Файл: Оборотные активы предприятия (Виды оборотных активов, показатели их состояния и эффективности использования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды оборотных активов, показатели их состояния и эффективности использования

1.1. Экономическое содержание, состав и роль оборотных активов в деятельности предприятия

1.2. Понятие, цель, задачи и информационная база анализа состояния оборотных активов и эффективности их использования

2. Анализ состояния оборотных активов и эффективности их использования на примере ООО «Спецмонтаж»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Спецмонтаж»

2.2. Анализ динамики и структуры оборотных активов ООО «Спецмонтаж»

2.3. Анализ эффективности использования оборотных активов ООО «Спецмонтаж»

3. Направления повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Спецмонтаж»

3.1. Определение основных направлений совершенствования системы управления оборотными активами ООО «Спецмонтаж»

3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Рисунок 1. Классификация оборотных фондов производства и обращения в промышленности [33, С.45]

Величина оборотного капитала зависит не только от потребностей производственного процесса, но и случайных факторов. Поэтому оборотный капитал принято подразделять на постоянный и переменный (рис. 2).

Существует две основные трактовки понятия «постоянный оборотный капитал» в теории финансового менеджмента [33, С. 122].

Первая трактовка постоянного оборотного капитала характеризует его как часть денежных средств дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в них постоянно условна в течение всего операционного цикла. Например, это величина активов, которые находятся в постоянном ведении предприятия и усреднены по временному параметру.

Рисунок 2. Постоянный и переменный оборотный капитал как компоненты динамического ряда активов организации [43, С. 122]

По второй трактовке постоянный оборотный капитал определяется как минимум оборотных средств, которые необходимы для осуществления производственной деятельности. Подходя к вопросу с этой стороны можно сказать, что предприятию постоянно нужен некоторый минимум оборотных средств, как аналог резервного капитала можно привести пример, остаток денежных средств на расчетном счете.

Итак, оборотный капитал компании выступает как «важнейшая экономическая категория, сущность которой в реалиях современной экономики сводится к тому, что оборотный капитал предприятия – это финансово-кредитные средства, авансированные в производственную деятельность и материально-вещественные оборотные активы, объемы и структура источников которых должны быть достаточны для обеспечения нормального функционирования предприятия». Составляющие оборотного капитала классифицируются по нескольким направлениям, и для целей управления на каждой организации необходимо проводить классификацию объектов исходя из специфики деятельности, условий финансирования.

1.2. Понятие, цель, задачи и информационная база анализа состояния оборотных активов и эффективности их использования


В условиях современной экономики использование хозяйствующими субъектами оборотного капитала качественно и количественно воздействует на результативность их деятельности, финансовое состояние. Роль эффективного управления оборотным капиталом в обеспечении успешного функционирования и развития компаний сложно недооценить, поскольку от рационального управления оборотными средствами зависят такие показатели деятельности предприятия как ликвидность, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость.

Вопросы управления оборотным капиталом для отечественных предприятий не теряют своей остроты на протяжении всего развития российской экономики, но, как показывает практика российского бизнеса, особенно актуализируются при кризисных явлениях в экономике, наиболее часто возникающих и продолжительно воздействующих на российские компании в последние годы. Вместе с тем, в независимости от воздействия положительных или отрицательных социально-экономических, политических тенденций, в каждой отрасли отечественной экономики функционируют предприятия, эффективно управляющие оборотным капиталом, и обеспечивающие тем самым свое устойчивое развитие, нормальное финансовое положение и приемлемый уровень ликвидности, прибыльную и рентабельную деятельность. Таким образом, необходимость рассмотрения основ управления оборотным капиталом обусловлена как реалиями экономической ситуации в стране, так и значением оборотного капитала для отдельно взятой компании [15, С.23].

Вопросам управления оборотным капиталом в отечественной практике уделяется повышенное внимание, но преобладающая часть публикаций и исследований посвящена отдельным элементам оборотного капитала – денежным средствам, дебиторской задолженности, запасам. Вместе с тем мировой опыт показал и доказал, что необходим комплексный системный подход к управлению оборотными средствами [11, С. 24]. Более того, основу эффективного управления оборотным капиталом должна составлять система управления всеми его элементами, включающая [32, С.12]:

- определение цели и задач управления;

- формирование источников информации, необходимой для анализа, управления, прогнозирования;

- анализ оборотного капитала и показателей характеризующих его эффективность использования;

- определение, оценка факторов, воздействующих на оборотный капитал;

- использование методов управления.

Цель управления оборотным капиталом – определение их оптимальной структуры и формирование источников финансирования в балансе между ликвидностью и рентабельностью деятельности предприятия. Поддержание ликвидности связано с формированием достаточного объема капитала, обеспечение рентабельности и ее повышение требует сокращения объема оборотных средств [10, С.43].


Системный подход позволяет выстроить процесс управления оборотным капиталом на практике в виде последовательной реализации следующих этапов, каждый из которых решает определенную задачу в управлении [34, С.12]:

- анализ оборотного капитала предприятия в предшествующем периоде и сопоставление оборотного капитала с результатами деятельности компании;

- выбор политики формирования оборотных активов;

- расчет потребности в оборотном капитале и оптимизация объема и структуры капитала для обеспечения ликвидности и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта;

- рационализация источников формирования оборотных активов.

