Файл: Инновационные бизнес модели предприятия (Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия
Понятие бизнес- модели предприятия
Краткая характеристика ООО «ВладТрансТур»
Анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»
Формирование проблемного поля турагентства ООО «ВладТрансТур» на основе SWOT-анализа
3. Выбор и обоснование бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.1. Определение целей и задач ООО «ВладТрансТур»
3.2. Определение инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур»
3.3. Эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО «ВладТрансТур»
Рисунок 3.2 – Матрица «товар-рынок» для ООО «ВладТрансТур»
Рисунок 3.3 – Стратегии развития в матрице «товар-рынок» для ООО «ВладТрансТур»
Для того чтобы сделать правильный выбор стратегии развития турфирмы ООО «ВладТрансТур», в матрице Ансоффа следует исследовать два основных показателя: вид товара (туристические услуги) и тип рынка (рынок туризма г. Владимир).
В целом, по матрице Ансоффа, тип продукта можно оценить как старый.
На основе этого, стратегиями для бизнес-модели ООО «ВладТрансТур» можно назвать стратегию развития товара (новых туристических услуг) и стратегию проникновения на рынок (увеличения доли нынешнего товарного рынка). При выборе данных стратегий турфирме рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках:
– провести изучение целевого рынка компании;
– разработать мероприятия по продвижению услуг турагентства и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
С помощью данных мер у турагентства ООО «ВладТрансТур» появится возможность расширить сбыт имеющихся услуг на существующем рынке при помощи новых маркетинговых решений, которые будут призваны привлечь тех, кто раньше не пользовался продукцией данной компании, а также клиентов конкурентов и увеличить спрос уже привлеченных потребителей.
Таким образом, после проведенного в предыдущей главе работы SWOT-анализа, а также построение модели 5 конкурентных сил Портера и матрицы Ансоффа для турагентства ООО «ВладТрансТур», можно заключить, что выбранные идеи для бизнес-модели являются наиболее подходящими.
3.3. Эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО «ВладТрансТур»
Меры по реализации бизнес-модели развития турагентства ООО «ВладТрансТур» отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Мероприятия по реализации бизнес-модели
Основа бизнес-модели |
Меры по реализации |
Организация нового направления – событийного туризма |
Разработка рекламной продукции (указатели; смс-рассылки; листовки) |
Участие в презентации |
|
Разработка и внедрение промо акции по системе biglion. |
Организация нового направления – событийный туризм. Событийный туризм – это достаточно новое направление в туризме, которое совмещает в себе традиционный отдых и участие в зрелищных мероприятиях. Событийный туризм делится на четыре основных вида: культурный, спортивный, этнографический, деловой (в т.ч. классические деловые поездки, участие в выставках, семинарах и конференциях).
Событийный туризм различается по масштабу события и по тематике события. Основные тематические виды событийного туризма:
1) национальные фестивали и праздники.;
2) карнавалы и народные праздники особенно любимы туристами;
3) театрализованные шоу – это шоу на льду и в Цирке и т.д..
Для реализации и продвижения бизнес-модели необходимо реализовать несколько мероприятий. Рассмотрим приведенные в таблице мероприятия подробнее.
Первое мероприятие – это разработка рекламной продукции.
Для разработки рекламной стратегии ООО «ВладТрансТур» предлагаются такие средства рекламы, как: указатели, смс-рассылки и листовки.
Рассмотрев множество компаний, которые занимаются предоставлением смс-услуг, остановились на компании «СМС Дисконт», т.к. данная компания предлагает услуги по приемлемым ценам (2 000 руб. за 3 696 смс).
В целом, преимущества данного инструмента маркетинга очевидны: невысокая стоимость базы контактов, реальная возможность проанализировать аудиторию по месту проживания, социальному статусу и возрасту. Благодаря всем этим факторам рассылка сообщений становится наиболее перспективным средством рекламы продукции и услуг.
Листовки – еще один из видов рекламы массового распространения. В целях поиска новых клиентов, а также выявления на рынках спроса на услуги турагентства, можно разработать листовки с рекламным содержанием:
– на руки потенциальным клиентам – 2000 шт.;
– на презентации – 500 шт.
Листовки планируется раздаваться персоналом турагентства ООО «ВладТрансТур», поэтому в дополнительных затратах на их распространение не нуждается.
Следующее мероприятие – это участие в презентации.
Для проведения презентации было выбрано место площадка возле здания, в котором находится турагентство ООО «ВладТрансТур», где менеджеры по туризму в течение часа расскажут о туристических продуктах фирмы, при этом сотрудники одновременно раздают печатный материал – листовки, в которых опубликована вся контактная информация о турфирме, а также воздушные шары для создания атмосферы праздника. Шары выполнены в фирменном стиле с нанесением логотипа, адресного блока и номера телефона.
Материалы для проведения презентации отражены в таблице 3.2.
В целом, данное мероприятие благотворно повлияет на привлечение новых клиентов в турагентство. Также благодаря данной акции увеличится показатель по посещениям и приобретению туристических путевок.
Таблица 3.2 – Материалы для проведения презентации турагентства ООО «ВладТрансТур»
Наименование |
Количество |
Изготовление, монтаж и демонтаж баннера |
1 шт. |
Расходы на рекламные и информационные материалы: – листовки – шары |
500 экз. 500 шт. |
Зарплата сотрудникам: – менеджеры по туризму – заместитель директора по туризму |
2 чел. 1 чел. |
Третье мероприятие – это разработка и внедрение промо акции по системе «Вiglion». Стоит отметить, что система скидочных купонов, таких как групон, купикупон, хорошо известна уже большинству людей.
