Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки»я.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления выработки новой стратегии развития предприятий необходимо полно и достоверно рассчитывать издержки предприятия и себестоимость продукции. Правильный расчет данных экономических категорий незаменим для прибыльного функционирования предприятия, достижения перед ним целей. Себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д., а формирование затрат, расходов и издержек предприятия имеют важное значение для предпринимательской деятельности предприятий. Рыночные отношения требуют постоянного контроля в учетно-аналитической системе за формированием себестоимости, создаваемой продукции, умения использовать информацию данной системы для принятия эффективных управленческих решений, так как это способствует достижению наилучшего результата хозяйственной деятельности предприятия. Особенно важным моментом при этом является получение достоверной информации об учетных объектах в целях оптимального управления деятельностью предприятия.

В современных условиях учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость управления затратами на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влиянии на финансовые результаты, а также на величину затрат. Основополагающими понятиями, относительно которых рассматривается функционирование управленческого учета и управленческого анализа, являются «расходы», «затраты», и «издержки». Для эффективной работы как с теоретической, так и с практической точек зрения учетно- аналитической системы необходимо дать четкое определение данным терминам и определить участие каждого из них по внутренней учетно- аналитической системе.

В своей контрольной работе я хочу исследовать все понятия, связанные с расходами, издержками и затратами предприятия.

Моей задачей будет являться раскрытие понятий расходы, затраты, издержки, а также раскрыть понятие себестоимости продукции. Раскрыть понятия прямых и косвенных расходов, единицы продукции, услуг, формирование калькуляций на товар, влияние объема производства на величину расходов предприятия и себестоимости единицы продукции. Предприятие в процессе своей деятельности осуществляет определенные виды расходов, связанных с производством продукции. Для нормального осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенной суммой денежных средств для осуществления расходов и уметь ими управлять. Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией. Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Издержки производства и обращения являются важнейшим показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование затрат, расходов и издержек обращения способствует устранению излишеств в расходовании средств при проведении мероприятий по выпуску продукции.


Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

На современном этапе развития производства, руководство предприятий уделяет пристальное внимание калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг. Это обусловлено непосредственной зависимостью уровня прибыли предприятия от фактической величины себестоимости продукции, чем она меньше, тем выше прибыль, поэтому все усилия направлены на снижение всех видов затрат, связанных с производством товаров и услуг. Исследование и оценка эффективности управления затратами и расходами является важной функцией управления производством, так как снижение данных экономических показателей приводит к увеличению прибыли продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль – данный аспект является главным показателем эффективности деятельности, что немаловажно для любого предприятия.

Некоторые специалисты употребляют термины «затраты» и «издержки» как синонимы, а другие полагают, что между ними имеются принципиальные различия, а на самом деле на практике эти два термина заменяют словом «расходы».

Затраты –выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции или по другому затраты- это стоимостная оценка использования компанией производственных ресурсов. Затраты – это явные издержки предприятия, расход – уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Характеристика затрат заключается в следующем:

- затраты отражают использование производственных ресурсов – материалов, труда персонала, оборудования, собственных и покупных услуг и т. д.

- затраты отражают использование производственных ресурсов, т.е. применение ресурсов по их целевому назначению.

-определенным периодом времени, то есть должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Экономисты отмечают еще одно важное свойство затрат, если затраты не вовлечены в производство и не списаны на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов, запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Затраты – это использование ресурсов, а расходы – это когда ресурсы покидают компанию. Затраты могут сразу, в периоде их возникновения, превратиться в расходы. (Если ресурсы, использование которых вызвало затраты, превратились в другие ресурсы.) На первый взгляд, термины «затраты» и «расходы» - абсолютные синонимы и некоторые экономисты придерживаются именно такой позиции, в то время как другие считают, что между ними нет ничего общего. Однако понятия «затраты» и « расходы» все же не являются одним и тем же, а их смещение может привести к существенным ошибкам, главным образом, в анализе экономической деятельности предприятия, планировании и управлении производственными процессами. Как правило, понятие «расходы» чаще применяются в бухгалтерском и налоговом учете. Понятие «затраты» больше относятся к финансовой сфере, планированию и оценке эффективности деятельности предприятия, то есть более применимо к управленческому учету.


Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг дано следующее понятие издержек:

«Издержки – совокупность всех затрат экономических ресурсов в денежной форме в процессе кругооборота хозяйственных средств».

