Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Теоретические аспекты бухгалтерской отчетности и баланса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетной работы. Данные бухгалтерской отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем данные бухгалтерской отчетности необходимы для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служат базой для последующего планирования.
Умение и культура составления бухгалтерской отчетности – немаловажный фактор успешного ведения бизнеса как с позиции самой организации, подготовившей отчетность, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерская отчетность все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-третьих, отчетность – это своеобразный способ рекламы деятельности (нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера), поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве.
Целью курсовой работы является исследование порядка формирования бухгалтерского баланса предприятия.
В соответствии с поставленной целью основные задачи работы, следующие:
- изучение теоретических аспектов формирования бухгалтерской отчетности;
- рассмотрение порядка формирования бухгалтерского баланса в ООО «Жилкомсервис».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис».
Предмет исследования: порядок формирования бухгалтерского баланса предприятия.
Теоретической и методической основой при написании курсовой работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебная, учебно-методическая и периодическая литература.
В процессе изучения и обработки материалов при написании аналитического раздела работы применяются следующие методы: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, сравнения.
Источниками информации по предприятию при написании работы послужили: учетная политика предприятия; регистры аналитического и синтетического учета, оборотно-сальдовая ведомость, Главная книга; формы бухгалтерской отчетности предприятия.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерской отчетности и баланса
1.1. Сущность бухгалтерской отчетности и полезность
информации, содержащейся в ней
Федеральный закон о бухгалтерском учёте устанавливает единые методологические основы и общие требования к составлению и ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности организациями всех форм собственности[1]. Статья 3 Закона «О бухгалтерском учёте» содержит определение бухгалтерской (финансовой) отчётности, в котором она дефинируется как информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период[2].
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности изложены в ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» [3].
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ с 1 января 2013 г. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
ФНС России рекомендует использовать машиночитаемую форму бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма по КНД 0710099). Включает в себя бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001), а также отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002), отчет об изменениях капитала (ОКУД 0710003), отчет о движении денежных средств (ОКУД 0710004) и отчет о целевом использовании средств (ОКУД 0710006). Форма бухгалтерского баланса (код формы по ОКУД 0710001) утверждена приказом Министерства Финансов России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»[4].
Цель составления бухгалтерской отчётности заключается в том, чтобы достоверно и объективно зафиксировать информацию на определённую отчетную дату по фактам хозяйственной жизни, произошедшим за отчётный период у экономического субъекта[5]. Бухгалтерская отчётность должна содержать в себе информацию, позволяющую сделать объективные выводы о финансовом положении экономического субъекта. Поэтому в бухгалтерскую отчётность вносится информация о всех произошедших фактах хозяйственной жизни экономического субъекта на определённую отчётную дату[6].
Отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений (ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 г. № 402–ФЗ).
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, должна быть прежде всего полезной различным группам пользователей, нуждающимся в информации при принятии экономических решений, это и определяет основополагающее значение бухгалтерской отчётности[7].
Пунктом 4 Постановления Конституционного суда РФ от 01.04.2003 г. № 4–П указано, что из стать и 71 (пункты «ж», «р») Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт «б» части 1) следует, что в России официальный бухгалтерский учёт служит инструментом обеспечения конституционного права граждан на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики[8]. Конституционное право на получение достоверной экономической информации реализуется через публичность бухгалтерской отчётности, то есть её направленности неопределённому кругу лиц (в том числе и государственным органам), каждое из которых вправе иметь собственное суждение о качестве предоставленной ему информации[9].
Следует отметить, что состав пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности слишком широк и их интересы многообразны.
В Концепции формирования и представления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Finansial Statements – далее Концепция МСФО) в § 9 выделяется семь групп пользователей: состоявшиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, общественность[10]. Из каждой группы на следующем уровне можно выделять новые категории пользователей, различающиеся своими интересами. Каждая категория пользователей предъявляет к отчётности специфические требования, хотя в целом общая цель обычно формулируется примерно одинаково. Различия в требованиях могут не только затрагивать детали, но и устанавливать прямо противоположные принципы. Качество отчётности зависит оттого, насколько верно выбрано соотношение несхожих интересов при создании нормативной базы бухгалтерского учёта. Так, например, интересы налогового органа никаким образом не могут совпадать с интересами инвесторов[11].
