Файл: Нотариальная деятельность в Российской Федерации (История осуществления нотариальной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
1.3 Современный этап нотариальной деятельности
Экономические и политические процессы, которые происходили в нашей стране в середине 80-х – начале 90-х годов, оставили отпечаток в системе нотариальных органов. По мере развития имущественного оборота, частной и иных форм собственности становилось понятным, а именно в том, что государственный нотариат теряет свою значимость и не может воплотить в реальность, возложенную на него деятельность. Разберем, почему же, объяснить это можно было по-разному: во-первых, очень слабое образование органов нотариальных контор и, как следствие, слишком большая перегрузка в работе государственных нотариатов; во-вторых, напрочь отсутствие у нотариусов интереса в решении своей работы и личного обязательства перед потребителем также, низкая отдача и рентабельность их работы. Все это усугубило необходимость изменения системы органов нотариата и принятия Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. Нового по сути революционного нормативного правового акта, упорядочивавшего основные принципы организации и деятельности нотариата – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. С его принятием нотариат впервые после 75-летнего перерыва был выведен из-под государственного контроля. Вместе с тем законодатель не дал четкого определения правового характера нотариата. В соответствии со ст. 1 Основ РФ, нотариальные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами, выполняющими свои должностные обязанности в государственной нотариальной конторе или занимающимися частной практикой. При этом Основами приложено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не добивается цели извлечения прибыли. Таким образом, получается, что, занимаясь частной деятельностью, нотариус не является предпринимателем, и наоборот. Не корректность и несоответствие данной формулировки закона вызвали и вызывают критические и справедливые, на взгляд граждан, замечания в правовой индустрии. Нотариусы, которые относились к числу лиц, занимающихся частной практикой, отрицательно отражается не только на связи нотариуса и гражданского лица, который в его мифомышлении и видение является только не честным человеком- коммерсантом, который только и стремится пополнить свой кошелек за счет него, и не редко державных органов и лиц при исполнении, которые видят в гражданине, как он считает и видит, объект пополнения государственного расчета. Представляется, что высказываемые упреки справедливы по следующим причинам.
Со временим, в Российской Федерации нотариат пытается приблизиться к европейским стандартам труда, с малейшим успехом, но все же пытается. В соответствии со ст. 1 Основ прямо указано, что нотариус не является предпринимателям во всем полноценном понятии этого слова. Нотариус не создает собственной организации и не извлекает из этого прибыль. Если мы заглянем в ст. 23 Основ то там действительно предусмотрено, что все денежные средства, полученные нотариусом, который занимается частной практикой, после уплаты налогов и других различных обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Однако ошибочно думать, что суммы денежных средств очень велики. Из сумм, оставшихся после уплаты налогов, нотариусу необходимо ежемесячно оплачивать: страховые взносы, взносы в Пенсионный Фонд России, в фонд социального страхования, в фонд обязательного медицинского страхования, оплата коммунальных платежей, различные канцелярские расходы и взносы в нотариальную палату, также оплата аренды помещения, выплата заработной платы сотрудникам. И только оставшаяся часть денежных средств является прибылью нотариуса.
Еще существует неверное мнение, что если нотариус является частнопрактикующим, то он действует только от своего лица. Напротив частнопрактикующий нотариус, осуществляет все возложенные на него дела, и совершает их от имени Российской Федерации. Кроме того, назначение на должность, т.е. присвоение нотариусу полномочия, производится государственным органом – Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции по предписанием нотариальной палаты. Также деятельность нотариуса строго инструктирован законом, что демонстрирует о неправомерности отнесения его к частной системы. В связи с вышесказанным представляется более точной и правильной формулировка нотариальной деятельности. В проекте Федерального Закона «Об изменении Основ законодательства в Российской Федерации о нотариате», в ст. 1 в котором прописано, что нотариальная деятельность определяется как публично – правовая, направленная на защиту прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, физических лиц и юридических лиц, которая осуществляется путем совершения от имени Российской Федерации, специально уполномоченным лицом соответствующих нотариальных действий. Согласно ст. 10 проекта нотариусом является лицо, уполномоченное на совершение от имени Российской Федерации соответствующих нотариальных действий и назначенное на должность в соответствии с законодательством. В результате, таким образом, устраняется двойственный характер правовой природы нотариата, заложенный действующими Основами законодательства о нотариате, когда нотариус являлся получиновником, полупредпринимателем. Как видим, проект закона избавляется от несвойственного природе нотариата термина «частнопрактикующий», вводя понятие публично – правовой деятельности нотариуса. Кроме того, проект определяет основные направленности деятельности нотариуса - защиту прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, физических лиц и юридических лиц, которая осуществляется от имени государства. Все это подтверждает, что на нотариат возлагается выполнение определенной государственной деятельности (функции), а именно – правоохранительной. Данная норма вполне соответствует нормам и принципам деятельности латинского нотариата, которые закреплены в Уставе Международного Союза Латинского Нотариата (далее – МСЛН). Один из них гласит, что профессиональная деятельность нотариуса полагается и основывается в «осуществлении публичной функции под контролем государства или органа, действующего на основании устава и наделенного соответствующими полномочиями от имени государства». Нормы Устава обязательны для всех 12 стран – членов Европейского Союза, стали обязательны они и для нашей страны, после вступления ее в Европейский Союз. В связи с этим должны решиться все вопросы о том, какому все-таки быть нотариату: государственному или негосударственному. Представляется, что Россия должна быть последовательной в отношении заключения и выполнения принятых на себя международных обязательств. Тем более что Конституция Российской Федерации признала нормы международного права частью своей правовой системы и установила их преимущество над нормами национального законодательства.
