Файл: Управление рентабельностью на предприятии. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия
1.1. Понятие и показатели рентабельности
1.3. Подходы к управлению рентабельностью предприятия
Глава 2. Анализ подходов к управлению рентабельностью предприятия АО «Бурводстрой»
2.1. Краткая экономическая характеристика АО «Бурводстрой»
2.2. Анализ и пути повышения рентабельности АО «Бурводстрой»
1.2. Факторы рентабельности
При увязке прибыли и вложенных средств показатель рентабельности позволяет осуществлять выбор альтернативных вариантов: как можно еще использовать капитал, чтобы получить большую отдачу?
При оценке альтернативных вариантов обязательно используется показатель риска, так как для получения высокой прибыли необходимо вкладывать средства в высокорискованные проекты [14, с.173].
Также можно отметить, что при использовании показателя рентабельности имеется возможность провести оценку эффективности управления организацией в целом, так как именно управленческие решения, которые являются правильными, рациональными и объективными, приводят к получению высокой прибыли. Соответственно, одним из основных критериев качества финансового менеджмента предприятия является показатель рентабельности.
Исследование динамики показателя рентабельности позволяет оценить доходность предприятия в долгосрочном периоде, то есть определить, будет ли предприятие получать прибыль в будущем и какова будет эта тенденция. Соответственно, данный показатель важен для инвесторов, которые рассчитывают возможность инвестирования в данное предприятие. Показатель рентабельности для них является более важным индикатором, чем абсолютное значение прибыли и показатели финансового состояния, такие, как финансовая устойчивость или ликвидность, которые определяются без увязки полученного дохода и вложенных средств, а просто на основе соотношения статей бухгалтерского баланса предприятия [18, с.88].
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции.
Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов [18, с.89].
Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две группы:
- факторы внешней среды или объективные;
- факторы внутренней среды или субъективные;
Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся:
- экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса;
- конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса;
- налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;
- тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма;
- цены на сырье и товары для предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.
Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно через товарооборот (оборот) или издержки производства и обращения.
К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся:
- тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;
- уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;
- характер технологических процессов и их прогрессивность;
- уровень производительности труда;
- объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;
- сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч. соотношение между переменными и постоянными издержками;
- объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.
Названные факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе, опосредованно влияя на прибыль и рентабельность.
Вывод: на рентабельность влияют различные факторы, которые делятся на внешние и внутренние. Предприятие не может в определенной степени влиять на внешние факторы, но может эффективно управлять внутренними факторами, чтобы воздействовать на динамику рентабельности.
1.3. Подходы к управлению рентабельностью предприятия
Управление рентабельностью основывается на том же механизме, что и управлению прибылью. По своей экономической сущности, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
В свою очередь, управление рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии [20, с.94].
Целью управления рентабельностью предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности [20, с.94].
Объектом управления является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Цикл управления рентабельностью состоит из двух этапов:
- Анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность.
- Прогнозирование финансовых параметров [20, с.95].
Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;
- анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;
- расчет и факторный анализ показателей рентабельности;
- анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;
- анализ использования прибыли предприятия;
- оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;
- анализ выполнения плана по использованию прибыли [20, с.95].
Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о финансовых результатах. Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации [20, с.94].
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй - на повышение результатов производства.
Планирование прибыли и рентабельности - это процесс определения и расчета компанией прибыли на основе имеющегося объема производства и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и других расходов [18, с.136].
Планирование прибыли и рентабельности является составной частью финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам [18, с.137].
Вывод: управление рентабельностью на предприятии необходимо, так как практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Глава 2. Анализ подходов к управлению рентабельностью предприятия АО «Бурводстрой»
2.1. Краткая экономическая характеристика АО «Бурводстрой»
АО «Бурводстрой» работает на территории Тамбовской области уже более 70 лет. За годы работы по всей Тамбовской области пробурено более 9,5 тыс. водозаборных скважин, установлено более 8 тысяч водонапорных башен системы инженера Рожновского. За эти годы у Организации сложилась репутация как эксперта в бурении скважин на воду. Общество является членом Ассоциация СРО «Тамбовские строители» и имеет допуск на проведение следующих работ:
- устройство скважин,
- устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций,
- монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций,
- монтаж металлических конструкций,
-защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов),
- устройство наружных сетей водопровода,
- монтажные работы,
-пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки,
- пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): Объекты водоснабжения и канализации.
Приоритетными направлениями деятельности общества являются:
- строительство и ремонт водозаборных скважин,
- строительство и ремонт водонапорных башен,
- аренда строительной техники и помещений.
В 2016 году продолжались работы по строительству водозаборных скважин на строящихся объектах в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы на 2016 год. В условиях жесткой конкурентной борьбы со стороны Липецких, Белгородских, Саратовских, Волгоградских и Тамбовских буровых организаций, Обществом в 2016 году пробурено 14 водозаборных скважин, общей глубиной более 1205 м. Продолжается сотрудничество с ООО «Черкизово-Свиноводство», ООО "Тамбовский Бекон" в рамках как технического обслуживания имеющихся водозаборных узлов так и по строительству новых объектов.
В общей сложности, за 2016 год пробурено 14 скважин общей глубиной около 1,2 км., установлено 8 водонапорных башен.
Основные экономические показатели деятельности предприятия рассмотрим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели АО «Бурводстрой» в 2014-2016 гг. (в тыс.руб.)
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Абс.откл. за период |
Темп роста, % |
Выручка |
66017 |
38411 |
62433 |
-3584 |
94,6 |
Себестоимость |
60629 |
33019 |
51825 |
-8804 |
85,5 |
Чистая прибыль |
2381 |
1479 |
768 |
-1613 |
32,3 |
Основные средства |
2975 |
2319 |
2424 |
-551 |
81,5 |
Капитал |
33849 |
35253 |
35938 |
2089 |
106,2 |
По таблице можно отметить, что основные экономические показатели предприятия имели тенденцию к сокращению. Так, выручка сократилась на 5,4%, себестоимость – на 14,5%. Снижение чистой прибыли составило более 65%. Все это является негативным для предприятия, и обусловлено финансовым кризисом и сложными условиями хозяйствования, так как снижается основная деятельность предприятия в связи с сокращением заказов. В 2016 году выручка от выполненных работ и оказанных услуг составила 62 млн., это на 60% больше чем в 2015 году. Средняя численность составила 53 человека, среднемесячная зарплата составила 19,6 тыс. руб. Платежи в бюджетные и внебюджетные фонды составили 6 млн. 231 тыс. руб. На содержание техники и производственной базы потрачено 4 млн. 078 тыс. руб. Снижение выручки является негативным фактором, который отрицательно сказывается на деятельности предприятия, так как необходимо сокращать расходы на основную деятельность.