Файл: Инновационные бизнес модели предприятия (Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия
Понятие бизнес- модели предприятия
Краткая характеристика ООО «ВладТрансТур»
Анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»
Формирование проблемного поля турагентства ООО «ВладТрансТур» на основе SWOT-анализа
3. Выбор и обоснование бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.1. Определение целей и задач ООО «ВладТрансТур»
3.2. Определение инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.3. Эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО «ВладТрансТур»
Анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»
С целью проведения глубокого анализа и диагностирования текущего положения турагентства на рынке необходимо изучить внешнюю среду организации в разрезе двух аспектов: микро- и макро- окружение.
Характеристика турагентства ООО «ВладТрансТур» и его основных конкурентов в разрезе указанных выше показателей приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Характеристика турагентства ООО «ВладТрансТур» и его основных конкурентов
№ п/п |
Факторы конкурентоспособности |
ООО «ВладТрансТур» |
«Вояж Владимирий» |
«МОСТ» |
1 |
Месторасположение |
Места с большой проходимостью людей, вблизи торговых центров |
Места с большой проходимостью людей, вблизи торговых центров |
Места с большой проходимостью людей, вблизи торговых центров |
2 |
Сегмент рынка |
Клиенты с высоким и средним доходом |
Клиенты с высоким и средним доходом |
Клиенты с высоким и средним доходом |
3 |
Ассортимент услуг |
Широкий ассортимент услуг и предлагаемых туров |
Широкий ассортимент услуг и предлагаемых туров |
Широкий ассортимент услуг и предлагаемых туров |
4 |
Система обслуживания |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
5 |
Стоимость путевки |
Средняя |
Выше средней |
Средняя |
6 |
Комфортабельность офиса |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
7 |
Имидж турфирмы |
Средний |
Высокий |
Средний |
8 |
Информативность официального сайта |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Далее в таблице 1.2 проведем оценку данных параметров. Как видно из данных таблицы 1.2, ООО «ВладТрансТур» набрал 18 баллов и занял лидирующие позиции вместе с турфирмой «МОСТ». Ниже по рейтингу находится турфирма «Вояж Владимир» – 17,5 баллов.
Таблица 1.2 – Оценка конкурентоспособности турагентства ООО «ВладТрансТур»
№ п/п |
Факторы конкурентоспособности |
ООО «ВладТрансТур» |
«Вояж Владимирий» |
«МОСТ» |
1 |
Месторасположение |
2 |
2,5 |
2,5 |
2 |
Сегмент рынка |
2 |
2 |
2 |
3 |
Ассортимент услуг |
2,0 |
3 |
2,5 |
4 |
Система обслуживания |
3 |
1 |
3 |
5 |
Стоимость путевки |
2 |
1,5 |
2 |
6 |
Комфортабельность офиса |
3 |
2,5 |
3 |
7 |
Имидж турфирмы |
2 |
2 |
2 |
8 |
Информативность официального сайта |
2 |
3 |
1 |
Итого |
18,0 |
17,5 |
18,0 |
Таким образом, конкурентоспособность турагентства ООО «ВладТрансТур» можно оценить как высокую, что объясняется, в первую очередь, достаточным ассортиментом услуг, высоким уровнем обслуживания, комфортабельностью офиса и адекватными ценами.
В целом, основные показатели PEST-анализа туристской отрасли сведены в таблицу А1 ПриложенияА.
Таким образом, отрасль туризма носит крайне нестабильный характер. Это, в первую очередь, объясняется влиянием на нее множества факторов, таких, например, как: внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране и мире, уровень доходов населения, ожидания потребителей и пр. В виду этого деятельность турагентства ООО «ВладТрансТур» во много зависит от окружающей его среды и условий ее функционирования.
Функционируя в условиях рынка ООО «ВладТрансТур» обладает специфическими, присущими только ему характеристиками и особенностями, которые характеризуют внутреннюю среду турфирмы. В целом ее можно разделить на сильные и слабые стороны. Рассмотрим их более подробно.
ООО «ВладТрансТур» демонстрирует уверенные темпы роста, из года в год повышая количество реализованных туров и увеличивая выручку от продаж. На рисунке 1.2 представлены наиболее популярные у туристов направления, по которым приобретались туры у ООО «ВладТрансТур» в 2015 году.