Налоговые органы на основе отчётной информации желают удостовериться в том, что организация не занизила отчётные показатели и тем самым не уклонилась от уплаты налогов, в то время как инвесторы должны быть уверенными в совершенно обратном: в том, что организация не завысила отчётные показатели. Очевидно, что подобные требования к отчётности несовместимы[12]. Основываясь на том, что удовлетворить требования всех пользователей в полной мере становится возможным, делаем вывод, что достигнуть цели, заключающейся в представлении полезной информации пользователям, можно или методом формирования отдельной отчётности для соответствующих интересов каждой категории пользователей, или методом формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности, содержащей нужную для потенциальных пользователей информацию. Но тогда возникает вполне резонный вопрос: какую категорию пользователей признать приоритетной?
Комитет МСФО признаёт, что стандарты не могут удовлетворить потребности всех пользователей[13]. Об этом прямо сказано в § 10 Концепции МСФО. Необходимость компромисса вынуждает создателей МСФО выбрать приоритетную группу пользователей финансовой отчётности. Правила МСФО исходят из приоритета интересов тех пользователей, которые вступают прямо или косвенно в экономические отношения с отчитывающейся организацией и для которых вложения в организацию во всех формах (от кредитов до участия в акционерном капитале) являются средством извлечения дохода с собственного финансового капитала[14]. Поэтому в качестве приоритетной группы пользователей в § 10 Концепции МСФО названы инвесторы. По мнению КМСФО, удовлетворение их потребностей позволяет попутно удовлетворить основную часть интересов других пользователей, поскольку инвесторы являются поставщиками рискового капитала для предприятия.
Российское законодательство в части бухгалтерского учёта первоначально было ориентировано на нужды командно-административной системы, было подстроено под государственную форму собственности и являлось инструментом государственного управления экономикой[15]. Главным потребителем бухгалтерской информации являлись государственные органы в лице отраслевых министерств и ведомств, а также органов государственного планирования и статистики[16]. В связи с этим основная цель, которая ставилась перед системой бухгалтерского учёта, заключалась в том, чтобы обеспечить соответствие действий предприятий предписанным формам хозяйственной деятельности.
В период начала рыночных реформ фактически отсутствовали профессиональные пользователи, которые могли бы предъявлять требования к качеству отчётной информации[17]. Практически единственным субъектом, заинтересованным в бухгалтерской информации, выступили налоговые органы, ставшие почти единоличными пользователями финансовой отчётности организаций[18]. Соответственно, все правила бухгалтерского учёта подстраивались под интересы налогообложения[19].
В этой ситуации, когда фактически удовлетворяются только интересы одного пользователя отчётности – налогового органа, не принимая во внимание интересы всех других пользователей составляемой отчётности, актуальным является решение вопроса об изменении правил её составления. Без решения этого вопроса невозможно достигнуть основной цели составления бухгалтерской отчётности: достоверно и объективно зафиксировать информацию на определённую отчётную дату по фактам хозяйственной жизни, произошедшим за отчётный период у экономического субъекта.
Достигнуть данной цели бухгалтерской отчётности, направленной на удовлетворение интересов не одного пользователя, а широкого открытого круга пользователей, можно путём построения системы регулирования, основанной на том, что формирование и представление отчётной информации носит частно-правовой характер, а не публично-правовой[20].
Существенным фактором воздействия на уровень развития и регулирования бухгалтерского учёта является правовая система. Так, в зависимости от правовой системы и степени влияния государства на различные стороны жизни общества большинство стран условно разделены на группы (правовые семьи), основными из которых являются: страны, применяющие систему общего права (англосаксонскую), основанную на правовом прецеденте, – англо-американская модель бухгалтерского учёта; страны континентального права (все страны континентальной Европы), имеющие разветвлённое законодательство, – континентальная модель бухгалтерского учёта[21].