Понятие «издержки предприятия» были трактованы еще Карлом Марксом. Так, он рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, то есть на производство товара. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые – издержками обращения. Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. Каждое коммерческое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет цель своей деятельности, а именно: какую прибыль, какой доход оно сможет получить, учитывая при этом понесенные затраты, то есть издержки предприятия. предприятие, определяя свою возможность производить товары, старается выбрать наиболее эффективную комбинацию ресурсов, обеспечивающую наименьшую величину денежных средств.

Издержки классифицируются на:

- издержки производства – издержки, включающие в себя стоимостное (денежное) выражение потребленных ресурсов в производственном цикле кругооборота средств.

-издержки обращения – издержки, связанные с приобретением ( покупкой) материально- производственных ресурсов и сбытом готовой продукции и их продвижением в сфере обращения.

- экономические издержки – суммарные издержки, включающие, кроме калькулируемых (бухгалтерских), и альтернативные издержки.

- альтернативные издержки- упущенная выгода от альтернативного использования на связанный в оборотных средствах капитал организации.

-бухгалтерские издержки –денежное выражение затрат по использованию производственных факторов, в результате которых осуществляется производство и продажа продукции ( издержки обращения).

Понятие «издержки» используются в практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Издержки производства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того «издержки» включают специфические виды затрат: потери от брака, гарантийный ремонт и другое. Понятие «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные в некоторых условиях. Следовательно, издержки и затраты могут соответствовать друг другу.


Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные, полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.

Определение расходов для целей бухучета приведено в ПБУ 10-99. Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Согласно ст. 252 Налогового Кодекса Российской Федерации «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Исходя из экономического содержания все денежные затраты организации можно разделить на три самостоятельные группы:

- расходы, связанные с извлечение прибыли, которые включают затраты на обслуживание производственного процесса, на выполнение работ и услуг, затраты на реализацию продукции, работ, услуг, инвестиции.

- расходы, не связанные с извлечением прибыли, которые состоят из средств, направленных на потребление владельцев предприятия, благотворительные и гуманитарные цели, отчислений в негосударственные страховые и пенсионные фонды, социальную сферу и так далее.

- принудительные расходы, к которым можно отнести налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию и так далее.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с Налоговым Кодексом расходы подразделяются на расходы, связанные с реализацией и производством и внереализационные расходы.


2. Классификация расходов

2.1 Расходы по обычным видам деятельности.

Расходы в бухгалтерском учете отражают либо по методу начисления, либо по кассовому методу. Малые предприятия могут признавать расходы по мере поступления оплаты от покупателей, не дожидаясь перехода собственности на товары, работы или услуги. Малым предприятиям разрешено применять кассовый метод учета расходов. При этом методе все расходы отражаются только после оплаты. Малые предприятия могут самостоятельно выбрать метод учета доходов и расходов, и все это закрепляется в учетной политике.

Расходы по методу начисления отражаются на счете 90-2

Дебет 90-2 Кредит 43 (41,45, 20)

Списание себестоимости проданных товаров ( готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Все расходы на производство и продажу продукции ( работ, услуг) малые предприятия учитывают на счете 20 « Основное производство». При кассовом методе учета расходов отражаются при перечислении денег предприятию за выполненные работы, оказанные услуги.

Основанием для признания расходов являются первичные учетные документы. Эти документы должны подтверждать факт хозяйственной операции и содержать все обязательные реквизиты, которые перечислены в законе о бухучете:

  1. Наименование документа
  2. Дата составления
  3. Наименование компании
  4. Содержание факта хозяйственной жизни
  5. Величина и единица измерения
  6. Должности ответственных работников
  7. Личные подписи и фамилии с инициалами.

В бухгалтерском учете расходы делятся на два вида:

  1. Расходы по обычным видам деятельности, которые связаны с изготовлением и продажей готовой продукции, приобретением и продажей товаров, а также оказанием услуг и выполнением работ
  2. Прочие расходы

Расходы организации по обычным видам деятельности делятся на:

- материальные

- затраты по оплате труда

- отчисления на социальные нужды

- амортизация

- прочие

Аналогичным способом расходы являются и в налоговом учете (ст. 253

НК РФ). Расходы еще делятся на коммерческие и управленческие, о которых будет рассказано ниже. Теперь рассмотрим поподробнее затраты по обычным видам деятельности.

2.2 Прочие расходы