Для подтверждения целесообразности внедрения данных мер проведем расчет их эффективности. При этом при расчете нужно исходить из затрат на внедрение. Поэтому в первую очередь рассмотрим возможные затраты по каждому из направлений (таблица 3.3,3.4).
Таблица 3.3 – Единовременные затраты на реализацию мероприятий по реализации стратегии развития турагентства ООО «ВладТрансТур»
Мероприятия |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Разработка рекламной продукции |
Расходы на рекламные и информационные материалы, в т.ч.: – указатели – смс-рассылки в месяц – листовки |
24 200 21 000 2 000 1 200 |
Участие в презентации |
Расходы на рекламные иинформационные материалы, в т.ч.: – баннер (изготовление и монтаж) – шары – листовки Зарплата сотрудникам |
9 800 6 000 1 500 300 2 000 |
Организация нового направления – событийного туризма |
Обучение персонала событийному туризму Организация нескольких пробных туров |
20 000 300 000 |
Разработка и внедрение промо акции по системе biglion. |
Стоимость 1500 купонов «biglion» по 7 руб. каждый |
10 500 |
ИТОГО |
398 500 |
При оценке экономической эффективности проекта использован такой показатель, как чистый дисконтированный доход (ЧДД). Данный показатель определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу (начальному году расчетного периода). Его величина вычисляется по формуле (3.1).
Таблица 3.4 – Текущие ежемесячные затраты на реализацию стратегии развития ООО «ВладТрансТур»
Статьи затрат |
Стоимость, руб. |
Постоянные расходы, всего, в том числе: |
51 400 |
Аренда |
44 160 |
Коммунальные услуги |
7 240 |
Переменные расходы, всего, в том числе: |
301 150 |
Заработная плата |
256 150 |
Реклама |
20 000 |
Прочие расходы |
125 000 |
ИТОГО |
760 100 |
(3.1)
где Р – экономические результаты от мер за расчетный период, руб.;
К – затраты на осуществление мер за расчетный период, руб.;
tн – начальный шаг (начальный год расчетного периода);
tк – конечный шаг (конечный год расчетного периода);
Рt – экономические результаты, достигаемые на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.;
Кt– затраты на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.;
αt– коэффициент дисконтирования.
Эинт = 4 906 217руб.
Начальный год расчетного периода – 2017 год, конечный – 2018 год.
= 1/(1+0,10) = 0,9, где Е – норма дисконта; t – t-q шаг расчета реализации проекта (t-q год расчетного периода).
Исходные данные для оценки экономической эффективности мероприятий по реализации бизнес-модели ООО «ВладТрансТур» приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Исходные данные для оценки экономического эффекта от реализации бизнес-модели
Показатели |
Ед. изм. |
Значение |
Первоначальный срок использования проектных мероприятий после внедрения стратегии |
лет |
2,0 |
Единовременные затраты |
руб. |
398 500 |
Ежегодное значение дохода, которое планируется получать с момента внедрения проектных мероприятий |
руб. |
15 499 473 |
Текущие годовые затраты |
руб. |
9 121 200 |
Годовой дисконт |
% |
10 |
Определение доходов от проекта: доходы (п.2) – текущие затраты (п.3): 2016 = 0,0 руб.; 2017 =6 378 273 руб.
Расчет ЧДД от внедрения проекта отражен в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Расчет ЧДД от внедрения проекта
Год |
D |
K |
D |
K |
ЧДД |
ЧТС |
|
2017 |
0 |
398 500 |
0,909 |
0 |
362237 |
-362237 |
-362237 |
2018 |
6378273 |
0 |
0,826 |
5268453 |
0 |
5268453 |
4906217 |
Итого: |
6378273 |
398500 |
1,735 |
5268453 |
362237 |
4906217 |
- |
Из таблицы 3.6 видно, что в 2018 году стоимость вложенного капитала в результате реализации мероприятий по реализации бизнес-модели составит 5 268 453 руб.
Индекс доходности (ИД) рассчитывается формуле (3.2) как отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений:
(3.2)
ИД = 5268453 / 362237 = 14,5.
Поскольку индекс доходности от реализации разработанных мероприятий имеет положительное значение и составляет 14,5, то можно заключить, что инвестиции в реализацию бизнес-модели ООО «ВладТрансТур» принесут прибыль руководству турфирмы.
Рентабельность инвестиций (Рн), учитывающая интересы участников или специфику проекта, определяемая как:
(3.3)
Р = (ИД – 1)/n = (14,5 – 1) / 2 = 94,5.
n – количество периодов, в течение которых реализуется проект.
Здесь отметим, что поскольку показатель рентабельности инвестиций в реализацию мероприятий больше 1 и составляют 94,5, то можно заключить, что инвестиции в реализацию стратегии развития ООО «ВладТрансТур» рентабельны и приемлемы в соответствии с выбранной ставкой дисконтирования.
Срок окупаемости (Ток) – минимальный временной интервал (от начала осуществления проектных мероприятий), за пределами которого интегральный экономический эффект становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости определяется исходя из условия:
Ток = min t, при котором
Ток = t – (-ЧТС)/(ЧТС+ + (- ЧТС)) (3.4)
где t – номер по порядку последнего периода реализации проекта, в котором ЧТС имеет отрицательное значение;