Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление хозяйственной деятельностью организации требует соответствующего информационного обеспечения, важнейшей составной частью которого являются данные о финансовом положении. Существенный элемент такой информации – сведения о финансовых результатах. Их учет и анализ в условиях функционирования рыночных отношений – необходимое условие принятия управленческих решений тактического и стратегического характера.

Проблемы совершенствования учета финансовых результатов и своевременности принятия управленческих решений, особенно в условиях развития рыночных отношений, постоянно находятся в центре внимания отечественной науки и практики. Сегодня требуются новые подходы к получению информации о производственных расходах, калькулированию продукции, работ, услуг, подсчету финансовых результатов, методов их анализа и принятия на этой основе рациональных управленческих решений, адекватных конкретной экономической ситуации.

Целью исследования является решение научной задачи совершенствования учета финансовых результатов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности для обеспечения прозрачности российского бизнеса путем повышения качества учетной информации.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи, определяющие структуру курсовой работы:

  1. Определить порядок формирования финансовых результатов;
  2. Раскрыть особенности учета финансовых результатов;
  3. Исследовать способы формирования и распределения финансовых результатов и порядок их отражения в учете;
  4. Проанализировать организацию учета формирования финансовых результатов в ОАО «Якутская птицефабрика»;
  5. Предложить пути совершенствования учета финансовых результатов в ОАО «Якутская птицефабрика».

Объектом исследования является ОАО «Якутская птицефабрика».

Предметом исследования является методический инструментарий бухгалтерского учета финансовых результатов и раскрытия информации о них в финансовой отчетности.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в области финансов, рынка ценных бумаг, бухгалтерского учета, законодательные и нормативно-правовые акты РФ, международные стандарты финансовой отчетности.

В процессе исследования использовались общенаучные взаимодополняющие методы - индукция и дедукция, анализ и синтез, метод сравнений, системный и исторический подходы, а также специальные методы - выборочное наблюдение, группировка и обобщение, моделирование и другие.


Структура работы определена целью, задачами и логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и 2 приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1. Порядок формирования финансовых результатов

Исходной базой анализа формирования и распределения прибыли являются данные бухгалтерского учета и отчетности (ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах»:

1) Валовая прибыль;

2) Прибыль от продаж (убыток);

3) Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

4) Чистая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Валовая прибыль по экономическому смыслу близка к показателю маржинального дохода. Она рассчитывается как разница между выручкой нетто от продаж, товаров (продукции, работ и услуг) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг:

ВП = В – C, (1.1)

где ВП – валовая прибыль;

В – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг);

C – себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)

Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности организации.

Прибыль от продаж является важной составляющей прибыли до налогообложения. Анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Прибыль от продаж формируется за счет таких показателей как: выручка нетто, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы.

Выручка нетто – это выручка от продажи товаров, поступления, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.


Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) включает учтенные затраты на производство продукции, работ и услуг в доле, относящейся к проданным товарам в отчетном периоде.

Коммерческие расходы – это расходы, понесенные организацией при продаже продукции. К ним относят затраты, связанные со сбытом продукции. Это расходы на рекламу, представительские расходы, на затаривание и упаковку готовой продукции и доставку ее на станцию отправления, на погрузку в транспортные средства, комиссионные сборы и другие аналогичные по назначению расходы.

Управленческие расходы - расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи и т.д.

Прибыль от продаж может рассчитываться двумя способами:

А) прибыль от продаж находится как разница между выручкой (нетто) от продаж, себестоимостью проданных товаров, продукции работ и услуг, коммерческими расходами и управленческими расходами:

П = В – C – КР – УР, (1.2)

Б) разница между прибылью от продаж, валовой прибылью, коммерческими расходами и управленческими расходами:

П = ВП – КР – УР, (1.3)

где П – прибыль от продаж;

В – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг);

C – себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг);

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

ВП – валовая прибыль.

Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.

Снижение себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается на величине прибыли отрицательно.

Объем получаемой прибыли зависит от размера выручки от продаж продукции и себестоимости проданной продукции. Выручка от продаж продукции служит главным источником денежных накоплений организации. Выручка от продаж характеризует объем производства в денежной форме как количественно, так и качественно.

Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения, балансовая прибыль) – это сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации и определяется как разность между прибылью от продаж и прочими доходами и расходами.

Этот показатель рассчитывается следующим образом:


БП = П + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие доходы – Прочие расходы, (1.4)

где БП – балансовая прибыль;

П – прибыль от продаж.

Показатель «бухгалтерской прибыли» не лишен недостатков. Основные из них, это:

  • Не существует однозначной и четкой формулировки понятия бухгалтерской прибыли как в отечественной, так и в зарубежной литературе;
  • В силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов, показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;
  • Изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанных за разные отчетные периоды [20, С.66].

Чистая прибыль – это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль (ТНП), с учетом отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО). Этот показатель определяет конечный результат деятельности организации.

Отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль уменьшают величину чистой прибыли, а отложенные налоговые активы увеличивают сумму чистой прибыли.

Использование чистой прибыли собственниками организации осуществляется в соответствии с учредительными документами на основании решения собрания акционеров. Чистая прибыль может использоваться на следующие цели:

  • Формирование резервного фонда;
  • Выплату дивидендов;
  • Прирост активов организации.

В ходе вертикального и горизонтального анализа использования прибыли рассчитывается уровень и динамика каждого показателя, абсолютные отклонения и темпы роста. В процессе анализа выявляется дивидендная политика, т.е. принятие решения о том, какую величину выплачивать в виде дивидендов, а какую реинвестировать в активы организации. Если значительная величина прибыли направляется на финансирование прироста активов, то это означает дальнейшее развитие организации.

Чистая прибыль определяется по следующей формуле:

ЧП = БП + ОНА – ОНО – ТНП, (1.5)

где ЧП – чистая прибыль;

БП – бухгалтерская прибыль;

ОНА – отложенные налоговые активы;

ОНО – отложенные налоговые обязательства;

ТНП – текущий налог на прибыль.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются: форма № 2 «Отчет о финансовых результатах», данные финансового плана предприятия; расшифровка к форме № 2; отчет о движении капитала; бухгалтерский баланс; данные бухгалтерского учета по финансово-результативным счетам; первичные документы, подтверждающие доходы и расходы организации; бизнес-план предприятия [10, С.387].


1.2. Теоретические основы учета финансовых результатов

1. Учет доходов и расходов от основного вида деятельности

Учет доходов и расходов от основного вида деятельности осуществляется на балансовом счете 90 «Продажи».

На сельскохозяйственных предприятиях основным видом деятельности признается производство сельскохозяйственной продукции, соответственно по кредиту счета 90 на предприятиях отрасли отражается выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (зерна, картофеля, овощей, молока, скота и птицы и др.) в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; по дебету счета 90 - плановая себестоимость (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года).

Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списывают в дебет счета 90 в корреспонденции со счетами, на которых учитывалась эта продукция (43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.).

Кроме того, сельскохозяйственные предприятия на этом счете учитывают операции по продаже принятых у населения продукции, скота и птицы, выращенных по договорам и без договоров, а также по передаче (продаже) индивидуальных жилых домов с надворными постройками работникам организации и натуральные выдачи сельскохозяйственной продукции в счет оплаты труда. К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

1 «Выручка»;

2 «Себестоимость продаж»;

3 «Налог на добавленную стоимость»;

4 «Акцизы»;

9 «Прибыль /убыток от продаж».

Записи о продажах осуществляются накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывают с субсчета 90-9 «Прибыль /убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9), закрывают внутренними записями на субсчет 90-9.