Источником информации для построения эффективного управления оборотным капиталом является информация бухгалтерского учета (финансового и управленческого), прогнозная информация (данные бюджетирования, бизнес-планирования и т.д.).

В процессе анализа оборотного капитала исследуют его динамику и структуру, а также рассчитываются следующие показатели [12, С.35]:

- коэффициент оборачиваемости (определяется по числу оборотов) и продолжительностью оборота (в днях):

Коб = В / ССОА (1)

где

КОб – коэффициент оборачиваемости;

СО – средняя величина показателя, для которого производится расчет оборачиваемости;

- продолжительность одного оборота в днях определяется как:

ОД = 360/ Kо, (2)

где

ОД – оборачиваемость в днях.

Коэффициент оборачиваемости и период оборота исследуются как по совокупности оборотного капитала, так и по каждой его составляющей - запасам, дебиторской задолженности и т.д.

- коэффициент закрепления оборотных средств:

КЗ = СО/ ВР, (3)

где

КЗ – коэффициент закрепления оборотных средств.

- высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота:

ΔСО = СО1 – СО0 · КВ, (4)

где

Δ СО – величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CО1, СО0 – величина оборотного капитала за отчетный и базисный период;

КВ – коэффициент роста продукции (в относительных единицах).

- высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота:

Δ СО = (ОД1 – ОД0)· ВРОДН, (5)

где

ОД1, ОД0 – длительность одного оборота в днях за отчетный и базисный период;

ВРОДН – однодневная реализация продукции.

- Прирост объема продукции за счет ускорения оборачиваемости:

Δ ВР = (КО1 – КО0)·СО1, (6)

где Δ ВР – прирост объема продукции.

- Влияние оборачиваемости капитала на приращение прибыли:


(7)

где Δ Р – изменение прибыли;

Р0 – прибыль в предшествующий период.

- Рентабельность оборотных средств:

(8)

где

Р ОБ СР – рентабельность оборотных средств;

ППР – прибыль от продаж.

Эффективность использования оборотных средств зависит от факторов [28, С.23]:

- внешних: общая экономическая ситуация, особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета;

- внутренних: объем производства и продаж, с повышением темпов развития увеличивается и оборотный капитал;

- вид и масштаб бизнеса (характера деятельности предприятия), длительность производственного цикла (в отраслях промышленности оборотный капитал обращается меньшей скоростью в сравнении с такими отраслями как пищевая или легкая промышленность) структура капитала предприятия, виды и структуры потребляемого сырья и т.д.

Учитывая перечисленные выше факторы, предприятие может использовать внутренние резервы рационализации движения оборотных средств [32, С.32].

Таким образом, эффективное использование оборотныъх средств должно основываться на системном подходе, осуществляться в комплексе и быть интегрированным в процесс функционирования всей компании. Отдельные меры по оптимизации элементом оборотных средств не принесут ожидаемого эффекта, для устойчивого развития предприятия необходима реализация полномасштабной системы управления оборотным капиталом, основанной на четком определении ответственных лиц, единой системе показателей, качественной оперативной информации, определенной и зафиксированной в документальном порядке методологии управления.

2. Анализ состояния оборотных активов и эффективности их использования на примере ООО «Спецмонтаж»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Спецмонтаж»


Общество с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж» (далее - ООО «Спецмонтаж») на сегодняшний день - современная, инновационная, преуспевающая, эффективно и динамично развивающаяся компания, занимающая устойчивое положение на рынке строительных услуг на территории своей деятельности - регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации.

ООО «Спецмонтаж» зарегистрировалось и осуществляет свою деятельность с 24.08.2007 года и имеет юридический адрес: 461904, Оренбургская область, город Сорочинск, улица Фурманова, дом 113, офис 3.

Размер уставного капитала на момент создания составлял 10 000 руб. и состоял из номинальной стоимости единственной доли участника генерального директора Наливкин Александр Сергеевич. С 2010 года произошло увеличение размера уставного капитала до 280 000 рублей в связи с добавлением нового учредителя.

Общество является юридическим лицом и функционирует на основе самофинансирования и самоокупаемости, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, обладает обособленным имуществом, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетные и текущие счета, включая валютные, в банках и других кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет печать с полным его наименованием на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему и другие необходимые реквизиты.

Целью деятельности ООО «Спецмонтаж» является получение прибыли. Предметом деятельности общества является:

1) оптовая и розничная торговля строительными металлическими конструкциями и изделиями;

2) оптовая и розничная торговля строительными материалами под заказ;

3) оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;

4) производство металлических профилей.

Основной вид деятельности «Спецмонтаж» - оптовая и розничная торговля строительными металлическими конструкциями. Кроме того, Общество осуществляет торговлю прочими строительными материалами. Занимая уверенную позицию на рынке, роль предприятия, заключается не только в организации торговли строительных металлических конструкций и изделий, но и в предоставлении для своих клиентов дополнительного сервиса с целью их удержания как источника постоянной прибыли.

Организационная структура ООО «Спецмонтаж» представлена на рис. 3.