г. и в дальнейшем, а также минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффи­циентов с 6,6 в 2015 г. до 30,0 - к 2025 г. Иначе говоря, ужесточаются условия назначения трудовой пенсии по старости, но в то же время с каждым годом государство планирует поощрять "людей тру­да".

Кроме того, по словам разработчиков, ожидается повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента. И, что очень важно, - страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начинают свою трудовую деятельность в 2015 г. Но не стоит беспокоиться тем, кто имеет страховой стаж до 2015 г. Все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. То есть при установлении пенсии после 01.01.2015 г. в отношении пенсионных прав, возникших до вступления в законную силу обсуждаемого законопроекта, трудовая пенсия будет рас­считана в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции". В 2015 г. будет произведена переконвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты, таким образом, эти пенсионеры будут участниками новой пенсионной реформы и права их не будут ущемлены.

Теперь, о том, как согласно новым правилам будут складываться взаимоотношения работодате­лей и их работников. Пенсионный фонд Дагестана был инициатором проведения так называемых рейдов по рынкам городов и районов, когда открылась нелицеприятная картина - тысячи людей не стоят на налоговом учете, соответственно, трудятся незаконно, по тем самым "серым схемам". Что изменится в этом направлении, тем более что в нашей республике огромное количество людей занято в сфере малого и среднего бизнеса?