Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Применение франчайзинга для организации пекарни).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика системы франчайзинга
1.1. Возникновение и сущность франчайзинга
1.2. Организация франчайзинговых отношений
1.3. Франчайзинг в условиях российского рынка
2. Применение франчайзинга для организации пекарни
2.1. Открытие пекарни неполного цикла (мини-пекарни)
2.2. Организация пекарни полного производственного цикла
2.3. Дополнительные возможности при организации пекарни на базе франчайзинга
Введение
Использование франчайзинговой схемы развития бизнеса во всем мире подтверждает ее эффективность. Союз известного крупного бренда со своими подчиненными из рядов малого и среднего предпринимательства, выступающими в данном случае как франчайзи, обеспечивает высокое качество предоставления услуг потребителям, а самое главное - пристальное внимание к их нуждам. Пока в российской экономике возможности франчайзинга используются гораздо реже, чем в странах Западной Европы, Северной Америки, да и многих развивающихся государств. Развитие франчайзинга в России способствует модернизации многих отраслей экономики без обращения в государственные органы за дополнительной финансовой помощью из бюджета.
В сиитуации всё увеличивающейся рыночной конкуренции франчайзинг повышает эффективность малого предпринимательства и помогает малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, соперничать с мировыми и отечественными корпорациями на одном уровне. В то же время франчайзинг дает возможность вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.
Франчайзинговая модель доказала свою эффективность в различных отраслях деятельности, как в традиционных - бытовое обслуживание и питание, так и в инновационных - медицинские исследования и диагностика и информационные технологии. Несмотря на это, в практике применения франчайзинговой модели в России присутствует ряд проблем, требующих скорейшего решения для оптимизации условий ведения бизнеса.
Это доказывает высокую актуальность изучения темы исследования, ее несомненную теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования курсовой работы является франчайзинг в сфере организации пекарни. Предмет исследования – механизм франчайзинга, отношения между франчайзером и франчайзи при организации пекарни.
Цель работы – исследовать экономическую сущность франчайзинга и возникающих на его основе отношений между франчайзером и франчайзи.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие и исторические закономерности возникновения франчайзинга;
2) исследовать механизм франчайзинга и отношения между франчайзером и франчайзи;
3) провести анализ использования франшиз на российском рынке;
4) дать характеристику особенностям применения франчайзинга при организации пекарни полного и неполного цикла;
5) сформулировать выводы и оформить их в виде заключения.
В работе использованы литературные источники: Т.Л. Безруковой, О.С. Васильевой, В.В. Зиятдиновой, Е.И. Иншаковой, М.В. Калиниченко, А.Н. Максимовой, С.В. Нагаева и др. Также в курсовой работе использованы данные из открытых интернет-источников, перечисленных в списке использованных источников.
Основными методами исследования стали анализ и синтез, метод экономического анализа, статистический метод, системный подход и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может оказать помощь начинающим участникам франчайзинговых отношений в изучении механизма и особенностей применения франчайзинга в бизнесе.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из оглавления, введения, основной части (две главы), заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Общая характеристика системы франчайзинга
1.1. Возникновение и сущность франчайзинга
Очевидно, что в условиях острейшей международной конкуренции и существенных проблем в развитии отечественной экономики в Российской Федерации необходимо использовать наиболее эффективные инструменты, позволяющие развиваться, прежде всего, тем отраслям экономики страны, которые бы стали достойной альтернативой добывающих отраслей и, кроме того, обеспечивали бы занятость населения в малом и среднем бизнесе.
Одним из наиболее эффективных инструментов для достаточно быстрого развития бизнеса в настоящее время является франчайзинг.
Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.[1]
Прототипом современной системы франчайзинга одни считают систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера, другие - немецких пивоваров, которые стали предоставлять франшизу питейным заведениям.
Автором франчайзинга в наиболее современной форме считают Р. Крока, который в 1955 году основал компанию McDonald’s System, Inc, - известнейшую франчайзинговую компанию мира на сегодняшний день. [2]
Специалистами франчайзинг обычно рассматривается как одна из многих сетевых товарораспределительных и сервисных структур.[3]
Тем не менее, во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается как своеобразная «философия» предпринимательства, как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений.
Например, М.В. Колиниченко в статье «Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг» акцентирует внимание на том, что франчайзинг можно рассматривать как инструмент сетевого бизнеса, ставшего атрибутом постиндустриальной экономики.[4]
Рассмотрим исторические аспекты вопроса.
Понятие «франчайзинг» берет свое начало во Франции, где слово «franchise» означает привилегию, льготу, освобождение от налога.[5]
В эпоху средневековья такая привилегия выдавалась монархами подданным на ведение торговли от имени короля. Например, право на торговлю от королевы получил в свое время Х. Колумб.
В Англии франшизой именовались торговые места, на которых свободные граждане вели торговую и социальную деятельность.
Кроме того, франшизой называли также право собирать налоги на определенных территориях.[6]
Таким образом, истоки франчайзинга - средние века, а к современной форме франчайзинг пришел в результате экономического и государственного развития.
