Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
Введение
Данная тема актуальна потому, что предприятия открытые по системе франчайзинга, в нынешнее время, стали появлятся очень часто на рынке РФ. Потому оставить ее без внимание, с моей стороны было бы упущением.
Целью работы является исследование возможности создания предприятия по системе франчайзинга.
В соответствии с целью, главной задачей данной работой стало рассмотрение следующих основных аспектов:
- Определение понятия франчайзинга
- Преимущества и недостатки франчайзинга
- Конфликт между франчайзи и франчайзером
- Виды франчайзинга
- Преимущества и недостатки франчайзинга в гостиничной индустрии
- Изучение отношений сторон франчайзинга
- Формы франчайзинга в гостиничной индустрии
- Примеры франчайзинга в гостиничной индустрии на предприятии Radisson
Предметом изучения является – франчайзинг.
Объектом изучения является – деятельность предприятия общественного питания.
Теоретическая основа данной работы: Интернет-ресурсы, литературные издания, направленные на изучение данной темы, личный опыт из практики на предприятии.
Данная работа включает в себя : введение, три главы, содержащие по два-три параграфа, с выводами на каждую, заключение, библиографию, и приложения.
В первой главе рассмотрены: основные определения франчайзинга, его виды, преимущества и недостатки, и основные конфликтные моменты.
Во второй главе рассмотрена франшиза предприятия гостеприимства, дана основная информация по ней и отображены недостатки конкретного предприятия.
В третьей главе даны рекомендации по создания предприятия на примере Rezidor Hotel Group, а конкретно, на примере Radisson Украина.Глава 1. Система франчайзинга: франчайзинг в гостиничном бизнесе
1.1. Определение франшизы.
С юридической точки зрения, франшизе уделена целая глава Гражданского Кодекса РФ под названием «Коммерческая концессия». Франчайзинг, в первую очередь определяется как законное бизнес-соглашение между двумя партнерами - франчайзера и франчайзи. Франчайзер, который владеет ранее установленным на рынке проверенным бизнес-пакетом продуктов или услуг, заключает постоянное договорное отношение с рядом франчайзи на рынке продуктов или услуг. Договор предполагает использование товарного знака или фирменного наименования другого бизнеса, а работа бизнеса должна соответствовать бизнесу франчайзера в указанном формате и заключается в письменной форме. «Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользовании указанными правами на условиях субконцессии.»[1]
У разных авторов по-разному определяется понятие "франчайзинг", у некоторых это подразумевает "вхождение" в бизнес, который может снизить риск потери и убытков для франшизы. Они определяют франчайзинг как альтернативный метод или способ, с помощью которого предприниматель может расширить свой бизнес по договору, получая плату за использование франчайзерами название фирмы, бренда, сервиса, процесса производства, продукта, товарного знака и т.д. Он включает в себя обмен предпринимательским опытом и видением работой, и также совместные действия для расширения фирмы или организации.[2]
Слово "франшиза" происходит от нормандского "франшизы", которое является производным от французского слова, означающего "откровенный" или "свободный человек", "свободный в работе". Английское слово "франшиза" первоначально использовалось для описания явлений, характеризующих освобождение от любого запрета или привилегий, при которых компаниям разрешается выполнение или невыполнение каких-либо определенных действий, на которые они обычно не имели право. Широко распространено мнение, что Альберт Зингер, создатель швейной машины "Зингер", был инициатором современного вида франчайзинга.
Он был первым, кто использовал франчайзинг как метод расширения бизнеса, но правда и то, что франчайзинг существовал задолго до него.[3]
Модель франшизы была названа величайшей бизнес-моделью, когда-либо изобретенной человеком. Это позволило людям во всем мире, которые хотели владеть своим собственным бизнесом, достичь своей цели.
После Второй мировой войны экономика США восстанавливалась, и население увеличивалось, что привело к увеличению спроса на товары и услуги. Правительство США дало возможность вернувшимся с войны военнослужащим установить свой бизнес с помощью гарантированных правительством кредитов. Предприниматели, стремясь расширить свой бизнес, заключали франчайзинговые договоры с военнослужащими, которые нуждались только в обучении управлению бизнесом для достижения успеха.
