Файл: Инновационные бизнес модели предприятия (Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия
Понятие бизнес- модели предприятия
Краткая характеристика ООО «ВладТрансТур»
Анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»
Формирование проблемного поля турагентства ООО «ВладТрансТур» на основе SWOT-анализа
3. Выбор и обоснование бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.1. Определение целей и задач ООО «ВладТрансТур»
3.2. Определение инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.3. Эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО «ВладТрансТур»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в целесообразности не только разработки бизнес-модели организации, но и успешной ее реализации, возможности гибкого подхода в достижении поставленных главенствующих задач. Обоснование бизнес-модели раскрывают механизмы достижения поставленных задач.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результат работы исследования и практические материалы могут быть использованы в организации и планировании инновационной бизнес-модели деятельности турфирмы.
Степень разработанности темы. Организацией бизнес-модели и выбора стратегии развития бизнеса посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: Алимов А.Н., Васильев С.В., Виханский О.С., Гапоненко А.Л., Дресвянников В.А., Жукова М.А., Зуб А.Т., Мазур И.И., Орджоникидзе М.М., Покровский Н.Е., Томпсон А.А., Филоненко В.В.,Харченко В.Л. и других. В работах перечисленных авторов рассмотрены следующие проблемы:
- методология бизнес-модели предприятий;
- классификация бизнес-модели предприятий;
- формирование бизнес-модели предприятий и др.
Вместе с тем анализ периодических публикаций и учебной литературы по вопросам бизнес-модели предприятий приводит к выводу о недостаточной проработке ее теоретической и методической базы, особенно в сфере туризма. Именно эти причины определили актуальность выбранной темы исследования в данной работе.
Объект исследования – туристическое агентство ООО «ВладТрансТур» г. Владимир.
Предмет исследования – инновационная бизнес-модель ООО «ВладТрансТур» г. Владимир.
Цель работы – разработать инновационную бизнес-модель на базе организации ООО «ВладТрансТур».
Достижение намеченной цели требует постановки и решения следующих задач:
1) усвоить теоретические основы разработки бизнес-модели организации;
2) провести анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»;
3) разработать и обосновать бизнес-модель ООО «ВладТрансТур»;
4) оценить эффективность мероприятий по реализации инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур».
В работе использованы методы сравнительного анализа, стратегического анализа, PEST-анализа, SWOT-анализа, методики экспертных оценок.
Эмпирическую базу исследования составили: отчетные документы туристического агентства ООО «ВладТрансТур», материалы профессиональной периодической печати, справочные и аналитические ресурсы сети Интернет.
Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия
Понятие бизнес- модели предприятия
Бизнес-модель - логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании.
Бизнес-модель – это своего рода истина организации, разработать которую может только управленческая команда этой организации[1].
Целью бизнес моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности компании. Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное – понятность и применимость.
Модель бизнеса – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании[2].
Бизнес-модель – это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода.
Бизнес-модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. Пример, отражающий второй подход к определению бизнес-модели, в большей степени, ориентированный на внутренние процессы/роли, представлен ниже[3].
Инновационная бизнес-модель – это способ соединения факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и компании как таковой.
Эмпирические исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что в инновационной бизнес-модели заложен куда больший потенциал успеха, нежели в инновационном продукте или процессе (рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 - Новые бизнес-модели раскрывают дополнительный инновационный потенциал, помимо того что обусловливают появление инновационных продуктов и процессов
Разумеется, качественные продукты и процессы сохраняют, как и прежде, большую значимость, но они не определяют будущего успеха или неудачи компании. Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнесмодель и выделиться среди посредственных конкурентов.
Следовательно, бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.
Разработка бизнес моделей
Сравним традиционный и новаторский подходы к построению бизнеса.
Традиционный подход заключался в следующем:
• получение рыночной доли;
• достижение прибыльности как результат высокой рыночной доли[4].
Новаторский подход — другой:
• определение того, что важно для потребителя, т.е. у кого можно получить прибыль;
• выявление, где можно получить прибыль, где высокая зона прибыли;
• определение того, как можно получить рыночную долю на выявленном направлении;
• поиск способов организации, обеспечения и защиты высокой зоны прибыли[5].
Бизнес-идея играет роль миссии компании, когда старые идеи перестают работать. Ее разработка — сложная задача.
