Файл: Понятие и принципы авторского права (Исторические аспекты возникновения авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В целях создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Эта свобода получает конкретные юридические гарантии в виде норм авторского права. Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области. Поэтому авторское право следует рассматривать как комплексное понятие, на стыке различных отраслей.

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н.э. На ней написано: «Гесхил сделал. Эпиктет расписал». Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий.

Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, что патентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты. По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского праваразвивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информацииинтеллектуальная собственность, и в том числе авторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей промышленности, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли. Согласно некоторым оценкам, доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты.


Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия. Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом.

Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного бизнеса.

Цель работы изучить понятие и принципы авторского права.

Задачи:

  1. рассмотреть исторические аспекты возникновения авторского права;

2. раскрыть понятие и функции авторского права;

3. охарактеризовать правовую природу авторских прав;

4. раскрыть правовое значение отдельных элементов произведения.

Глава 1. Исторические аспекты возникновения авторского права

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Ещё в древнем мире существовали правила, аналогичные современным: за автором закреплялось право на неприкосновенность произведения (тексты сохранялись для контроля за соответствием исполняемого текста на сцене представления авторскому замыслу), тем не менее юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения.

Первые документы (грамоты, патенты) охраняли лишь имущественную собственность владельцев от посягательств третьих лиц. Старейшая из дошедших до нас привилегий принадлежала правителю Темпт-Акуну I из Лилаирташа в Месопотамии (начало XVII в. до н.э.). Эта приобретённая за плату у царя грамота давала право на владение большим участком земли.


Имена первых изобретателей и авторов книг неизвестны, вместе с тем считается, что первая книга появилась в Древнем Египте. Характерной чертой египетских книг является желание автора остаться в тени - он не стремится связать созданное им произведение со своим именем. Конечно, авторы существовали, но они полагали, что если припишут свой труд какому-нибудь великому деятелю прошлого - фараону, принцу или даже самому богу Тоту, то это будет лучшей гарантией долговечности их произведения.

Издательское дело бурно развивалось в Александрии, где были основаны библиотека и музей, просуществовавший шесть столетий до разрушения царского дворца в 273 г. н.э. римлянами.

Между тем в Александрийских библиотеках при проведении систематизации и каталогизации было установлено, что многие книги либо вообще не имели авторов, либо авторство приписывалось иным лицам. Заимствование из чужих произведений было весьма распространено. Например, согласно древним источникам по результатам проведения литературных состязаний в Александрии судья признал победителем далеко не самого лучшего писателя. Свои действия он мотивировал тем, что остальные участники представили точные копии с произведений других авторов. Впоследствии все плагиаторы были изгнаны из Александрии.

Высокого уровня развития издательское дело достигло в Афинах.

Уже в Древней Греции существовали понятия литературной собственности и плагиата. Так, Филострат из Александрии обвинил Софокла в заимствованиях из трагедий Эсхила, а Эсхила - в заимствованиях у Фриниха. Между тем никаких законов об авторском праве и правах издателей не было.

Издательское дело из Греции пришло и в Рим. Получивший вольную раб - переписчик книг становился издателем. Император Тацит издал эдикт, в соответствии с которым все библиотеки должны были иметь произведения его предка, знаменитого историка Тацита. Однако даже у римлян, достигших высокого уровня развития права, не существовало института авторского права. В римских юридических источниках нет данных о существовании каких-либо норм в сфере интеллектуальной собственности[1].

В то же время нельзя отрицать того обстоятельства, что в Древнем Риме было много условий, способствовавших возникновению законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Римское общество было образованным, потребность в чтении была велика. Если и не существовало книгопечатания, то были иные способы воспроизведения сочинений - путём переписывания, причём оно было организовано на промышленных началах. Большое количество переписчиков создавало под диктовку одного чтеца одновременно значительное количество экземпляров. Сочинения Горация, Овидия, Марциала изготавливались в тысячах экземпляров и рассылались по империи.


Однако нормы в сфере интеллектуальной собственности в римском законодательстве закрепления не получили, так как если и существовали технические и экономические условия для возникновения авторского права, то они парализовались «воззрениями на литературный труд и социальное положение автора». Именно социальное положение автора, а также отсутствие самостоятельности и независимости не способствовали установлению в его лице исключительного права на переписку. Кроме того, для римских издателей свобода переписывания была общепринята и естественна.