Рисунок 1.2 – Наиболее популярные у туристов направления туров, приобретенных в турфирме ООО «ВладТрансТур» в 2015 году
Данный рисунок наглядно показывает, что в структуре реализованных ООО «ВладТрансТур» в 2015 году туристических путевок преобладает выездной туризм (порядка 83% туристов предпочли отдых за границей отечественным курортам). По количеству реализованных выездных туров лидируют такие страны, как Таиланд (25%), Вьетнам (20%), Турция, Тунис и Египет, что в целом соответствует общим тенденциям развития рынка выездного туризма.
В целом, среди зарубежных морских курортов неизменный интерес туристов вызывают Турция, Куба и Доминиканская республика, как страны, не требующие специального визирования, а также Израиль, ОАЭ и Кипр – страны с упрощенной системой визирования.
В таблице 1.3 приведены данные о количестве и стоимости проданных ООО «ВладТрансТур» путевок за период 2013-2015гг.
Таблица 1.3 – Число и стоимость проданных туристских путевок, число обслуженных туристов за период 2013-2015гг.
Показатель/Период |
Число турпутевок, единиц |
Стоимость турпутевок, Млн.. руб. |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего реализовано турпакетов |
189 |
236 |
213 |
15691,3 |
15878,6 |
14219,7 |
в том числе: |
||||||
внутренний туризм (по территории России) |
47 |
37 |
37 |
3034,7 |
1806,0 |
3073,7 |
выездной туризм (поездки за границу) |
142 |
199 |
176 |
12656,6 |
14072,6 |
11146,0 |
Число обслуженных туристов, чел. |
460 |
482 |
473 |
В целом, ООО «ВладТрансТур» имеет репутацию надежного поставщика туруслуг. Клиенты доверяют компании, многие прибегают к услугам ООО «ВладТрансТур» повторно. Также отметим, что турагентство имеет официальный сайт в сети Интернет, на котором представленная вся необходимая информация (основные туры и их описание, примерная стоимость, сроки, полезные статьи, контакты, отзывы туристов). Однако использование инновационных технологий носит ограниченный характер. Возможности сети интернет используются минимально.
Также важно отметить, что, как и любая организация, ООО «ВладТрансТур» имеет свои недостатки, в частности, к ним можно отнести следующие моменты:
1) стратегическое планирование отсутствует, цели и задачи выстраиваются лишь на краткосрочную перспективу, а поэтому, зачастую, носят скорее количественный, чем качественный характер;
2) система мотивации персонала носит исключительно денежный характер;
3) уровень продаж носит сезонный характер. Наименьший поток туристов наблюдается в зимний период (за исключением праздничных дней). Горячий сезон – лето, новогодние и майские праздники;
4) недостаточное внимание уделяется маркетингу и построению взаимоотношений с потребителями. Не существует системной рекламной политики, имидж турагентства формируется стихийно.
5) как и большинство турфирм, ООО «ВладТрансТур» является посреднической фирмой (приобретает турпродукт у туроператоров) и потому не имеет взаимосвязи с главным поставщиком турпродуктов. Сопровождение туристов происходит главным образом до момента передачи всех документов, необходимы для вылета (договор на обслуживание, авиабилеты, лист бронирования гостиничного номера и пр.). В непосредственном месте получение туруслуг клиентом занимается принимающая сторона.
Таким образом, ООО «ВладТрансТур» необходимо использовать свои сильные стороны для роста и развития, а над недостатками – работать, стремиться к постоянному совершенствованию, которому, как известно, нет предела.
Формирование проблемного поля турагентства ООО «ВладТрансТур» на основе SWOT-анализа
Любая работа над организацией начинается с всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой действует компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. В данной работе использован метод SWOT-анализа. Такой анализ проводится путем сравнения главных показателей деятельности данной турфирмы с конкурентами, присутствующими на этом же целевом рынке. Сопоставление основных показателей экономической эффективности дает возможность выявить уязвимые и наиболее сильные стороны в деятельности турфирмы сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области турбизнеса.
