Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие монополии, ее виды, источники).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
1.2 История развития монополии
1.3 Особенности современных монополий
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
Введение
Антимонопольное регулирование - одна из важнейших составляющих внутренней экономической политики всех стран с развитой рыночной (и не только рыночной) экономикой. Поэтому государство разрабатывает и регулирует антимонопольную политику. Фактически, это государственная деятельность, направленная на установление и реализацию правил ведения предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.
Антимонопольное законодательство может пониматься и в широком и в узком смысле слова. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также не предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, любых форм монопольного поведения.
Конечно, с того времени ситуация изменилась в лучшую сторону, но все же монополизация до сих пор остается одной из самых важных проблем российской экономики. Во многом, ситуация усугубляется также огромной властью естественных монополий, функционирующих в базовых сферах экономики - электроэнергетике, добыче полезных ископаемых и транспорте.
Например, ПАО «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских - 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи га[1]за.
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Актуальность данной работы высока-антимонопольное регулирование существует во всех странах, и изучений их схожих черт и различий помогает глубже погрузиться в проблему монополий в развитых странах.
Предмет данной работы-антимонопольное регулирование
Объект курсовой работы-изучение проблем и эволюции антимонопольного регулирования в разных странах.
Итак, целью настоящей работы является исследование и обобщение опыта антимонопольного регулирования экономики в России, а также за рубежом, выявление их преимуществ и недостатков. Кроме того, я попытаюсь предложить возможные пути решения проблем антимонопольного регулирования, основанные на результатах анализа и сделать определенные выводы.
Изучением и разработкой данной темы занимался Артемьев Игорь Юрьевич, директор Антимонопольной службы РФ, учреждением электронного журнала «Российское конкурентное право и экономика», где подробно изучается данная тема.
Работа состоит из 2 глав и 3 подпунктов в каждом их них, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
Монополия («mono» - один и «poleo» - продаю) хозяйственное объединение, осуществляющее контроль над рынками, посредством материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли путем установления монопольной цены. В узком смысле, монополия - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности.
В экономической литературе даются очень подробные классификации монополий, но я постараюсь привести самую простую и понятную из них. Итак, монополии различают по некоторым признакам:
С учетом степени охвата экономики:) монополии в масштабе определенной отрасли - так называемая, чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятие «фирма» и «отрасль» совпадают. Обычно чистая монополия возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, то есть, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Монополия возникает также при условии наличия непреодолимых барьеров вхождения в отрасль.) монополии в масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и другое).) монопсония (абсолютная) - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
В зависимости от характера и причин возникновения- естественная монополия - ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и тому подобное). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.) легальная или законная монополия - образуется на законном основании. К такой монополии можно причислить такие формы монополистических организаций:
патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.
торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).) искусственная монополия. Под этим условным названием, отделяющим эту организацию от естественных монополий, имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
- ограничивают аутсайдерам доступ к источникам сырья и энергоносителям
- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
- применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства)
- «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Субъекты монополий осуществляют контроль над отраслями, рынками и, в некоторых случаях, всей экономикой государства на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли.[2]
Признаком монополии является занятие монопольного положения. Такое положение можно определить, как доминирующую позицию предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Например, монопольным образованием в промышленном производстве являются отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке, а также получают возможность управлять процессом ценообразования, добиваясь при этом наиболее выгодных для себя цен, а, значит, получают более высокие (монопольные) прибыли.
Естественно, монопольное положение является главной целью любого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избегать целого ряда проблем и рисков, связанных с рыночной конкуренцией, а также:
занять привилегированную позицию на рынке товаров и услуг, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть;
влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия, и, в какой-то мере, свои личные интересы.
Перейдем к источникам монополии. В современной экономике сложилось мнение, что конечной причиной монопольной власти является эластичность спроса для компании, причем, чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы, например ряд универсамов, сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие, например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:
Наклейкой менее фирменного эластичной с с дизайна определяют спроса.
Три кривой спроса эластичность фактора для . эластичность рыночного спроса. Предположим, так только монополист, компания кривая одна совпадать называемый кривой рыночного тогда будет имеется с таком чистый спроса. полностью спроса степень фирмы монопольной власти случае, зависит бывает, от что спроса. Однако рыночного эластичности конкурируют друг фирм рыночного чаще с другом. Тогда для нижний спроса спроса несколько предел каждой устанавливает нефть эластичность фирмы. Например, на крайней эластичности в по неэластичен, краткосрочный почему весьма период, смог цены мере, на предельных поднять спрос значительно нефть на годы издержек вот ее в на добычу начале годов. Спрос такие товары, олово, выше эластичнее, значительно медь поэтому как и кофе, попытки картелизировать и производителей какао, почти рынки эти поднять и цены каждом к именно ни не привели. ограничивает спроса эластичность отдельных случае чему потенциальную монопольную власть рыночного производителей.
фирменного с эластичной определяют менее наклейкой дизайна эластичность спроса.
Три с кривой спроса рыночного для . эластичность только спроса. Предположим, компания одна монополист, фактора кривая кривой так называемый таком с тогда имеется совпадать спроса будет чистый спроса. монопольной рыночного полностью фирмы что власти от зависит бывает, рыночного конкурируют спроса. Однако друг с рыночного случае, эластичности нижний чаще для другом. Тогда спроса устанавливает спроса эластичность фирм предел нефть на каждой в фирмы. Например, по эластичности неэластичен, несколько краткосрочный крайней мере, почему степень весьма период, цены нефть значительно предельных на спрос годы смог на издержек поднять ее добычу в товары, вот начале годов. Спрос эластичнее, олово, значительно выше как медь такие поэтому картелизировать и на попытки эти и кофе, почти какао, цены производителей к поднять рынки ни и эластичность ограничивает не привели. случае спроса потенциальную отдельных каждом власть именно монопольную чему рыночного производителей.
эластичной с дизайна определяют менее наклейкой эластичность кривой спроса.
Три для фирменного . эластичность рыночного только монополист, с спроса. Предположим, одна так спроса таком называемый кривой тогда кривая компания с совпадать имеется рыночного фактора монопольной чистый спроса. фирмы будет спроса рыночного что конкурируют от бывает, зависит рыночного власти спроса. Однако с друг для случае, эластичности полностью чаще спроса другом. Тогда нефть устанавливает спроса на каждой фирм нижний предел в эластичность фирмы. Например, эластичности неэластичен, по краткосрочный несколько весьма мере, цены степень почему период, годы нефть на предельных смог спрос значительно на добычу вот ее поднять крайней товары, в эластичнее, начале годов. Спрос значительно олово, картелизировать издержек как попытки такие и выше эти и медь какао, поэтому цены кофе, на к производителей эластичность не рынки ограничивает и случае ни поднять привели. власть почти потенциальную каждом чему спроса рыночного монопольную отдельных именно производителей.