Файл: Виды, особенности и практика привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и правовые основы привлечения к ответственности за нарушения в сфере налогообложения
1.2. Понятие и принципы ответственности за налоговые правонарушения
2. Виды, особенности и практика привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
2.1. Виды и особенности ответственности за нарушения в сфере налогообложения
2.2. Судебная и арбитражная практика привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа.
Данное положение не применяется в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом.
Перечень обстоятельств, изложенных в НК РФ, является открытым. Судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны и иные обстоятельства исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело о налоговом правонарушении, и учитываются при применении налоговых санкций.
НК РФ установлен открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
В данном перечне предусмотрены следующие обстоятельства:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающиими ответственность иные обстоятельства.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
В качестве единственного обстоятельства, отягчающего ответственность, в соответствии с НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии данного обстоятельства размер штрафной санкции увеличивается на 100%.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
В том случае, если с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции 12 месяцев истекли, совершение лицом, с которого взыскана налоговая санкция, аналогичного налогового правонарушения не будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ.
В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 НК РФ, исчисление срока давности применяется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Составление такого акта предусмотрено п. 3 ст. 91 НК РФ.
В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
При наличии отягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации[8].
Виды налоговых правонарушений и размеры штрафов отражены в таблице 1 приложения 1.
Также НК РФ устанавливает срок исковой давности взыскания штрафов. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
Исковое заявление о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока, установленного для добровольной уплаты штрафа.
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
2.2. Судебная и арбитражная практика привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
На современном этапе развития государства, права и общества актуальной проблемой производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере являются коллизии юридического регулирования этого института нормами различных отраслей права.
Одно из проявлений данных коллизий - отсутствие легального определения понятия производства по делам об административных правонарушениях в Кодексе об административных правонарушениях РФ, что обусловило своеобразный доктринальный плюрализм в определении данного правового института, своеобразное толкование его норм правоприменителями.
Один из основателей уральской юридической научной школы административного права - Д.Н. Бахрах изначально производство по делам об административных правонарушениях определял как «установленный законом порядок расследования и разрешения дел об административных правонарушениях» как «институт административного права, включающий в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения», а в дальнейшем как «деятельность, осуществляемую в процессуальной форме, направленную на привлечение виновных к административной ответственности, уполномоченных субъектов публичной власти, а также физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности[9].
Данное производство также рассматривается исследователями как основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать эти дела, а также участвующих в ней органов и лиц, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и проводимая в целях объективного разрешения дела в соответствии с законом, «регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выяснению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения»[10].
Ввиду существования различных концепций производства по делам об административных правонарушениях и отсутствия легального определения данного понятия возникают проблемы в правоприменительной деятельности, поскольку «административный процесс» и «административное производство» соотносятся как общее и особенное, как целое и часть: производство - часть процесса, а процесс - совокупность производств.
Таким образом, административно-юрисдикционный процесс представляет собой «совокупность юридических действий по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях», а административно- юрисдикционное производство как «нормативно установленный порядок и форма осуществления указанных действий, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий, «главный элемент административного процесса, который является нормативно установленной специфической формой упорядочения управленческой деятельности и правовых актов органов исполнительной власти.
Исследование производства по делам об административных правонарушениях позволило выделить его основные особенности: оно возникает только в связи с совершением административного правонарушения, является средством реализации административной ответственности, характеризуется применением мер административного наказания к правонарушителям , регулируется нормами не только административного права, но и процессуального права, (ст.ст. 202-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ), т.е. нормами других отраслей права.
Последнее выявленное свойство административного производства, порождающее коллизии правового применения, примененимо и к производству по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере, поскольку оно регулируется нормами как Налогового кодекса РФ , так и нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Однако согласно п. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ арбитражные суды не рассматривают дела об административных правонарушениях за нарушение налогового законодательства, регламентированные главой 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, хотя именно налоговые правонарушения безусловно имеют экономическую направленность, что свидетельствует о необходимости отнесения их рассмотрения к подведомственности арбитражных судов.
Стоит отметить, что нормы Гражданского процессуального кодекса РФ не содержат норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, дела об административных правонарушениях могут рассматривать как в различных видах судопроизводств (административное, гражданское), так и в одном виде судопроизводства (административное).
Пример рассматриваемых, арбитражным судом ситуаций с анализом принятого решения в данной области приведен в Приложении 2 работы.
Кроме того существуют и меры уголовно правовой ответственности. Меры налоговой ответственности, предусмотренные главой 16 НК РФ, даже после принятия поправок в часть первую настоящего Кодекса , которыми кратно увеличены размеры ответственности за налоговые правонарушения , не имеют столь выраженного карательного характера, как меры уголовно-правовой ответственности.
При этом, говоря об уголовной ответственности, необходимо отметить, что до настоящего времени как-либо разумно оценить вероятность привлечения лица к уголовной ответственности за налоговое преступление было затруднительно. Порой не представляется возможным понять мотивы, которыми руководствовался судья общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по налоговому преступлению.