Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Применение франчайзинга для организации пекарни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо патента на производство, компания-франчайзер передает второй стороне сырье и эксклюзивные ингредиенты, которые производит только она по секретным технологиям.

В договоре при этом прописываются четкие требования к производственному процессу, объему выпускаемой продукции, ее качеству, планам продаж. Также регламентируются квалификация персонала и формы отчетности. Франчайзер производит поставку оборудования на льготных условиях, обучает персонал, организует производство, осуществляет рекламу.

Яркий пример производственного франчайзинга - компания Coca-Cola. Данная компания достаточно давно и успешно использует франчайзинг в своем бизнесе, при этом гордится концентратами своих напитков, изобретенными еще в 1899 г.[16]

Эффективная маркетинговая политика компании позволила максимально сблизить потребителя и производителя напитков на взаимовыгодных условиях.

Технологию изготовления своих концентратов компания Coca-Cola сохраняет в тайне, поставляя их франчайзи для разлива и распространения под брендом компании. Это приводит к существенному снижению издержек, в частности на транспортировку продукции.

При сервисном франчайзинге франчайзи получает право оказывать те или иные услуги под торговой маркой франчайзера. Франчайзер обеспечивает франчайзи оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией, ведет контроль над деятельностью фирмы-франчайзи.

Наиболее популярными сферами бизнеса, где особо активно используется франчайзинг, являются розничные сети (прежде всего, продажи одежды, обуви), сети автозаправок, предприятия индустрии красоты и здоровья. Постепенно франчайзинг проникает в другие экономические сферы.

В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.

Специалисты указывают на сходство договора франчайзинга с договором коммерческой концессии, хотя в рамках договора франчайзинга передается значительно больше прав.[17]

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний - франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.


Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании - приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.[18]

В целом франчайзинг позволяет бизнесу:

- повысить общую культуру предпринимательства;

- усилить юридическую обеспеченность и защиту малого бизнеса;

- повысить трудовую занятость населения страны;

- усилить инновационную составляющую;

- повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

- построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

- привлечь значительные иностранные инвестиции в отечественную экономику.[19]

1.3. Франчайзинг в условиях российского рынка

Если говорить о франчайзинге в России, то здесь сразу же возникает проблема со статистикой. Фактически такая статистика в литературе не проводится, поэтому цифры могут быть крайне приблизительными. Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс».[20]

Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США.[21] При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.[22]

Для отечественного рынка франчайзинга характерен, прежде всего, рост предприятий в розничных продажах и общественном питании.


На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации

- коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ - Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.

РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.

Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив.

РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы.

День 2 октября установлен РАФ как День франчайзинга в России.

Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТИП.

Таким образом, франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России.

Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране.

2. Применение франчайзинга для организации пекарни


2.1. Открытие пекарни неполного цикла (мини-пекарни)

Хлеб - это практически единственный продукт, который покупают почти все люди независимо от материального положения. По данным исследовательской группы Nielson, в прошлом году доля россиян, приобретавших хлебобулочные изделия, составила 83%.[23]

Но, несмотря на кажущуюся простоту такого продукта, как хлеб - его производство очень сложный процесс, со множеством нюансов и трудностей, подчас неподвластных для людей несведущих. Поэтому для начинающего предпринимателя, задумавшего открыть свою пекарню, стоит сделать выбор в пользу приобретения франшизы, тем более, что ниша пекарен широко представлена на рынке франчайзинга множеством предложений на любой вкус и кошелек. Прежде чем выбрать франшизу пекарни, бизнесмены должны четко понять, что они хотят от своей пекарни: просто продавать хлеб или булочки, либо открыть уютную кофейню или точку быстрого питания. Этот выбор определяет не только общую концепцию предприятия, но и весь производственный процесс.

Исходя из структуры производства, пекарни могут быть неполного (мини-пекарни) или полного производственного цикла (пекарни-магазины, кафе-пекарни, кафе-кондитерские).

Рассмотрим особенности организации мини-пекарни.

Пекарни неполного производственного цикла, как правило, работают на замороженных полуфабрикатах, которые просто выпекают в местах продажи. В основном, это изделия из слоеного теста с различными начинками, но есть и исключения, все зависит от поставщика полуфабрикатов хлеба и выпечки. В том случае, если работа осуществляется по франшизе пекарни, то франчайзор будет предоставлять сырье для работы.

В сегменте мини-пекарен существуют такие франшизы, как, например, «Своя пекарня».

Подобные компании производят замороженную выпечку разной степени готовности, которую затем доставляют в мини-пекарни своих франчайзи.

Данный формат отлично подходит для быстрого старта, так как не подразумевает больших финансовых вложений.

Рис. 2. Пекарня неполного цикла[24]

Точки по продаже приготовленной выпечки нужно размещать в хорошо проходимых местах с возможностью организации небольшой зоны с парой столиков, потому что концепция мини-пекарен близка к категории фаст-фуда, а значит ваши покупатели не только захотят приобрести изделие, но и съесть его прямо на месте.


Специфику бизнеса разъясняет Евгений Мамонтов, владелец сети пекарен «Своя пекарня»: «Люди, которые экономят, могут легко перекусить у нас. Например, если у студента есть 200 рублей, чтобы пообедать, он может сэкономить, и вместо кафе или столовой, прийти к нам в пекарню и купить два пирожка. На всё это он потратит не более 80 рублей».[25]

Для студентов, школьников или просто людей с низкими доходами важна невысокая цена изделия, поэтому выбор поставщика и стоимость предлагаемого им сырья - основополагающие вопросы при открытии пекарни неполного цикла. А значит при выборе формата мини-пекарни бизнесмен должен понимать, что он напрямую зависит от своих поставщиков.

Также, если будут закупаться полуфабрикаты маленькими партиями, то это скажется на прибыли - хорошую наценку на выпечку нельзя сделать, а если поднятье цену, то можно потерять большую часть клиентов. Несмотря на отсутствие гибкости цены и ассортимента, а также на зависимость от поставщиков, у пекарен подобного типа есть ряд своих преимуществ.

Безусловно, самый главный плюс - это минимальные затраты на открытие торговой точки. Потребуется только самое необходимое оборудование (морозильник, расстоечный шкаф, электропечь и мелкий инвентарь). При этом несмотря на ограниченный производственный цикл на витрине вашей мини-пекарни будет самая свежая выпечка. Причем, ассортимент торговой точки ограничен только предложением поставщика, а не возможностями производства. Товар всегда будет в нужном количестве, так как сотрудник может приготовить недостающую выпечку. Главное, чтобы в наличии было исходное сырье, а также чтобы ваши продавцы быстро устраняли «пробелы» на витрине.

Но в чем существенное различие между пекарнями неполного цикла и полноценным производством выпечки? Основное отличие в зависимости от человеческого фактора. Об этом рассказывает представитель франшизы «Своя пекарня» Евгений Мамонтов: «Качество конечного продукта в пекарнях полного цикла слишком сильно зависит от исполнителя, который в большей степени подвержен ошибкам и недочётам при изготовлении широкого ассортимента продукции, нежели если бы он доготавливал своего рода полуфабрикат».[26]

Между тем, некоторые производители, такие как «Своя пекарня», предлагают своим франчайзи практически готовый продукт, который с полуфабрикатом имеет мало общего. Однако несмотря на то, что подобную выпечку нельзя назвать полуфабрикатной, все равно находятся люди, которые скептически относятся к подобному процессу массового производства и «шоковой» заморозке.