Основы законодательства о нотариате в принципе фундируют одинаковые требования ко всем кандидатам на должность и государственного, и частнопрактикующего нотариуса, каковыми являются: гражданство Российской Федерации; оконченное высшее юридическое образование; прохождение успешной стажировки (не менее одного года) у государственного или частнопрактикующего нотариуса; успешная сдача квалификационного экзамена и лицензия на право нотариальной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 2 Основ РФ срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Статья 11 проекта Федерального закона «Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», кроме того, предусматривает еще одно требование к кандидату – он должен обладать необходимыми для занятия должности нотариуса морально - этическими качествами и не совершить порочащих его поступков. Представляется недопустимым если нотариус на наш взгляд, при выполнение нотариальных функций и обязанностей, лицо с низкими моральными – этическими нормами, данное требование в полнее обоснованно. Однако, несмотря на равные требования к кандидатам и равные права и обязанности нотариусов (ч. 3 ст. 2 Основ), сравнительный анализ правового статуса государственного нотариуса и нотариуса латинской школы, или, как у нас его называют, «частнопрактикующего», позволяет демонстративно убедиться в преимуществах последнего.
Государственный нотариус – это лицо, которое работает в государственной нотариальной конторе, на него распространяются нормы законодательства о государственной службе Российской Федерации, в частности Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государство не только устанавливает круг его полномочий, но и обеспечивает финансовым содержанием его и несет ответственность в случае причинения вреда совершением неправомерных и не корректных действий. К выполнению своих обязанностей государственный нотариус приступает после прохождения конкурса и заключения трудового договора с органом юстиции. Орган юстиции издает приказ о назначении нотариуса на должность государственного нотариуса, устанавливает место его работы, условия и время работы, а также устанавливает размер его заработной платы согласно действующим ставкам. Увольнение государственного нотариуса производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде. Таким образом, при назначении и увольнении, а также при исполнении профессиональных обязанностей на государственного нотариуса в полной мере распространяются нормы КЗоТ РФ. При халатном исполнении обязанностей за допущенные нарушения при выполнении нотариальных обязанностей нотариус может быть уволен со службы, как по своей инициативе, так и по инициативе органов юстиции. Следует отметить, что ст. 17 Основ предусматривается, что нотариус, служащий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, которые противоречат законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке. Поскольку он состоит в трудовых отношениях с органом юстиции - государственным органом, то обязательство несет в соответствии со ст. 16 ГК РФ, которая гласит: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов... подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Данное установление конкретизирует правовые основы, заложенные ст. 53 Конституции Российской Федерации, учитывающего право гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Кроме определения субъектов ответственность за причиненный вред, ГК РФ устанавливает также и органы, к которым предъявляются требования о возмещении убытков и которые выступают от имени государства и его субъектов при возмещении убытков. Таким органом согласно ст. 1069 ГК РФ является соответствующая казна: казна Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация имеет право регресса к нотариусу, но сам государственный нотариус несет ответственность в порядке и размерах, установленных нормативами трудового законодательства, а именно ст. 121 – 123 КЗоТ Российской Федерации, который определяет исключительные случаи полной материальной ответственности работников за вред, причиненный предприятию или гражданскому лицу. Таким образом, государство закрепило правовые гарантии в отношении возмещения вреда, причиненного действиями его органов и их должностных лиц, взяв на себя обязанность по его возмещению. После таких огласок граждане должны быть спокойны в случаях нарушения их прав и свобод – Государство РФ обеспечивает безопасность лицам, имеется возможность исправить все допущенные ошибки и оплошности данного органа и их должностных лиц и возместит в соответствии со ст. 15 ГК РФ причиненный ущерб в полном объеме. Однако, по замечанию Г. Елизарьева, государство хотя и не безымянное, но «безликое». И, как правило, если нет ответственности конкретного лица, ответственность не несет никто. Но исходя из всего этого, мы видим и делаем вывод что нотариус и его «приближенные» могут не сильно заботится и задумываться при совершении кокой либо нотариальной ошибки (действия), максимум чиновник или его подопечный может быть уволен с должностных обязанностей. Именно отсутствие личной ответственности порождает халатное отношение к работе и приводит к значительному к очень низкому профессиональному уровню нотариуса. Именно это является самым страшным для лиц, которое из-за ошибок нотариуса может потерять все, что имеет, а возместить понесенные убытки не сможет. накгаеквкыыыцупжгпгп