Таким образом, римское законодательство не защищало имущественные интересы ни автора, ни издателя.

Совершенно иная ситуация складывалась в средние века. Изобретённое в Европе около середины XV века книгопечатание стало распространяться с необыкновенной быстротой. Если до 1460 г. насчитывалось не более 30 изданий, то за 40 последующих лет было выпущено около 40 000 изданий общим тиражом до 12 000 000 экземпляров[2].

Вскоре после того, как в XV веке в Италии заработал первый типографский станок, была осуществлена подделка латинских авторов. Анниус де-Витребе опубликовал в Риме сборник произведений Фабия Пиктора, Семпрониуса, Катона и других, которые якобы были найдены им в Мантуе. В то время часто находили памятники древних классиков, в связи с чем сомнений в подлинности не возникало. Только впоследствии мистификация была доказана.

Поскольку изобретение книгопечатания совпало с возрождением интереса к классической древности, то в основном печатались классические произведения. Это обстоятельство не могло не оказать влияния на историческое развитие авторского права. Так как печатались произведения лиц, давно умерших, то не было заинтересованности в материальном аспекте распространения их сочинений. В связи с этим имущественный интерес печатания и книжной торговли сосредоточился на издателях, при этом издательство стало просто отраслью промышленной деятельности. Результатом стало то обстоятельство, что до установления защиты авторских интересов возникла необходимость охраны интересов именно издателей.

Авторы же самостоятельных произведений в тот период не осознавали возможности приобретения исключительного права на воспроизведение и распространение своих сочинений. Их жалобы были в основном связаны с искажением мысли, но не с нарушением имущественных интересов.

Однако именно изобретение печатного станка послужило основой становления законодательства об охране интеллектуальной собственности: возникают предпосылки появления прав издателей, защиты их от подделок. Правам авторов книг, печатавшихся издателями, правовая защита не предоставлялась. Необходимость охраны прав издателей привела к появлению привилегий, выдаваемых лицу на издание сочинений. При этом защита авторских прав была минимальна, поскольку нередко привилегии выдавались лицам, которые не являлись ни авторами, ни издателями произведения, «в уважение верности и заслугам»[3].


Первая привилегия была выдана в 1491 г. в Венеции профессору канонического права Петру Равенскому на сочинение «Phoenix». В 1484 г. Ричард III издал указ, согласно которому иностранные типографы получали от короля привилегии и патенты на монопольное издание книг определённой тематики. В 1529 г. был опубликован список запрещённых книг, а впоследствии Генрих VIII запретил ввоз в Англию книг без специальной лицензии. В 1546 г вышел королевский указ, по которому любое произведение, напечатанное на территории Англии, должно было быть снабжено сведениями об именах автора и типографа, иметь дату публикации.

В XVII веке наиболее прибыльные издания на основании королевских патентов оказались закреплёнными за узкой группой печатников. Кроме того, привилегии далеко не всегда были связаны с новыми авторскими произведениями или новыми изобретениями. В связи с этим привилегии тормозили экономическое развитие общества и препятствовали становлению и развитию конкурентных отношений, что не отвечало потребностям зарождающегося капитализма.

Следствием изложенного стало появление в некоторых странах законодательства об отмене всех старых привилегий и о запрете выдачи новых.

В отношении авторских прав закон был принят при королеве Анне Первой. Вступивший в силу в 1710 г. Статут королевы Анны содержал один из важнейших принципов авторского права: право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора[4]. Соглашение о выплате издателем гонорара литератору, которое подтвердило право автора получать деньги за свой материальный труд, впервые было заключено между С. Симмонсом и поэтом Дж. Мильтоном в 1667 г.

Несмотря на развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности, подделки, в частности, литературных произведений в XVII-XVIII вв. оставались распространёнными.

Вместе с тем, как только законодательство в сфере интеллектуальной собственности «окрепло», стало очевидно, что интересы правообладателей нарушаются. Например, в сфере авторского права это проявлялось в том, что страны, принадлежащие к одной языковой группе, не запрещали перепечатывания сочинений, принадлежащих авторам - гражданам другой страны. Например, Бельгия охотно пользовалась литературой Франции, США - Англии, Австрия - Германии и т.д.

С целью предоставления большей защиты правообладателям, а также в связи с расширением интеллектуального и торгового сотрудничества в XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.