Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Конкурентоспособность бизнеса и факторы, влияющие на него).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования конкуренции
1.1 Конкурентоспособность бизнеса и факторы, влияющие на него
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
2 Анализ конкуренции её роль в современном механизме
2.1 Оценка состояния конкуренции в России в условиях кризиса
2.2 Влияние на состояние конкуренции санкций, введенных в отношении России
Введение
Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов.
В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании значимости формирования конкурентных преимуществ российских предприятий и разработке практических рекомендаций по их обеспечению.
В соответствии с целью поставлены конкретные задачи
- исследовать теоретические аспекты конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий;
- рассмотреть механизм реализации конкурентных преимуществ предприятий через формирование конкурентных стратегий;
- проанализировать конкурентные преимущества российских предприятий в современной экономике;
- выявить конкурентные преимущества российских предприятий в современной экономике.
При написании работы были использованы следующие методы научного познания: аналитический, системный подход, статистический, сравнительный анализ, исследование, индукция, логический, конкретизация, классификация, синтез, обобщение.
Информационной базой для написания работы по данной теме послужили Законодательные акты Российской Федерации, базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, ресурсы Интернета, прочие источники информации.
1 Теоретические основы исследования конкуренции
1.1 Конкурентоспособность бизнеса и факторы, влияющие на него
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара или услуги является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу. К тому же нет четких разграничений понятий конкурентоспособности бизнеса и конкурентоспособности товара.
Так, в работе Романова А. Н [34, с. 167] предлагается следующее определение конкурентоспособности: «… под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».
Под КСП бизнеса подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкурентных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т. е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей. [32, с. 53 - 68]
Словари дают следующие толкования этого слова:
«…конкурентоспособность товара –совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаровпо степени и уровню удовлетворения потребности и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3, с. 107].
«…конкурентоспособность товара –способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [30, с. 106].
Модель экономического потенциала любого бизнеса определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями. В сумме это образует совокупную хозяйственную способность бизнеса, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого бизнеса, отражает уровень его конкурентоспособности [31, с. 11 - 21].
Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции».
Конкуренция –это экономическая борьба между производителями за право получения большей прибыли. В английском языке этот термин звучит как соревнование [4, с. 8].
Конкуренция в самом общем смысле –это борьба между производителями за предпочтения потребителей, а конкурентоспособность (КСП) –это все, что обеспечивает вашему бизнесу сравнительные преимущества в глазах клиента (относительно ваших конкурентов) [4, с. 8].
В таблице 1 рассмотрены силы конкуренции и их влияние на конкурентоспособность бизнеса.
Таким образом, конкурентные силы оказывают давление на фирмы, при этом применяя, разнообразные формы соперничества хозяйствующих субъектов на потребительском рынке за лучшие условия реализации товаров [12, с. 252-259].
Таблица 1
Влияние сил конкуренции на КСП бизнеса
Можно обозначить три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам.
Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта – это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников [7].
Потребители становятся более требовательными, они ищут товары и услуги, адекватные их целям и возможностям, добиваются полноты информации, активно защищают свои права.
Иными словами, производитель должен быть конкурентоспособным в области разработки, сокращения сроков освоения производства и выведения на рынок новых товаров, иметь преимущества по уровню технологий, а также способности «приложить» к своему товару определенный комплексдополнительных сервисных услуг. [4, с. 18]
Устойчивая конкурентоспособность бизнеса, таким образом, - это не результат случайного стечения обстоятельств, а скорее следствиецеленаправленных усилий. Причем усилий, как со стороны его менеджеров, так и рядовых работников, ибо не один бизнес не сможет сделать большего, чем то, на что способны работающие в нем люди [4, с. 19].
В основе условий достижения успеха или неудачи ценовой КСП товара на рынке всегда лежит характерное для него соотношение – цена / качество.
Цена – это монетарное выражение ценности. Цена - это количество денег, отдаваемое клиентом, либо количество благ, отдаваемых продавцом [4, с. 19].
Достижение КСП по цене всегда напрямую связано с наличием у торговца способности продать товар стандартного качества дешевле, чем другие. Это требует ряд специальных навыков и знаний: управление затратами; бюджетирование, контролинг; специализация; эффект масштаба производства; технологическое превосходство; АВС анализ [4, с. 20-21].
Конкурентоспособность по товару, связана с наличием у производителя способности, обеспечивать в своем товаре присутствие отличий, значимых для потребителя и выгодно представляющих его на фоне товаров других производителей. Этим отличием зачастую является качество.
Желающего стать КСП производителя в первую очередь должно интересовать качество не «формальное», а качество, воспринимаемое потребителем. Оно формируется у потребителя путем оценки, степенипроявления полезности у того или иного товара [4, с.22 - 23].
Существует несколько методов достижения КСП по товарам: близость к потребителю; репутация, марка; инновационный потенциал; технологическое преимущество; управление разработками; гибкость производства и др. [4, с. 26].
Одним из инструментов достижения КСП может послужить метод бенчмаркинга, заключающийся в применении сильных методов конкурентной борьбы своих конкурентов. Бенчмаркинг (от англ. Benchmark, «начало отсчета», «зарубка») – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных фирм. Ценность бенчмаркинга состоит в изучении достижений и ошибок других.
На основе составления результатов анализа внутренней среды и внешних примеров можно найти возможные направления для улучшения собственной деятельности [4, с. 33-34].
КСП продукции и КСП фирмы соотносятся между собой как часть и целое, поэтому возможность компании конкурировать на рынке непосредственно зависит от КСП товара и совокупности экономичных методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Уровень КСП фирм во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются [13, с. 95 – 99].
Один из известных японских менеджеров как-то произнес очень глубокую по содержанию фразу, что выражение глаз клиента – это единственное мерило успеха. Есть простой критерий определения «хорошего продавца» - повторная покупка клиента [4, с. 10].
Понятие конкурентности включает в себя большой комплексэкономических характеристик, определяющих положение фирмы на рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемыесферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства, и сбыта товаров фирмы, представленные в таблице 2 [19, с. 41 – 45, 8 с. 156, 33, с. 208].
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Анализ конкурентных позиций бизнеса на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат – изменение доли бизнеса в продажах на конкретном рынке.
Таблица 2 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Чтобы создать конкурентоспособный бизнес, надо не просто модернизировать торговлю и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои конкурентные преимущества [25, с. 151].
Конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры. В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления бизнесом и рычагов повышения конкурентоспособности [34, с. 131].
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.