Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 405
Скачиваний: 6
Введение
Актуальность. Поведение персонала в современной организации отличается разнообразием поведенческих моделей. Особенно наглядно вариабельность проявляется в сложных ситуациях, которые сегодня связаны в первую очередь с кризисом и возникшей в связи с этим социально-экономической напряжённостью.
Между тем и в теории, и в практике управления человеческими ресурсами категория «поведение персонала» трактуется излишне обобщённо, что ограничивает возможности менеджмента выявлять и интерпретировать многообразные поведенческие проявления, а следовательно, принимать верные управленческие решения в сфере персонал-менеджмента. Весьма актуальной, на мой взгляд, но недостаточно изученной областью поведения персонала в организации являются поведенческие девиации.
Цель исследования: изучить проблему социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.
Объект исследования: люди и группы девиантного поведения.
Предмет исследования: социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.
Задачи исследования:
- анализ научно-методической литературы по данному вопросу;
- изучить причины возникновения девиации;
- раскрыть основные формы девиантного поведения;
- рассмотреть теоретические основы социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Формы проявления девиантного поведения в организации
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам[10].
Изучение девиаций поведения людей в обществе привлекло к себе пристальное внимание в конце XIX в. Именно тогда были сделаны попытки ответить на вопросы о том, каковы причины девиаций, что лежит в их основе, что толкает человека к совершению антиобщественных поступков. Одно из первых научных объяснений девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который показал, что социальные нормы, определяющие поведение людей, в случае радикальных изменений в обществе, его кризиса, разрушаются. Все это приводит к дезорганизации общества. Это явление Э. Дюркгейм назвал аномией («а nomos» – отсутствие закона, организации), когда в результате разрушения социальных норм люди теряют жизненную ориентацию, что, собственно, и ведет их к девиантному поведению.
С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются[12].
И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.
По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Нормальное функционирование любого общества невозможно без разработанного свода норм и правил поведения, которые предписывают выполнение индивидуумом общественно необходимых обязанностей и требований. Однако, такого общества, в котором каждый его член ведет себя согласно нормативным правилам и требованиям, попросту не существует.
Девиация – это не только действия, не вписывающиеся в рамки закона, но и любое запрещенное поведение сотрудника в процессе выполнения им его должностных обязанностей. Иными словами, девиантным считается такое поведение, которое официально не одобряется руководством организации и включает недозволенное перемещение ресурсов к работникам или руководителям[5].
Факторы, способствующие девиации: В первую очередь, девианту для влияния на те отношения, которые он решил эксплуатировать, следует использовать разные проявления власти.
Среди факторов влияния, которые содействуют появлению отклонений: налаживание предательских или преступных связей; деятельность на рынках, которые поддаются их влиянию; возможность использования различных видов двусмысленностей или двоякого толкования. Некоторые из перечисленных факторов могут действовать одновременно. Случайную торговлю можно встретить там, где обычно стороны встречаются один раз, без установления устойчивых отношений.
Эксплуатирующая (недобросовестная) экспертиза возможна там, где проведение «чистой» экспертизы является элементом сделки. Стражи ворот подразумевают наличие девиантных действий там, где есть правовые ограничения и дисбаланс предложения и спроса, что стесняет свободную конкуренцию. Двусмысленность может возникнуть там, где изначально заложена неоднозначность в понимании качества, количества товара. Самым типичным фактором, ведущим к отклонениям является масштаб большой организации, что ведет к обезличиванию.
К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм, наркомания, азартные игры, самоубийства, бродяжничество, проституция[14].
Отклонения от социальных норм могут быть не только негативные, но и позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Аскетизм, сверхактивность, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.
Ещё одним видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей.
Во всех перечисленных случаях девиация — результат неспособности или нежелания человека адаптироваться к обществу и его требованиям.
Девиантное поведение возникает, когда общественно принятые нормы не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. Причинами такого поведения могут быть:
– социальное неравенство в обществе;
– неправильное воспитание;
– пагубное пристрастие;
– социальный кризис и социальное неравенство;
– разрыв между культурными ценностями;
– умственные и психические расстройства;
– негативное влияние масс-медиа;
– генетические отклонения и наследственность.
Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать[8].
Проведённые изучения и исследования демонстрируют, что в реальное время поведение сотрудников в организационной среде варьируется от девиантности (отклонений от общепризнанных норм) до копинга (преодоления, «совладания» с ситуацией). Более распространёнными поведенческими задачами как со стороны исполнителей, так и со стороны менеджмента фирмы считаются: оппортунизм, нелояльность, протест, дауншифтинг, саботаж, обструкция, абсентеизм, моббинг, манипуляции. Более действенным приёмом их корректировки и преодоления неблагоприятных результатов считается трансформация поведения персонала на базе формирования стратегии и моделей преодолевающего (копингового) поведения.
Враждебность и неустойчивость рыночной среды спровоцировали ужесточение частоты и глубины проявления всевозможных отклонений от обычного поведения, приводящих, кроме тяжких личных и общественных результатов, к прямым финансовым потерям для организации.