Американские предприниматели начали основывать свой бизнес в пригородах, которые выступили в качестве новой области для создания франшизы. Фастфуд-заведения, гостиницы и мотели начали распространяться по всей территории США с конца 1940-х годов до 1960-х годов. "Макдональдс" (McDonalds), "Кентакки Фрайд Чиккен" (Kentucky Fried Chicken) и "Холидей Инн" (Holiday Inn) десятилетиями использовали метод франчайзинга в качестве расширения бизнеса и твердо утвердились во всем мире.
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга - Франчайзинг предлагает ряд преимуществ не только для франчайзеров, но и для франчайзи, что и объясняет, почему франчайзинг оказался настолько успешной деятельностью в предпринимательстве. Франчайзеры извлекают выгоду из этих соглашений, поскольку они позволяют компаниям в первую очередь расшириться гораздо быстрее. Отсутствие средств и работников может привести к медленному росту компании, а через франчайзинг компания инвестирует очень мало капитала или труда, или вообще не инвестирует ничего, потому что франчайзер поставляет все средства самостоятельно, из собственных фондов.
Франчайзингополучатель также может убедиться, что он имеет компетентных и высоко мотивированных владельцев-менеджеров через франчайзингодателя, поскольку последние в значительной степени ответственны за успех франчайзинга, и заинтересованы в том, чтобы бизнес процветал. Кроме того, компании стараются обеспечить правами франчайзинга только квалифицированных специалистов, да и франчайзингополучатель сталкивается с гораздо меньшими рисками, чем если бы он начал бизнес с нуля.
Франчайзер обычно имеет некоторый опыт, национальный или региональный "престиж" среди партнеров в области бизнеса. Франчайзеры также предоставляют франчайзингополучателю проверенной и эффективный способ работы путем содействия в управлении и через обучение персонала, а также содействие в области маркетинга. Франчайзеры обычно проводят национальные или региональные маркетинговые программы, разработанные профессиональными рекламными агентствами, и они могут помочь франчайзингополучателю запускать локальные рекламные кампании. Все эти аспекты договоров коммерческой концессии могут значительно увеличить шансы на успех у начинающих предпринимателей.
Кроме того, франчайзеры иногда помогают франчайзингополучателю подготовить бизнес-план и решить разные стратегические вопросы.[4]
Ниже приведены пять конкретных преимуществ франчайзинга:
- Брендинг
Первое, что франшизы предложить франчайзинга получателю, это стратегия идентичности, которая является очень эффективным. Такие мегабренды, как McDonalds и Dunkin Donuts буквально потратили миллионы на свои брэнды и логотипы, и франчайзи получает права в полной мере пользоваться брендом и маркой. Большинство франчайзеров уже существуют десятилетия в своих отраслях и легко идентифицируются общественностью.
- Реклама
Для любого нового бизнеса расходы на рекламу являются одними из крупнейших. Бизнес не может жить без эффективной рекламы, а эффективная реклама стоит дорого. Франчайзеры предлагают рекламу, которая включена в плату за франчайзинг. Это является огромным плюсом для франчайзи.
- Признание, узнаваемость бренда или имени
Люди сегодня хотят гарантий, как никогда раньше, и узнаваемость имени или бренда дает им эти гарантии. Все потребители знают, чего ожидать, когда они пользуются теми или иными товарами или услугами определенных фирм, в том числе услугами и товарами франчайзеров этих компаний, потому что большинство из них являются постоянными клиентами, и цель франчайзинга заключается именно в том, чтобы сохранять и поддерживать и качество товаров, и стиль и уровень услуг своих партнеров-франчайзеров.
- Репутация
Вместе с рекламой и брендингом, франчайзи пользуется защищенной репутацией франчайзера. Защищенной, потому что есть юридические отделы, которые заботятся о таких проблемах и вопросах, как судебные иски, несчастные случае, трудности с работниками и т.д. Репутация франшизы является достаточно важным аспектом, эта правовая защита и "охрана" является тем невероятным преимуществом, которое франчайзи не может получить как независимый предприниматель.
