Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса
1.2. Основные виды коммуникаций в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «АЭРОФЛОТ»
2.1. История создания и стратегия развития авиакомпании «Аэрофлот»
КАНАЛ
выбирает
Отклик на сообщение отправителя
передает
сообщение
Цепь обратной связи
кодирует
Рисунок 2. Коммуникационный процесс как система
Данный рисунок полностью изображает последовательность и цикличность всех действий, производимых во время коммуникации между людьми в организации. Таким образом, коммуникативные процессы имеют непрерывную активность на протяжении всей работы предприятия.
1.2. Основные виды коммуникаций в организации
Коммуникации по своей сути – это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
По видам коммуникации различают:[1]
- По субъекту и средствам коммуникаций
- межличностные;
- коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий.
- По форме общения:
- вербальные;
- невербальные.
- По каналам общения
- формальные;
- неформальные.
- По организационному признаку (по пространственному расположению каналов)
- вертикальные;
- горизонтальные;
- диагональные.
- По направленности общения
- нисходящие;
- восходящие.
Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.
Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, в том числе информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Такие коммуникации осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС) и др. Руководители с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.
Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Большую часть рабочего времени многие менеджеры тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7% сообщений определено их вербальным содержанием, 93% имеет невербальную природу, из которых 38% определено модуляцией голоса, а 55% – выражением лица.[2]
Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.
Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами:[3]
- организационными (схема организационной структуры);
- функциональными (положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов. По данным некоторых исследователей слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.[4]
Таблица 1
Виды слухов[5]
Виды слухов |
Краткая характеристика |
«Мечты и чаяния» |
Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников |
Слухи-«пугала» |
Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб |
«Вбивание клиньев» |
Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью, наиболее агрессивный тип. Наносят урон как репутации компании, так и отдельных работников |
Финальный слух |
Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками |
Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.
В рамках данной курсовой работы более подробно рассмотрены вертикальные и горизонтальные коммуникации.
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации. Горизонтальные каналы коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Горизонтальные коммуникации реализуются в виде обмена информацией на совещаниях высших руководителей, руководителей среднего уровня, низшего звена управления, на собраниях исполнителей, а также в неформальных коалициях, кружках коллег, в ходе трудовой деятельности и т.д.[6]
Именно информация, проходящая по горизонтальным коммуникациям, т.е. коротким каналом связи, обеспечивает качество поступающей информации (достоверность и своевременность). Она формирует равноправные отношения между партнерами и поэтому является важной составляющей удовлетворенности работников организации. Данные коммуникации способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять прежде всего сверху вниз. Именно таким образом руководство доводит до подчиненных сведения о текущих задачах, рекомендуемых методах действий, применяемых санкциях и вознаграждениях, об изменении организационных норм и нормативов, а также организационной структуры и технологии. С помощью данных коммуникаций руководство узнает о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению.
С помощью вертикальных коммуникаций информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей (табл. 2).[7].
Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным.
Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
Таблица 2
Характеристика вертикальных коммуникаций
Вид коммуникации |
Цели |
Виды передаваемой в сообщении информации |
Нисходя щие |
Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы. Оперативно сообщить новости о деятельности организации. Осуществить инструктирование по выполнению работы. Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности. Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы. Обеспечить социальную поддержку подчиненным. |
Об изменениях в политике организации. О бюджете организации, его изменении, исполнении. Директивы вышестоящих органов управления. О новых системах и процедурах. Инструкции, информация для выполнения заданий. О кадровых перемещениях и реорганизациях. |
Восходя щие |
Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах. Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях. Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам. Получить представление об улучшении деятельности организации |
Отчеты о выполнении работы, возникших в ходе работы проблемах. Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам. Жалобы подчиненных. Предложения подчиненных |
Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.
Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные – руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней.
Подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки контроля со стороны формальной структуры организации.
К наиболее приоритетным задачам организационной деятельности, безусловно, относится развитие восходящих потоков информации, придание им такой же значимости для управления, как и у нисходящих потоков. Это возможно при переводе отношений между руководителями более высоких уровней и подчиненными в режим диалога, при котором:[8]
- подчиненные участвуют в решении ключевых проблем организации;
- подчиненных постоянно информируют обо всех успехах и проблемах организации;
- появляется возможность использования и реализации инициативы исполнителей, учета и практического применения новых идей, изобретений, коллективного опыта работников организации.
Коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.
Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Говорят, если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений. Соответственно, в конечном счете, применительно к задачам теории организации, наиважнейшим является коммуникационный процесс.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «АЭРОФЛОТ»
2.1. История создания и стратегия развития авиакомпании «Аэрофлот»
ПАО «Аэрофлот» – первая частная авиакомпания в истории России. С самого начала она создавалась на новой основе, впитывая в себя все лучшее, что есть в мировой гражданской авиации.
День рождения авиакомпании – 5 ноября 1991 года. Тогда на арендованном самолете, но уже под собственным кодом UN, был выполнен ее первый полет – чартерный рейс по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва.
В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет Ил-86. В 1993 году компания начала выполнять регулярные рейсы на внутрироссийских и зарубежных маршрутах. «Аэрофлот» создала продукт, качество которого стало настоящим прорывом в будущее, оказавшим существенное влияние на развитие воздушного транспорта в России и СНГ.
Компания впервые в России оснастила свой парк современными самолетами иностранного производства, стала обслуживать пассажиров внутренних рейсов по международным стандартам (в том числе ввела для них бизнес-класс), создала гибкую систему тарифов и скидок, разработала и внедрила программы поощрения постоянных клиентов.
В 1993 году «Аэрофлот» первой из российских авиакомпаний начала эксплуатацию пассажирских самолетов Boeing. Маршрутная сеть и объемы перевозок компании стремительно нарастали.
В 1995 году Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала «Аэрофлот» самой быстроразвивающейся авиакомпанией мира.
В 1998 году после финансового кризиса и дефолта в России «Аэрофлот», основу парка которой составляли взятые в лизинг воздушные суда иностранного производства, приняла пятилетнюю антикризисную программу. Ее реализация позволила сохранить компанию как эффективного участника рынка и обрести потенциал для нового положительного цикла развития.
В 2001 году «Аэрофлот» перебазировалась в аэропорт Домодедово. Началось расширение маршрутной сети и пополнение авиапарка новыми воздушными судами.
В 2005 года «Аэрофлот» стала единственным в России, СНГ и Восточной Европе эксплуатантом пассажирских самолетов Boeing 747.
В 2016 году местом регистрации авиакомпании «Аэрофлот» стал Санкт-Петербург. Компания стала активно развивать сеть маршрутов из северной столицы России.