Девиантность в трудовых отношениях выражается в действиях, которые отклоняются от поставленных в организации общепризнанных норм, ожиданий и предписаний, охватывая каждое недозволенное поведение сотрудника на рабочем пространстве. Формы проявления девиаций многообразны: несоблюдение (ненадлежащее исполнение) приказов, руководств, халатность, бездействие, несоблюдение критерий контракта, жульничество, ЛОЖЬ, враждебность, сокрытие информации, саботаж, фальсификации, злоупотребление должностными полномочиями. Область девиантного поведения очень пространна: она имеет возможность подключать как владельцев и менеджмент, например и рядовых служащих фирмы, партнёров, покупателей, соперников.
В отличие от девиаций, означащих поведение, социально неодобряемое, но не противоречащее правовым общепризнанным нормам, особенную угрозу для организации дает делинквентное поведение, связанное с нарушением законодательных требований и предусматривающее санкции, вплоть до уголовных.
Вероятность возникновения девиаций высока. Только 5% работников дисциплинированы от природы и, следовательно, не склонны к нарушениям, тогда как 90% выполняют установленные требования только при наличии внешнего контроля, а 5% нарушают нормы и правила всегда [3, с. 478].
Среди причин девиантного поведения специалисты выделяют две группы факторов:
- субъективные – рассогласование личных целей и целей организации, а также личностные и психологические особенности, индивидуальные девиантные наклонности работников;
- объективные – обстоятельства, возникающие по вине руководства, ошибки в системе управления (неоднозначные предписания, несовместимые требования, противоречивые распоряжения).
Таким образом, более продуктивными представляются ситуационные комментарии, в которых обстоятельства трудовой деятельности рассматриваются в общественном контексте, при данном не исключается способствование девиациям и в том числе и намеренное создание их. Так, в реальное время отмечается преднамеренное наращивание (примерно на 10%) количества девиаций со стороны наёмных сотрудников. Это — формы выражения неповиновения, «наказания» владельцев и менеджмента фирмы (хищения, порча имущества, компрометация)(1).
Проявлению девиантности способствуют стресс-факторы, конфликтные ситуации.
По данным Минздравсоцразвития РФ, 78% населения находятся в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, из них почти 30% – в состоянии депрессии и психозов. Каждый третий работник примерно один раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – практически ежедневно [1, с. 29]. Напряжённые жизненные и производственные условия усугубляют девиантные формы поведения.
В зависимости от степени отклонений девиации могут вызывать различные по тяжести последствия: от местных конфликтов и сбоев до полной дезорганизации всей системы управления. Участие в конфликтных ситуациях занимает до 20% рабочего времени лиц, выступающих их непосредственными участниками или посредниками. Потери рабочего времени от неконструктивных конфликтов и последующих переживаний составляют около 15–20%, а производительность труда снижается на 20–40% [4, с. 247].
Ясно, что подобные явления приводят к снижению эффективности работы, подрыву имиджа организации, утрате рыночных позиций, потере ключевых клиентов.
Одним из феноменальных поведенческих явлений является дауншифтинг (от англ. downshifting – понижение) – осознанное движение вниз по социальной лестнице, например: отказ от карьеры, статусного благополучия, выход из бизнеса, вплоть до кардинальной смены образа жизни.
Ярким примером дауншифтера в РФ считается предприниматель Герман Стерлигов, оставивший бизнес в городе Москве и уехавший с семьей на дремучий хутор. Контрастность, «протестность» предоставленной формы поведения явна, но она в большинстве случаев несёт положительную предпосылку в отличие от иных девиаций, потому что ключевым образом связана с обращением к глубинным потребностям, влечением к внутреннему раскрепощению, переориентацией с общественного фурора на самоактуализацию личных мотивов.
Формы и модели девиантного поведения. В современной организации формы девиантного поведения варьируют широко:
- дисфункциональное поведение – проявление профессиональной некомпетентности, приводящее к функциональным нарушениям;
- консервативное поведение – неприятие, игнорирование инноваций;
- имитационное поведение – завуалированное деструктивное поведение;
- манипулятивное поведение – воздействия скрытого характера;
- оппортунистическое поведение – стремление реализовать собственные эгоистические интересы;
- групповое деструктивное поведение – проявление группового эгоизма;
- асоциальное поведение – проявление привычек и склонностей, осуждаемых обществом.
Более тяжкой формой считается деструктивное девиантное поведение, которое не соответствует официально установленным или же практически образовавшимся в предоставленной среде общепризнанным нормам и ожиданиям и приводит нарушителя (девианта) к наказанию, изоляции, излечению или же исправлению.
Различные проявления девиантности имеют базовый ключ – расхождение между целями и средствами их заслуги. В качестве этих средств имеют все шансы играть не лишь только вещественные, технические, денежные и другие ресурсы, но и регулятивные механизмы управления (структурирование задач, сплочённость групп, мотивация). По Р. Мертону, всевозможные формы отклоняющегося поведения считаются ответной (приспособительной) реакцией сотрудника на образовавшийся дисбаланс целей и средств.