- Поддержка
Для успеха в конкретном бизнесе франчайзеру понадобится специальное обучение. Главный офис франчайзинга будет обучать своих партнеров по всем направлениям, включая повышение квалификации работников, заканчивая обучение бухучету, предоставляются также офлайн- и онлайн-поддержка своих партнеров, также специальные образования. Это обусловлено тем, что все франчайзеры хотят, чтобы бизнес был успешным, они желают сохранить продажу товаров и услуг, быть привлекательными для заключения франчайзинговых договоров , новых клиентов и партнеров, и т.д.
Каковы недостатки франшизы? Франчайзинг является отличным способом, чтобы начать бизнес, но это далеко от совершенства.
- Слишком дорого
Основным недостатком является цена франчайзинга. Так как покупается вся система, в том числе цепи поставок, права на товарный знак, обучение, оборудование, регистрации, лицензии и многое другое, и все это стоит значительно дорого.
- Высокие юридическое расходы - Необходимость подготовки соглашения, включая соглашения с Эксклюзивными Партнерами Франчайзера (ЭПФ) и связанные с ними документы и их подача (с прикрепленными аудитной отчетности) представляют собой значительные расходы, хотя расходы из года в год, как правило, меньше, чем первоначальные, для создания франчайзинга, и связанные с ним документы.
- Технические, нормативно-правовые ограничения, регулирование отношений - Франчайзинг в ряде государств регулируется правительством, например, франчайзер может прекратить или отказать в продлении франшизы. Хотя в целом эти законы представляют ряд технических требований, которые должны быть соблюдены, и только несоблюдение которых может стать причиной для прекращения франчайзингового договора.
- Маркетинговые трудности - Объявления, брошюры, флип-чарты, видеокассеты и т.д., предлагающие франшизы (но не розничные рекламы) должны быть предварительно согласованы не только с государственными органами, но и самым франчайзингодателем. А информация о возможных финансовых результатах за определенный период может быть представлена только в виде официального документа.
- Жесткие правила
При эксплуатации франшизы франчайзи играете по правилам чужого. Хотя многих владельцев изначально устраивает структура управления франшизы, но в дальнейшем многие находят отсутствие самостоятельного управления сложным и невыгодным.
- Проблемы восприятия
В целом бренд, независимо от того, является ли кто-либо владельцем или же франчайзи данного бренда или фирмы, воспринимается людьми одинокого, и если какие-то новости или событие вредят престиж бренда, то обе стороны франчайзинга могут пострадать, независимо от того, что одна сторона может быть невиновным. Скажем, например, что у вас есть фастфуд-франшизы. Если у вас ресторан находится в антисанитарных условиях и там нашли грызунов, то данная новость быстро распространяется и будет иметь неблагоприятное влияние на престиж ресторана того же бренда, которое находится в другом городе или регионе, действующее на основе франчайзинга. Это значит, что один инцидент может повлиять на репутацию всего бренда. В глазах общественности, все места могут выглядеть одинаково, и ваш бизнес может пострадать не по вашей вине.
Немаловажно и то, что бизнес франчайзи зависит от франчайзера. Если франчайзер обанкротится, франчайзи будут также страдать от последствий банкротства. Судьба обеих сторон взаимосвязана.
- Быстрый рост
В некоторых случаях, франшизы может расширить быстро, путем раздачи слишком много лицензий франшизы и строительством многочисленных торговых точек. Хотя рынок может быть в состоянии поддерживать этот быстрый рост на некоторое время, но после того, как бизнес начнет процветать, часто начинаются трудности в рынке, которое не может поддержать такое количество индивидуальных франшиз в одном и том же географическом районе. Повышенный уровень конкуренции может привести к тому, что все франшизы пострадают, и даже может привести к тому, что некоторые из них выйдут из бизнеса или обанкротятся.
- Проблемы утверждения
Если вы являетесь новым в сфере бизнеса, для вас будет трудно получить договор для франшизы с узнаваемой торговой маркой или брендом. Это потому, что для более крупных операций франшизы, как правило, предприниматели более избирательны в выборе новых операторов, и они могут искать тех, у кого есть бизнес-опыт, или опыть работы в отдельных конкретных отраслях экономики и предпринимательства, так же, запуск франшизы требует соблюдения обязательств и ограничений франчайзером на основе договора, что ограничивает свободу действий франчайзи.