Для упрощения ее можно разделить на ряд промежуточных этапов — прототипов будущей бизнес идеи[6]:
• Этап 1 — анализ стратегической ситуации. Сначала проводится анализ исходной ситуации отрасли и компании, оценивается ее положение, т.е. стратегическая позиция, которую та занимает.
• Этап 2 — выявление проблем. Постепенно выявляются проблемы развития компании и отрасли в целом, выделяются важнейшие из них.
• Этап 3 — выяснение противоречий развития. Далее выясняются противоречия их развития, описываются противоположные оценки, мнения, подходы к решению.
• Этап 4 — аккумулирование и изучение сигналов решений. Аккумулируются и анализируются различные течения, различный опыт, различные направления, имеющие отношения к решению установленных проблем. Все это можно назвать сигналами решения.
• Этап 5 — зарождение идеи бизнеса. После этого начинает вырабатываться идея нового бизнеса, затем она формулируется.
• Этап 6 — разработка концепции реализации новой идеи. Это позволяет перейти к разработке концепции реализации бизнес-идеи.
• Этап 7 — формулировка бизнес-идеи. Формулировать бизнес-идею желательно после того, как намечены ориентиры ее реализации. Это последний этап разработки бизнес-идеи.
Следовательно, проанализировав подходы к построению бизнеса можно сделать вывод, что новаторский подход в настоящее время является более актуальным. Бизнес-модели имеют несколько этапов при разработки. Многие этапы достаточно объемны и сложны.
Виды бизнес моделей
Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:
• Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель.
• Прямые продажи — продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли.
• B2B (Business-to-Business — бизнес-для-бизнеса) — вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица). Компании поставляют товары и услуги для других компаний, а не для конечного потребителя. Например, изготовление рекламной продукции для другой компании, которая занимается продвижением товара или услуги.
• B2C (Business-to-Consumer — бизнес-для-потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи. Эффективный способ устранения географической отдаленности между крупными и малыми городами за счет унификации ценовой политики и деятельности служб доставки.
• B2G (Business-to-Government — бизнес для правительства) — коммуникация между бизнесом и государством. Система характеризует электронную коммерцию и применяется, например, в организации госзакупок.
• G2B (Government-to-Business — правительство для бизнеса) — набор программных и правительственных средств для онлайн-взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур (сайты правительственных органов, госзакупки и т.д.)[7].
Вывод по первой главе.
Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.
Проанализировав подходы к построению бизнеса можно сделать вывод, что новаторский подход в настоящее время является более актуальным.
Бизнес-идея играет роль миссии компании, когда старые идеи перестают работать. Ее разработка — сложная задача.
Бизнес-модели имеют несколько этапов при разработки. Многие этапы достаточно объемны и сложны.
Анализ ООО «ВладТрансТур»
Краткая характеристика ООО «ВладТрансТур»
ООО «ВладТрансТур» – туристическая компания, работающая на рынке туристических услуг г. Владимира более 16 лет. Компания организована в 1999 году в форме общества с ограниченной ответственностью и с тех пор успешно зарекомендовала себя в качестве надежного поставщика тур услуг.
Основной целью деятельности ООО «ВладТрансТур» выступает расширение рынка туристических товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Для достижения поставленных целей ООО «ВладТрансТур» вправе приобретать права, исполнять обязанности и осуществлять действия в соответствии с Уставом и законодательством РФ.
Штат компании составляет 6 человек. Стиль руководства в турагентстве демократический – все сотрудники тепло отзываются в адрес руководства агентства и довольны условиями труда.
Структура управления ООО «ВладТрансТур» представляет собой линейно-функциональную форму (рисунок 1.1), для которой характерно то, что орган управления – директор руководит всеми звеньями нижестоящего уровня непосредственно. Одновременно с этим заместитель директора, находясь в прямом его подчинении, непосредственно руководит деятельностью менеджеров по туризму, а также активно взаимодействует с главным бухгалтером и секретарем/менеджером по кадрам.
Директор ООО «ВладТрансТур»
Заместитель директора по туризму
Менеджеры по туризму
Главный бухгалтер
Секретарь / менеджер по туризму и кадрам
Рисунок 1.1 – Структура управления ООО «ВладТрансТур»
В заключение отметим, что структура организации и управления турагентством определена задачами его развития. Она нацелена на эффективное взаимодействие с внешней средой, продуктивное и целесообразное распределение и направление усилий сотрудников на оказание конкурентоспособных услуг.