На основании результатов исследования внутренней и внешней среды агентства ООО «ВладТрансТур» выявлены его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы рынка туризма Владимира. Результаты анализа отражены в виде матрицы SWOT-анализа в таблице Б1 Приложения Б.
В целом, матрица SWOT-анализа деятельности ООО «ВладТрансТур» помогла установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи данной организации, внешними угрозами и возможностями. Данный анализ может стать первоначальным этапом разработки бизнес-модели турагентства, которая обеспечит успех и надежность бизнеса. Для того чтобы быть конкурентоспособной по большинству необходимых показателей, организации необходимо создать инновационную бизнес идею. В следующей главе опишем суть предлагаемой инновационной бизнес-модели на базе анализируемого турагенства.
Выводы по второй главе.
В данной главе курсовой работы проведен анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»», в результате чего можно заключить, что турфирме следует разработать бизнес-модель на основе расширения ассортимента, повышать качество услуг и обслуживания, активного использования интернета в качестве средства продвижения своих услуг и рекламы.
Особое внимание также необходимо уделить отрасли внутреннего туризма, которая активно развивается в последнее время.
Кроме того рекомендуется рассмотреть возможность открытия филиальной сети. Но самое главное, нужно разработать и внедрить бизнес-модель, которая, в свою очередь, обеспечить долгосрочный рост и развития, а также позволит наладить процесс управления широкой филиальной сетью.
3. Выбор и обоснование бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.1. Определение целей и задач ООО «ВладТрансТур»
Цель любой компании, как правило, складываются из миссии.
Миссия турагентства ООО «ВладТрансТур» может звучать следующим образом: ««Мы уважаем наших туристов и ценим партнеров. Мы профессионалы, и делаем свою работу качественно»».
Видение турфирмы: «Мы будем продолжать заботиться о наших клиентах и создавать все условия для полноценного отдыха за рубежом и в пределах России, совершенствовать сервис, расширять ассортимент услуг и улучшать их качество».
Для разработки удачной инновационной бизнес-модели необходимо усилить позиции на рынке. Анализ конкурентного положения ООО «ВладТрансТур» на рынке туристских услуг Владимира, а также Интернет-сайта и других отчетных документов и материалов позволил выделить его основные цели в области бизнес-модели, на основе чего сообразно построить основную идею бизнес-модели и этапы ее реализацтт на рисунке 3.1.
Основа Бизнес-модели:
– организация нового направления – событийного туризма
Разработка рекламной продукции (указатели; смс-рассылки; листовки); участие в презентации.
Разработка и внедрение промо акции по системе «Вiglion».
Рисунок 3.1 – Дерево целей ООО «ВладТрансТур»
В целом, главная стратегическая цель турагентства ООО «ВладТрансТур» может звучать следующим образом: «улучшение конкурентных позиций на рынке посредством реализации функционального, эффективного, конкурентоспособного, ориентированного на клиента бизнеса, учитывающего и уважающего потребности своих сотрудников».
3.2. Определение инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
В целом, выделим ключевые моменты бизнес-модели реализуемой в ООО «ВладТрансТур»:
– повышение качества и обновление ассортимента предлагаемых услуг (каждые полгода следует вводить 2-3 новые программы);
– постоянное повышение уровня квалификации персонала;
– проведение программ лояльности и активной рекламной кампании;
– ежемесячный контроль издержек турагентства и корректировка затрат по результатам мониторинга.
Далее отметим, что очень важным элементом стратегий также является связь товар-рынок. Она определяет формат производственной программы. Для этого следует построить матрицу И. Ансоффа (рисунок 3.2, 3.3).
Рынки |
|||
Текущий рынок (индустрия туризма во Владимирской области) |
Новый рынок (индустрия туризма в соседних регионах РФ) |
||
Товары |
Текущий товар (туристические услуги и сопутствующие с ними услуги) |
Усиление позиций на рынке через оптимизацию издержек и внедрение новых технологий отрасли, маркетинговой политики. |
Развитие в регионе присутствия (как в основном, так и в новых регионах). |
Новый товар (развитие событийного, делового и шопинг-туризма) |
Лидерство на рынке благодаря дифференциации услуг. |
Расширение ассортимента, укрепление позиций на новых рынках, увеличение объемов продаж услуг. |