Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Конкурентоспособность бизнеса и факторы, влияющие на него).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентоспособность бизнеса –это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность бизнеса характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции, поэтому задача каждого бизнеса состоит в оценке своих конкурентных позиций.

Виды конкуренции

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, конкуренция основана на праве каждого субъекта деловых отношений реализовывать свои экономические интересы в рамках определенного рынка. Она является залогом непрерывного прогресса рыночного общества, но неизбежно ведет к столкновению интересов субъектов рыночных отношений, порождает нестабильность, конфликтность, банкротство. Конкуренция, с одной стороны, – это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала2 . В современной рыночной экономике их можно выделить шесть функций конкуренции (рисунок 1).

Рисунок 1 - Функции конкуренции

Конкуренция оказывает большое влияние на развитие предпринимательства. С ее помощью в более полной мере используются наработанные в обществе навыки и знания, и осуществляется их рыночный отбор для развития производства. В результате процесса конкуренции выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность. Конкурентная среда – условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке. Политику государства, способствующую эффективному функционированию экономики и повышению благосостояния граждан, можно назвать конкурентной.

Конкуренцию можно классифицировать по таким основаниям как: формы, методы соперничества, по способам борьбы, по охвату рынка, по степени развития. В соответствии с этим можно выделить следующие формы и виды конкуренции (рисунок 2).


Рисунок 2 - Формы и виды конкуренции

Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

2 Анализ конкуренции её роль в современном механизме

2.1 Оценка состояния конкуренции в России в условиях кризиса

Сегодня уже мало кто не согласится с тем, что конкуренция в большинстве случаев идет на благо общества. Из экономической теории нам известно, что конкуренция приводит к более низким ценам, росту числа фирм на рынке и относительно большему объему производства. Активная конкуренция за потребителя дает стимулы к инновациям. Именно поэтому развитие конкуренции стало одним из приоритетных направлений государственной экономической политики не только развитых, но и развивающихся стран. Необходимость принятия соответствующих мер порождает потребность и в критериях оценки их эффективности, в связи с чем встает вопрос о возможных способах получения достоверных оценок состояния и интенсивности конкуренции при не слишком высоких затратах на осуществление требуемых мероприятий. Выделяют как минимум два направления конкурентной политики: активные и защитные меры. Активная конкурентная политика направлена на создание условий для развития конкуренции и ее пропаганду, в том числе посредством снижения административных барьеров и адвокатирования конкуренции. В свою очередь, защитные меры направлены на борьбу с нарушениями, в том числе в целях предупреждения последующих ограничений конкуренции. В попытке формирования набора мер государственной политики определилась потребность в методах замера не только состояния конкуренции и ее динамики, но и в выявлении влияющих на нее факторов.


По данным официальной статистической отчетности, 2016 год по сравнению с 2015 г. ознаменовался для России снижением ВВП на 0,2%, незначительным ростом индексов промышленного производства (на 1,1 %) и продукции сельского хозяйства (4,8%) и снижением индекса обрабатывающего производства (-0,1%)1 . По данным Минэкономразвития, по итогам 2016 года инфляция составила 5,4 %, в среднем за год потребительские цены выросли на 7,1 % (в 2015 году – 12,9 % и 15,5 % соответственно), в то время как потребительский спрос показал отрицательную динамику: - 3,8% 2 . На 01.01.2017 общее количество организаций составило 4 553 818, на 01.01.2016 – 4 820 432, то есть в 2016 году их количество сократилось на 6%; при этом в 2016 г. внесено записей в ЕГРЮЛ о новых 498 642 организациях, и исключены сведения об 780 982 организациях, прекративших свою деятельность. В целом в состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2016 г. не произошло значительных сдвигов в сторону ее оздоровления и развития. При этом многие из опасных тенденций в российской экономике, создающих непреодолимые барьеры в развитии конкуренции, которые не были преодолены государством в 2016 г., лишь усугубились. Ключевыми проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижения их стоимости для потребителя, прежде всего, являются: сохранение государственно- монополистических тенденций в экономике; картелизация российской экономики; системные проблемы законодательства о закупках, об обязательных торгах при передаче прав на государственное и муниципальное имущество, в том числе на концессионной основе; несовершенство системы тарифного регулирования.

Картели и иные антиконкурентные соглашения в Российской Федерации как на товарных рынках, так и на торгах наносят вред национальной безопасности, интересам бизнеса и населения страны, а также существенный ущерб бюджетам государства и компаний с государственным участием при проведении закупок, в том числе закупок в сфере гособоронзаказа, при проведении торгов по распределению государственных ресурсов, собственности, прав. Ежегодно в Российской Федерации выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела). Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания). Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений (Так, в 2016 году антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что превышает показатели 2015 года на 15% (228 дел). Картели являются питательной средой для 16 коррупции.(рисунок 3)


Рисунок 3 -количество картелей и иных антиконкурентных соглашений

При этом данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Картели с целью поддержания цен на торгах изменились качественно. Если до 2014 года в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 – 2016 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей. Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами. На фармацевтических рынках сектор государственных закупок составляет более 30%. Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам медикаментов и изделий медицинского назначения зафиксирована на территории 80 субъектов Российской Федерации и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции и на региональных товарных рынках.

2.2 Влияние на состояние конкуренции санкций, введенных в отношении России

Субъектами Российской Федерации в региональных докладах обозначены проблемы, затрудняющие внедрение Стандарта, а также даны предложения по их решению.

Наиболее общие проблемы следующие:

1. Регионы испытывают сложности при проведении мониторинга, связанные с отсутствием необходимой информации в формах государственной статистики.

Предлагается: органам государственной статистики рассмотреть возможность по корректировке системы федеральной статистической отчетности для обеспечения субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимой статистической информацией для проведения мониторинга состояния конкуренции на рынках товаров работ и услуг на уровне регионов.


2. Отсутствует единая методики оценки уровня развития конкуренции (конкурентной среды) в субъектах РФ. Существующие подходы к оценке рынков (международная методика «Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию», разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития) неприменимы для регионов России, так как трудозатратны и несовместимы с действующими методическими подходами.

Предлагается: разработать методику оценки уровня развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации с использованием опыта такой оценки, наработанного регионами за 2015-2016 годы.

3. Органы исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, общественные организации потребителей и бизнес-сообщества, принимающие участие в содействии развитию конкуренции в регионах, испытывают трудности в связи с нехваткой квалифицированных кадров в указанной сфере деятельности. Предлагается: проводить на регулярной основе обучающие мероприятия для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при активном участии Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

4. Отсутствуют модельные решения по развитию конкуренции на отраслевых рынках. Предлагается: активизировать работу федеральных органов исполнительной власти по развитию конкуренции и обеспечению условий 63 для благоприятного инвестиционного климата на отраслевых рынках; обеспечить координацию этой работы со стороны Минэкономразвития России и ФАС России. В состав межведомственной рабочей группы по вопросам реализации Стандарта при Минэкономразвития России включить представителей отраслевых министерств и ведомств.

5. Действующее законодательство к социальному предпринимательству относят только хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена на улучшение условий жизнедеятельности и обеспечение занятости и поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это существенно сужает направления работы центров инноваций в социальной сфере (далее – ЦИСС), ограничивает их деятельность по развитию социального предпринимательства, а, следовательно, и возможность региона получить субсидию на поддержку ЦИСС. Предлагается: в целях реализации Плана мероприятий "дорожной карты" поддержки доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 № 1144-р, необходимо расширить понятие социального предпринимательства.