Активное развитие франчайзинга в мире происходило в 60-70 годы прошлого века.
Вначале система франчайзинга была исключительно внутригосударственной, затем она была видоизменена, и франчайзинговые контракты стали заключатся и на международном уровне. При этом если в начале, в рамках франшизы компания передавала лишь права на производство определенного товара, то вскоре в качестве франшизы стали предлагаться и торговые марки известных производителей.
1.2. Организация франчайзинговых отношений
В современном прочтении франчайзиг - достаточно взаимовыгодная форма коммерческого взаимодействия крупной, хорошо зарекомендовавшей себя на мировом или внутреннем рынке компании и предпринимателей, нацеленных на быстрый рост через использование деловой репутации, ноу-хау, делового опыта франчайзера.
В настоящее время франчайзинговые компании функционируют более чем в 70 секторах экономики. Главными экспортерами франшиз являются США, Япония, Канада, Великобритания, Германия, Австралия и Франция.[7]
Количество франчайзинговых компаний (франчайзи) по всему миру, согласно данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), приближается к 1,5 млн. единиц.[8]
По данным Franchise Direct, в 2014 году, в целом, был зафиксирован рост доли франчайзинга на глобальном рынке, что прямо и косвенно способствует уменьшению посткризисной безработицы и росту ВВП.[9]
Так, в США в 2015 году имел место прирост рабочих мест на 162 тысячи по сравнению с 2014 годом за счет появления новых франчайзи.[10]
По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) франчайзеры расширяют свое присутствие в других странах следующими способами:
- предоставление франшизы индивидуальным франчайзи в интересующих их странах через штаб- квартиры и филиалы в других странах;
- через организацию дочерних структур, представляющих франчайзера в другой стране;
- путем создания совместного предприятия с участием обладающей необходимыми для обеспечения принимающей стороны знаниями компании;
- путем заключения генерального франчайзингового договора, дающего генеральному франчайзи право открывать франчайзинговые точки на определенной территории и предоставлять субфранчайзи право эксплуатации франшизы с дальнейшим открытием франчайзинговых предприятий;
- через заключение договоров о территориальном развитии, обязывающих франчайзи организовать сеть торговых точек на оговоренной заранее территории за определенный период времени, обеспечивая, тем самым, продвижение товаров или услуг франчайзера в данном регионе.[11]
Таким образом, наблюдается эффект взаимовыгодного сотрудничества франчазера и франчайзи в рамках купли-продажи франшизы. С одной стороны, предприниматель получает возможность для активного развития; с другой стороны - компания-франчайзер увеличивает продажи своих товаров и услуг, расширяет свое присутствие в различных регионах не только одной страны, но и всего мира.[12]
На рисунке 1 представлена схема, иллюстрирующая механизм взаимодействия франчайзера и франчайзи в рамках соответствующей сделки (в приложении 1 указана более подробная схема их отношений) .
Рис.1. Схема организации франчайзинга
Согласно схеме, представленной на рис. 1, в рамках договора франчайзинга между франчайзером и франчайзи заключается договор франшизы, определяющий условия взаимодействия сторон. Данным документом (а договор франчайзинга должен иметь письменную форму) устанавливается, что франчайзер возмездно предоставляет франчайзи право использования его торговой марки, а также и иные услуги (консалтинг, маркетинг) при условии соблюдения стандартов франчайзера.[13]
Отметим, что необходимо учитывать отличие такого договора от лицензионного, который ориентирован исключительно на предоставление возможности использования отдельных объектов интеллектуальной собственности при полном сохранении самостоятельности сторон в других сферах.
В рамках франчайзинговой схемы крупная компания-франчайзер, имеющая сильные рыночные позиции и хорошо «раскрученный» бренд, для расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи) на производство и реализацию строго оговоренных видов товаров и услуг, соответствующих стандартам качества крупной фирмы.
В данном случае, речь идет, в первую очередь, о деловом франчайзинге, при котором франчайзером предлагается уже проверенная на практике модель организации бизнеса, т.е. предлагается копия уже успешного бизнеса.
Помимо делового франчайзинга известны и иные его виды: товарный, производственный, сервисный франчайзинг.[14]
Так, в случае предоставления товарного франчайзинга франчайзи получает право на реализацию товара, произведенного под брендом компании-франчайзера. При этом чаще всего франчайзи имеет право на послепродажное и гарантийное обслуживание товара.
Договор франчайзинга жестко регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие правила использования торговой марки производителя.
Если франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование, франчайзер оказывает ему финансовую поддержку, обеспечивает рекламными технологиями, обучает работников.
Франчайзер получает вознаграждение в следующих формах:
- единовременные платежи (стартовая цена франшизы), в стоимостном выражении;
- роялти, то есть регулярные платежи с бизнеса (в виде процентов от продаж).[15]
В рамках промышленного франчайзинга компания-патентообладатель технологией производства продукта передает франчайзи право на производство и продажу продукции под своим фирменным знаком.