Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Теоретические аспекты бухгалтерской отчетности и баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Подготовительные этапы формирования

бухгалтерского баланса

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» является управляющей компанией. Основными видами деятельности являются: эксплуатация, содержание и ремонт жилищного фонда и нежилых помещений; оказание платных и бесплатных услуг населению и юридическим лицам; выполнение проектных и строительно-монтажных работ; изготовление и реализация строительных материалов.

В состав отчетности ООО «Жилкомсервис» входит баланс (Приложение 1) и «Отчет о финансовых результатах» (Приложение 2), так как предприятие является малым по следующим критериям:

  • доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных, религиозных и иных фондов отсутствует;
  • доля участия в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, отсутствует;
  • среднесписочная численность за 4 квартал 2019 г. составила 25 человек;
  • предприятие не является плательщиком акцизных сборов.

Рассмотрим поэтапно работы, проводимые перед составлением годового баланса ООО «Жилкомсервис».

Первым этапом подготовительной работы со­ставления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, избирательно-распределитель­ных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой ра­боты должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтети­ческих и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей, проверка синтетических и аналитических регистров заключается в сверке данных учетов. Проверку проводит главный бухгалтер фирмы. Оборотно-сальдовая ведомость за 2019 г. представлена в Приложении 3.

На основании первичных документов были рассмотрены полнота и своевременность хозяйственных операций. Так, на основании приходных кассовых ордеров составлена кассовая книга. При проверке наличия всех хозяйственных операций расхождений не обнаружено. Далее были проверены журнал-ордер к счету 50 «Касса» на соответствие приведенных в кассовой книге оборотов и конечных остатков, расхождений обнаружено не было.

Выборочно были проверены первичные документы по учету движения товаров на предмет наличия всех реквизитов, в частности внимание уделялось наличию реквизитов в счетах-фактурах, полученных от поставщиков. Все первичные документы заполнены полно и правильно. Таким образом, были проверены все участки бухгалтерского учета, по данным которых составляется бухгалтерская отчетность предприятия.


ООО «Жилкомсервис» первоначально производит закрытие счетов 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы». В соответствии с учетной политикой предприятия калькуляционные счета предприятия распределяются пропорционально объему выполненных работ. Далее производится закрытие счета 44 «Коммерческие расходы». Закрытие производится записью:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу» – 6 086 тыс. руб. – произведено закрытие счета 44 «Расходы на продажу».

После закрытия счетов 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы» производится закрытие всех субсчетов к счету 90 «Продажи», следующим образом:

На 31.12.2019 ООО «Жилкомсервис» имеет следующие остатки по субсчетам счета 90 «Продажи»:

  • кредитовое сальдо по субсчету 90/1 «Выручка от продаж» - 127 386,9 тыс.руб.;
  • дебетовое сальдо по субсчету 90/2 «Себестоимость продаж» – 87 624 тыс. руб.;
  • дебетовое сальдо по субсчету 90/3 «Налог на добавленную стоимость» – 25 517,9 тыс.руб.;
  • кредитовое сальдо по счету 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» – 14 245 тыс.руб.

Сальдо по счету 90 «Продажи» по состоянию на 31.12.19 равно нулю.

31.12.19, после того, как будет определен финансовый результат за декабрь все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», должны закрыться:

Дебет счета 90-1 «Выручка от продаж»

Кредит счета 90-9 «Прибыли (убытки) от продаж» – 127 386,9 тыс. руб. - закрыт субсчет 90-1 «Выручка от продаж» по окончании года.

Дебет счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Кредит счета 90-2 «Себестоимость продаж» – 87 624 тыс.руб. - закрыт субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» по окончании года.

Дебет счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Кредит счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость» – 25 517,9 тыс. руб. - закрыт субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» по окончании года.

Дебет счета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – 14 245 тыс. руб.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. кредитовое сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» составило 14 245 руб.

Предприятие имеет прочие доходы и расходы, которые в соответствии с Планом счетов Общество учитывает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» был закрыт следующим образом:

Дебет счета 91-1 «Прочие доходы»

Кредит счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – 465 тыс.руб.- закрыт субсчет 91-1 «Прочие доходы» по окончании года.


Дебет счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит счета 91-2 «Прочие расходы» – 687 тыс. руб. - закрыт субсчет 91-2 «Прочие расходы» по окончании года.

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – 222 тыс.руб. - закрыт субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» по окончании года.

