Файл: Миссия и цели спортивно-оздоровительного клуба (на примере “Alex Fitness”).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты определения миссии и целей организаций
1.1. Понятие и сущность миссии организации
1.2. Классификация организационных целей
2. Разработка миссии и целей для фитнес-клуба «Alex fitness»
2.1. Организационная характеристика фитнес-клуба «Alex fitness»
2.2. Обзор рынка спортивно-оздоровительных услуг Московской области
2.3. Формулировка миссии и целей фитнес-клуба «Alex fitness»
введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что здоровый образ жизни является одной из самых значимых проблем современного общества. В этой связи не вызывает сомнений необходимость повышения эффективности управления физкультурно-оздоровительными учреждениями, что подразумевает более рациональное распределение имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения поставленных задач на основе миссии и целей.
Миссия - это деловое понятие, в котором отражено предназначение бизнеса, его основная цель. Миссия характеризует «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Посредством миссии детализирует статус предприятия, обеспечиваются ориентиры для разработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулирование миссии способствует решению определенных проблем управления. Во-первых, миссия предопределяет занятие менеджеров всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что способствует повышению обоснованности принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.
Целью курсовой работы является разработка миссии и целей спортивно-оздоровительного клуба. В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность миссии организации;
- привести классификацию организационных целей;
- дать организационную характеристику фитнес-клуба;
- провести обзор рынка спортивно-оздоровительных услуг Московской области;
- сформулировать миссию и цели фитнес-клуба.
Объектом исследования курсовой работы является фитнес-клуб «Alex fitness». Предмет исследования – мисси я и цели фитнес-клуба «Alex fitness».
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления и маркетинга, среди которых можно выделить работы Л.Г. Багиева, Л.Е. Басовского, П. Дойля, А.П. Егоршина, А.Т. Зуба, Ф. Котлера, М.М. Купцова, З.К. Океановой, С.А. Попова, Б.А. Соловьева, Д.Е. Шульца и др.
При написании курсовой работы были использованы методы анализа, синтеза, научной абстракции, системный метод и методы статистического анализа.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 15 источников. Работа содержит 6 таблиц и 4 рисунка; основной текст изложен на 34 листах.
1. Теоретические аспекты определения миссии и целей организаций
1.1. Понятие и сущность миссии организации
Миссию принято рассматривать как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по каким причинам существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, которое раскрывает смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:
- выявление области активных действий организации и отсечение путей развития, ведущих в никуда;
- определение основных принципов конкурентной борьбы;
- выработка общей базы для разработки целей организации;
- выработка концепции деятельности, вдохновляющей сотрудников организации.[1]
Целью миссии является видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. Здесь должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, которые так или иначе связаны с деятельностью организации и вовлечены в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).
При разработке миссии необходимо учитывать следующие группы факторов:
1. История возникновения и развития организации, ее традиции, достижения и промахи, сложившийся имидж.
2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
3. Ресурсы, т.е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
4. Окружающая среда, которая представляет собой совокупность всех факторов, воздействующих на возможности организации достичь своих целей при помощи выбранной стратегии.
5. Отличительные достоинства организации.[2]
Следование приведенным выше правилам является весьма сложной задачей. Это является главной причиной того, что далеко не у всех организаций имеется четко сформулированная миссия, а некоторые организации миссии и вовсе не имеют.
Обычно миссия принято формулировать я в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой один два коротких предложения - брендовый слоган организации, который направлен, прежде всего, на формирование имиджа организации в обществе.
Второй, расширенный вариант миссии, чаще всего формулируется для внутреннего пользования. В нем подробно раскрываются все необходимые аспекты миссии, среди которых:
- цель функционирования организации;
- область деятельности организации;
- философия организации;
- методы достижения поставленных целей;
- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия организации может стать эффективным инструментом управления при условии, что в ней содержатся как описание задач, которые необходимо выполнить, так и обоснование поставленных задач. Миссия должна давать ответы на вопросы: зачем люди приходят на работу, чем они занимаются и как определяют, что они делают это хорошо.
Миссия является центральным, но не единственным элементом иерархии организационных целей. Понятие «миссия» тесно связано с понятиями «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все перечисленные понятия формулируются на основе миссии.
1.2. Классификация организационных целей
Цель - это предполагаемый результат деятельности организации, на достижение которого направлены усилия ее членов. Они характеризуются четкой ориентацией на определенный отрезок времени, конкретностью и измеримостью, непротиворечивостью и согласованностью с другими целями и ресурсами, адресностью и контролируемостью. [3]
В организации цель необходимо рассматривать как единство мотивов, средств и результатов, что означает следующее:
1. Цель есть определенный мотив. Посредством одной цели может быть удовлетворено несколько потребностей, при том как одна потребность может удовлетворяться через разные цели.
2. Цель образуется при встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления.
3. Цель в деятельности организации - не тождество результата, так как даже при достижении цели в реальный результат привносятся другие следствия, которые не совпадают с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая цель может быть только частью результата.
4. Выбор цели субъектом существенно предопределяется и ограничивается индивидуальными предпочтениями, влиянием окружающей среды, побочными целями и т.п. в этой связи целеполагание - это не только выражение свободы воли субъекта.[4]
Различают следующие функции целей организации:
Когнитивная функция. Это функция, которой, по мнению представителей рациональной школы научного управления и их современных последователей, принадлежит первое место, обобщает распоряжения координирующих органов и концентрирует внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.
Распределительная функция. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.
Функция идентификации, т.е. сопоставление собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этой функции деятельность членов организации лишается всякого смысла.
Функция мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние считают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.
Функция преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности. Особенно это справедливо в отношении организаций, которые функционирую в рыночной среде с высокой степенью неопределенности, когда разрабатываемые цели изначально ориентированы на изменения и инновации.
Эмоциональная функция. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать при принятии управленческого решения, поскольку они значительно влияют на мотивацию членов организации.
Символическая функция. При определении целей организации, руководители должны учитывать их влияние на рядовых потребителей, клиентов, партнеров, заказчиков и представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.
Идеологическая функция. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только способы достижения тех или иных результатов, но и причины возникновения необходимости их достижения.[5]
Цели обладают определенными свойствами, к основным из которых относятся:
- соподчиненность, то есть посредством целей подсистем вышестоящего уровня обусловливаются цели подсистем нижестоящего уровня (цели формируются сверху вниз);
- развертываемость, выражающаяся в том, что более общая цель конкретизируется посредством нескольких более локальных, частных целей. Развертываемость может быть осуществлена по содержанию, по времени, по уровню;
- соотносительная важность.[6]
Основные требования, предъявляемые к целям:
1. Достижимость. Нереальная для достижения цель способствует демотивации работников и потере ими ориентира, что негативно отражается на деятельности организации.
2. Гибкость. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с изменениями, которые могут произойти.
3. Измеримость. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели являются неизмеримыми, то они способствуют порождению разнотолков, затруднению процесса оценки результатов деятельности и возникновению конфликтов.