Файл: Управление рентабельностью на предприятии. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия
1.1. Понятие и показатели рентабельности
1.3. Подходы к управлению рентабельностью предприятия
Глава 2. Анализ подходов к управлению рентабельностью предприятия АО «Бурводстрой»
2.1. Краткая экономическая характеристика АО «Бурводстрой»
2.2. Анализ и пути повышения рентабельности АО «Бурводстрой»
Введение
Целью деятельности любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, ведь огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия является показатель рентабельности. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.
Актуальность исследования управления рентабельностью на предприятии обусловлена тем, что рентабельность, в отличие от показателя прибыли, является показателем, который наиболее полно отражает эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Финансовые результаты деятельности современного предприятия являются показателем успешности и эффективности его деятельности, поэтому предприятиям необходим постоянный поиск резервов повышения прибыли и рентабельности. Это актуально потому, что предприятию необходимо выжить в условиях рыночной экономики, сопровождающейся жесткой конкуренцией почти во всех сферах деятельности, а это невозможно без своевременного выявления и устранения недостатков в своей деятельности и нахождения резервов для улучшения финансового состояния предприятия.
Кроме того, в повышении прибыли и рентабельности предприятия заинтересован широкий круг лиц, который включает не только руководство предприятия, его работников и акционеров, но также и государство, бюджет которого пополняется за счет налоговых отчислений от прибыли предприятий.
Поэтому оценка рентабельности деятельности предприятий в современных условиях является одной из актуальнейших проблем, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления рентабельностью деятельности предприятия на примере предприятия АО «Бурводстрой».
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решение следующих основных задач:
- Определить понятие и сущность рентабельности как основного показателя эффективности деятельности предприятия;
- Изучить методику расчета и анализа показателей рентабельности предприятия;
- Охарактеризовать основные подходы к управлению рентабельностью предприятия;
- Представить организационно-экономическую характеристику предприятия АО «Бурводстрой»;
- Провести анализ показателей рентабельности на примере предприятия АО «Бурводстрой» и определить эффективность мероприятий по управлению рентабельностью;
- Сделать выводы по результатам анализа и предложить рекомендации, направленные на повышение эффективности управления рентабельностью АО «Бурводстрой».
Таким образом, объектом исследования курсовой работы является рентабельность предприятия, предметом – подходы к управлению рентабельностью предприятия.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение.
Во введении определяется актуальность исследуемой проблемы, формируются цели и задачи курсовой работы, определяется объект и предмет исследования, структура курсовой работы и дается характеристика использованных источников.
Первая глава курсовой работы обобщает теоретические основы рентабельности и особенности управления данным показателем. В данной главе дается понятие и сущность рентабельности, рассматриваются основные показатели рентабельности и определяется порядок их расчета и анализа, а также определяются основные подходы к управлению рентабельностью на предприятии.
Вторая глава курсовой работы посвящена проведению аналитических процедур: в данной главе проводится анализ показателей рентабельности объекта исследования – предприятия АО «Бурводстрой», а также проводится анализ эффективности управления рентабельностью на предприятии. Также во второй главе осуществляется оценка проблем управления рентабельностью объекта исследования и разработке рекомендаций, направленных на повышение рентабельности предприятия.
Заключение является итоговой частью работы, объединяющей выводы по каждой главе.
При написании курсовой работы использованы современная литература и публикации таких авторов, как А.Д.Шеремет и Р.С.Сайфулин, О.А.Толпегина, И.В.Романенко, М.И.Баканов и других.
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия
1.1. Понятие и показатели рентабельности
Рентабельность в общем смысле представляет собой определенную степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса [21, с.280].
Изменение показателя рентабельности осуществляется с помощью комплекса относительных показателей, которые призваны охарактеризовать экономическую эффективность деятельности организации в целом, степень доходности каких-либо видов или направлений деятельности, степень выгодности производства каких-либо видов продукции данной организации или оказания отдельных видов услуг.
Необходимость показателя рентабельности в том, что данный показатель более полно, чем показатели прибыли, дает характеристику конечного финансового результата деятельности предприятия, так как величина показателя рентабельности отражает не просто абсолютный показатель прибыли, а эффект в зависимости от величины вложенного в производства капитала, имущества, или затраченных ресурсов.
Показатели рентабельности используются для того, чтобы оценить деятельность предприятия, оценить эффективность инвестиционной деятельности, а также в ценообразовании, чтобы определить долю прибыли.
Понятий рентабельности в несколько, в зависимости от авторов.
Так, одно из его определений, данное А.Д.Шереметом, звучит следующим образом: «рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов» [25, с.108].
По мнению других авторов рентабельность – это относительный показатель, который определяется отношением полученной прибыли к сумме средств, затраченных на производство, инвестиций в отдельные коммерческие операции и сумме средств, вложенных в имущество предприятия [14, с.172].
Так или иначе, показатель рентабельности является относительным и отражает соотношение полученных средств и вложенных средств для получения данного дохода.
Показатели рентабельности дают характеристику полученных предприятием финансовых результатов и показывают, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность. Показывая доходность предприятия с различных позиций, показатели рентабельности группируются в зависимости от того, какие цели преследуют аналитики, изучая данные показатели.
Следует отметить, что при любом экономическом анализе специалисты обязательно рассматривают показатели рентабельности, так они в полной мере характеризуют среду формирования прибыли предприятий и используются как важный инструмент, используемый при оценке инвестиционной политики предприятия и при процессе ценообразования на предприятии [14, с.180].
Так, показатели рентабельности в зависимости от целей анализа можно сгруппировать следующим образом:
- Рентабельность капитала (активов);
- Рентабельность основной деятельности: производства продукции и продаж;
- Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств [16, с.189].
Показатели первой группы рассчитываются отношением полученной предприятием чистой прибыли к различным показателям средств, которые были авансированы в имущество или капитал. К наиболее важным авансированным показателям относятся показатели активов предприятия, собственные средства, инвестиционный капитал, который представляет собой собственный капитал и долгосрочные заемные средства.
Порядок расчета данных показателей:
(1.1)
Рассчитанные показатели необходимо умножить на 100%, чтобы выделить показатель рентабельности в процентах. Полученные показатели надо сравнить и оценить совпадение уровней рентабельности. Если они не совпадают, то можно сделать вывод об использовании предприятием различных финансовых инструментов – привлечение заемных средств, чтобы повысить доходность [16, с.190]. Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.
Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
(1.2)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. Рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов [16, с.190].
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
(1.3)
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
(1.4)
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
(1.5)
(1.6)
или
(1.7)
(1.8)
(1.9)
где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств [16, с.191].
ЧПДС - чистый приток денежных средств
(1.10)
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока [16, с.191].
Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
Вывод: рентабельность в общем смысле представляет собой определенную степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Таким образом, показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
При обосновании управленческих решений возможно рассчитать множество показателей рентабельности. Выбор отдельных показателей зависит от целей анализа и целей, для которых аналитик осуществляет оценку показателей рентабельности. Как правило, в основном рассчитываются показатели рентабельности основной деятельности (производства продукции и продаж), рентабельность активов и капитала.