Таким образом, прибыль до налогообложения предприятия в 2019 г. составила 12 980 тыс.

Далее ООО «Жилкомсервис» начислило налог на прибыль, произведя расчет:

12 980 * 20% = 3 115,2 тыс.руб. – начислен налог на прибыль. В бухгалтерском учете на эту сумму произведены следующие записи:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 3 115,2 тыс. руб.

Нераспределенная прибыль составляет 9 864,8 тыс.руб.

Заключительной проводкой декабря является:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на сумму 9 864,8руб. - отражена чистая прибыль за отчетный год.

Таким образом, на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» осталась нераспределенная прибыль.

На следующем этапе производится разграничение затрат по периодам.

Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего доходов в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. В аналогичном порядке распределяются расходы, которые нельзя отнести напрямую к видам деятельности, переведенным на уплату ЕНВД или не переведенным на ЕНВД.

Следующий этап - проведение инвентаризации.

Согласно п. 19 приказа об учетной политике организации ООО «Жилкомсервис» инвентаризация имущества и обязательств общества проводится согласно устанавливаемому порядку по приказу руководителя организа­ции. Убытки от недостач и порчи, по которым виноватые лица не установлены или во взыскании отказано судом, списываются на издержки производства по мере принятия решения (обоснования) о списании (Дебет счета 20 «Основное производство»; Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»). При установлении конкретных виновников – Дебет счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Стоимость товаров, утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств, списывается с кредита 10 «Материалы» в дебет счета 91-2 «Прочие расходы».

В конце 2019 г. ООО «Жилкомсервис» проводило инвентаризацию всех имеющихся активов и обязательств предприятия. Приказом руководителя организации была назначена инвентаризационная комиссия в составе че­тырех человек. Также были созданы рабочие комиссии для проверки матери­альных ценностей по местам их хранения. В процессе проведения проверки все данные об имеющихся в собственно­сти организации ТМЦ по каждому материально ответственному лицу были за­несены в инвентаризационные описи. В результате проведения инвентаризации недостатков и излишков ценностей обнаружено не было, то есть фактические остатки активов и обязательств ответствуют данным бухгалтерского учета. Поэтому сличительная ведомость не составлялась.


При проведении инвентаризации проводится и сверка дебиторской и кредиторской задолженности, которая подтверждается соответствующими актами у обоих сторон. Для этого ООО «Жилкомсервис» в конце отчетного периода высылает акты сверок всем кредиторам, принимая при этом акты от своих дебиторов, с проставленной суммой задолженности по данным бухгалтерского учета предприятия. Подтвержденные или не подтвержденные акты инвентаризации служат основанием для отражения в инвентаризационной описи.

Проведя проверку отчетности на предмет наличия актов инвентаризации по каждому дебитору и кредитору, выявилось, что не по каждому дебитору и кредитору имеются акты сверок. Например, отсутствуют акты сверки по дебиторской задолженности ЧП Ермакова, возникшей в марте 2019 г., ООО «Славянка» - июнь 2019 г.; по кредиторской задолженности – ООО «Троя» – декабрь 2019 г., ООО «Ремикс» – декабрь 2019 г. Данные акты необходимо приложить к отчетности, так как без их наличия задолженность не будет законно отраженной в отчетности. Общая сумма средств в расчетах, не подтвержденных актами инвентаризации составила: по дебиторской – 28 700 руб., кредиторской - 31 790 руб.

Расходы будущих периодов в соответствии с п. 5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств обязательно должны иметь расшифровку, иначе они также могут быть признаны не обоснованными (в случае налоговой проверки).

Отложенные налоговые обязательства и доходы будущих периодов не подтверждены документально. Фирма не имеет остатков по данным статьям, тем не менее, в соответствии с п. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете» все данные должны быть подтверждены документально, а значит, в Приказе о проведении инвентаризации руководителю необходимо отметить эти статьи и назначить ответственных работников, которые, в свою очередь, должны подтвердить отсутствие остатков по этим статьям актами инвентаризации.

2.2. Техника и порядок составления бухгалтерского баланса

Перед составлением баланса необходимо отразить методы оценки основных статей Общества. В соответствии с Учетной политикой ООО «Жилкомсервис» основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы — по фактической себестоимости; товары отражают в отчетности по продажной. Разницу между покупными и продажными ценами отражают в отчетности отдельной статьей.


Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности, или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения.

Суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относят на финансовые результаты организации и до их получения или уплаты отражают в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В случае продажи и прочего выбытия имущества организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты организации.