Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды и порядок назначения государственных пенсий).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и условия назначения государственных пенсий
1.1. Понятие государственной пенсии
1.2 Условия назначения государственных пенсий
Глава 2 Виды и порядок назначения государственных пенсий
2.1 Пенсия по старости: новые правила исчисления
2.2 Место трудовой пенсии по инвалидности в системе мер социальной защиты инвалидов
Положения данных законов развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, например, действует закон, устанавливающий особые правила начисления и выплаты пенсии лицам, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д. [3]
Под социальной защитой следует понимать совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих человеку, нуждающемуся в таких мерах, реализацию его социально-экономических прав (в том числе право на достойный уровень жизни, социальное обеспечение по инвалидности и пр.). Следует отметить, что слабость социальной защиты ведет к усилению напряженности в обществе. К мерам социальной защиты инвалидов следует относить их социальное обслуживание, а также систему льгот и компенсаций и пенсионное обеспечение. Рассмотрим данные меры более подробно.
Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. В последние годы появилось достаточно много нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающими среди этих нормативных правовых актов являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [4], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [5] и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Законодатель определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Закон раскрывает также понятие «социальных услуг» - это действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, то есть гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга - это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.
В законе также раскрыто понятие «трудная жизненная ситуация» - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств, таких как сиротство,
безработица, отсутствие определенного места жительства, малообеспеченность, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по обслуживанию граждан, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществлять также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие).
Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности. Эти принципы образуют основу правового статуса личности в области социального обслуживания. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6].
В ч. 1 ст. 16 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, установлено, что основными формами социальных услуг, предоставляемых инвалидам, являются: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социальногоДанные льготы конкретизированы в статьях Трудового кодекса Российской Федерации [8]. Так, согласно ст. 92 ТК РФ, для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю. Согласно ст. 93 ТК РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также работники, являющиеся инвалидами, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Такое же правило, касающееся сверхурочной работы инвалидов, предусмотрено и ст. 99 ТК РФ. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 128 ТК РФ, инвалидам предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. ТК РФ предусмотрены и иные льготы для работников- инвалидов.
Следующей льготой, законодательно предусмотренной для инвалидов, являются льготы в жилищно-коммунальной сфере. Жилищный кодекс РФ [9] говорит о льготах инвалидам по первоочередному удовлетворению жилищных потребностей. Ряд вопросов, связанных с удовлетворением жилищных потребностей данной категории граждан, регламентируется отдельными актами [10].
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг [11], такие лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Основаниями признания таких лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности гражданам, не имеющим другой жилой площади. Занимаемые лицом жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные помещения в связи с тем, что по характеру заболевания инвалида требуется переселение с верхних этажей на нижние.
Кроме того инвалид имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, которая ему предоставляется в соответствии с перечнем заболеваний [12].
Следует иметь в виду, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Данное
требование установлено в ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации [13], инвалидам должен обеспечиваться беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Данное положение означает, что всем инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) должны быть созданы условия для посещения жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, спортивных сооружений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений. Кроме того, должны быть созданы условия для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, планировка и застройка городов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления данных объектов для доступа к ним и использования их детьми-инвалидами не допускается. К сожалению, данное правило не исполняется, и город Якутск практически не приспособлен для обеспечения доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.
Кроме того, инвалиды вправе претендовать на получение в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства [14]. Также данным лицам предоставляется скидка не менее чем 50% оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в домах, не имеющих центрального отопления - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Кроме того, дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Основанием для предоставления данных льгот является справка, подтверждающая факт установления ребенку инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Инвалидам, устанавливается также 50 %-я скидка оплаты за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Один раз в год инвалиды имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не предусмотрены более льготные условия. Инвалиды и сопровождающие их лица имеют право на бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутри региональных маршрутов.
Налоговое законодательство в целях материального обеспечения инвалидов предоставляет право на получение стандартного налогового вычета [15]. Также не являются объектом налогообложения транспортного налога автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами [16].
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [17].
Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медикосоциальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Кроме того, инвалиды пользуются правом на льготное обеспечение лекарственными средствами [18].
Как отдельный вид социального обеспечения выступает и санаторнокурортное лечение [19]. Данный вид обеспечения предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой. Так законодательно установлено, что инвалиды имеют право на льготное обеспечение путевками в санатории-профилактории. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.
Кроме вышеприведенных льгот, Российская Федерация гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают образование инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [20].
Таким образом, система мер социальной поддержки инвалидов достаточно обширна; им предоставляется достаточно широкий круг льгот и гарантии; вместе с тем следует отметить, что трудовое пенсионное обеспечение инвалидов занимает существенное место в системе мер социальной защиты данной категории граждан.
2.3 Социальная пенсия как вид государственной пенсии
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.