Обратное дело это - негосударственный нотариус. Основы законодательства о нотариате в ст. 17 РФ ставят обязательные условия нотариуса, занимающегося частной практикой, если нотариус умышленно разгласит сведения гражданина о совершении какого либо нотариальном действия или совершенного нотариального действия, противоречащее законодательству Российской Федерации, возместить в полном объеме причиненный ущерб гражданину. В той же статье указано, что в других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Следует отметить, что в данном случае законодатель, очевидно, имеет в виду причинение вреда неумышленными действиями нотариуса, например допущение ошибки вследствие неправильного знания закона. Под иным порядком возмещения ущерба следует понимать его возмещение страховой компанией. Это вывод позволяет сделать содержание которое находится в данной ст. 18 Основ РФ, предусматривающей обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности. При отсутствии такого договора нотариус, занимающийся частной практикой, не имеет право приступать к выполнению своих должностных обязанностей. Объектом страхования в данном случае является гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. Выплата страхового возмещения производится при наступлении страхового случая, в порядке, предусмотренном со ст. 1072 ГК РФ. Это статья устанавливает субсидиарную ответственность причинителя вреда, в случае недостаточности страхового возмещения, т.е. в случае, если размер страхового возмещения недостаточен для того, чтобы полностью возместить нанесенный вред, нотариус возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из собственных средств. Как было указано выше, если страховой случай наступил в результате умышленных действий нотариуса, то страховая компания освобождается от возмещения ущерба, и все убытки и растраты возмещаются только нотариусом лично.
Глава 2. Основные положения о нотариате и его деятельности
1.1 Понятие нотариуса. Виды нотариальных действий
Нотариат в Российской Федерации служит для защиты прав и законных интересов гражданских лиц и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных конторах либо занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. Исходя, из положений этой статьи можно дать следующею формулировку нотариату: Нотариат – это структура государственных органов и должностных лиц, задачей которых является удостоверение бесспорных прав и фактов и совершение иных нотариальных действии. А нотариус, в свою очередь, является лицом, которое от имени Российской Федерации данные действия осуществляет. Сейчас мы уже можем рассмотреть круг лиц, которые имеют право осуществлять нотариальную деятельность. Нотариусы, согласно закону бывают двух видов (направлений) такие как:
- Государственные;
- Занимающиеся частной практикой[5].
Хочу заметить, что не только нотариусы имеют право совершать нотариальную деятельность, имеются и другие субъекты, которых закон наделил правом совершения нотариальных действий. К таковым относятся:
- должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях;
- должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях;
- лица, которые замещают временно отсутствующего нотариуса, наделенные полномочиями нотариуса в установленном законом порядке для исполнения обязанностей временно отсутствующего нотариуса (в основном таким является помощник нотариуса).
Теперь будет уместно раскрыть требования, на основании установленного закона, для осуществления деятельности нотариуса. Данные требования установлены в 2 статье ФЗ №4461-1. Прежде всего, гражданин должен иметь высшего юридического образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования. Так же следует учесть, что кандидат должен достигнуть 25-ти летнего возраста, также в законе указан порок, равняющийся 75 годам. [6] Также необходим стаж работы по юридической практики не менее 5-ти лет, плюс прохождение стажировки в нотариальной конторе[7]. Если лицо, проходит по данным критериям, то только после этого он имеет право сдать квалификационный экзамен. Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. В состав данной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Также в состав могут входить должностные лица федерального органа Минюста РФ[8]. Сведения о лицах, которые сдали квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением успешной сдачи экзамена. Для лиц, не прошедших успешно данный экзамен и которые несогласные в своих результатах, существует апелляционная комиссия при Министерстве юстиции Российской Федерации, которая установлена федеральным органом Минюста и Федеральной нотариальной палатой на равных началах. Комиссия состоит из восьми человек, формируется она на три года. В число апелляционной Комиссии входят нотариусы, которые имеют стаж работы нотариусом не менее пяти лет, представители Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые - юристы. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности или конкурсной комиссии, которая образовывалась для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса[9]. Теперь необходимо провести обзор нотариальных действий, как основной функции осуществляемой нотариусами. На законном основании определить понятие "нотариальное действие" в действующих нормативных правовых актах не имеется возможным. Исходя из содержания Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальное действие можно определить как совершаемое в соответствии со строго определенным законодательством порядком от имени Российской Федерации, действие нотариуса или уполномоченного должностного лица по совершению имеющего юридическое значение акта, направленного на защиту прав и законных интересов субъектов в сфере бесспорной юрисдикции. Нотариальные действия, возможно, рассмотреть в двух литературных моментов. Первый момент, как динамическое понятие, охватывающее содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов. И наконец, второй момент, как статическое понятие, означающее результат нотариального производства как юридический факт.[10]