Файл: Метод ЗАПРОС для построения правил сравнения альтернатив (Сущность управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сущность управленческого решения

1.1 Управленческое решение и его виды

1.2 Подходы к принятию управленческих решений

2.1 Понятие «модель». Типы моделей

2.2 Процесс построения модели.

2.3 Методы принятия решений

3.1 Особый класс задач принятия решений: неструктурированные проблемы с качественными переменными

3.2 Качественная модель лица, принимающего решения

3.2.2 Особенности поведения человека при принятии решений

3.3 Какими должны быть методы анализа неструктурированных проблем

3.4 Измерения

3.4.1 Качественные измерения

3.4.2 Сравнительные качественные оценки

3.5 Построение решающего правила

3.6 Проверка информации ЛПР на непротиворечивость

3.7 Обучающие процедуры

3.8 Получение объяснений

3.9 Основные характеристики методов вербального анализа решений

3.10.1 Постановка задачи

3.10.2 Пример: как оценить проекты.

3.10.3 Выявление предпочтений ЛПР

3.10.4 Сравнение альтернатив

3.10.5 Преимущества метода ЗАПРОС

3.10.6 Практическое применение метода ЗАПРОС

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Курсовая работа посвящена памяти Олега Ивановича Ларичева, крупного ученого в области информатики, теории принятия решений и искусственного интеллекта, действительного члена Российской академии наук, одного из основателей Института системного анализа Российской Академии Наук (ИСА РАН).

Олег Иванович Ларичев - основатель отечественной научной школы и признанный авторитет в области принятия решений при многих критериях, широко известен в мировом научном сообществе.

Он написал 11 книг и 280 научных работ, оказавших заметное влияние на развитие теории и практических методов принятия решений.

Он также разработал новое направление в науке об искусственном интеллекте. Результатом многолетних исследований О.И. Ларичева, его коллег стал новый научный подход, получивший название вербальной анализ решений (ВАР) и предназначенный для решения плохо формализуемых проблем, на основе как количественной, так и качественной информации.

В рамках этого подхода способности и умения человека раскрываются с помощью компьютера (сам компьютер был использован как «полигон» для изучения отделов мозга, функции которых – формирование поведенческих реакций человека). В результате стало возможным открытие структуры профессионального знания.

Но академик О.И. Ларичев был не только талантливым ученым. На протяжении многих лет он вел огромную научно-организационную работу в Академии наук, был членом многих международных и российских научных обществ, участвовал в работе редакционных коллегий научных журналов и изданий, работал консультантом и экспертом различных министерств, государственных институтов и учреждений.

О.И. Ларичев был также блестящим преподавателем. Он читал несколько курсов лекций в Московском физико-техническом институте, Московском институте экономики, политики и права, неоднократно выступал в качестве приглашенного профессора в зарубежных университетах.

Каждый из нас ежедневно и неоднократно сталкивается с проблемой выбора. Однако мы не всегда задумываемся об этом.

Так, мы на собственном опыте развиваем какие-либо способности и приобретаем навыки принятия решений. И подобных примеров можно привести огромное множество. Ведь нам не раз уже приходилось выбирать блюдо из предложенного меню, одежду из имеющегося гардероба, специальность при получении профессионального образования, наиболее удобный транспортный маршрут, место проведения отдыха, банковский вклад и т.д.


Решение представляет собой универсальную форму поведения как отдельно взятой личности, так и целых социальных групп. Данная универсальность неразрывно связана с целенаправленным и сознательным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность всех решений, их принятие в процессе управления организацией значительно отличается от тех решений, которые принимаются в частной жизни.

Цель данной работы как раз и заключается в том, чтобы раскрыть понятие и сущность метода «ЗАПРОС» для построения правил сравнения альтернатив, обозначить его отличительные особенности, выявить содержание его основных этапов.

Сущность управленческого решения

Прежде чем говорить о сущности процесса принятия управленческих решений, имеет смысл обозначить его неразрывную связь с управленческой наукой. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо привести наиболее распространенные определения понятия «процесса управления».

1) Процессом управления называется деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, которая направлена на достижение целей организации путем реализации всех функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля – используя при этом методы управления[1].

2) Процесс управления представляет собой совокупность цикличных действий, которые направлены на выявление существующих проблем, поиск и организацию исполнения принятых решений [2]. В свою очередь, решение представляет собой выбор той или иной альтернативы. В соответствии с определением профессора Л.Г. Зайцева, «управленческое решение является директивным актом целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе существующей ситуации, определении целей действия и включающий в себя программу по достижению целей» [3].

Следовательно, процессам принятия управленческих решений отводится центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Можно уверенно заявить о том, что именно они определяют сущность и содержание профессии менеджера. Довольно часто успешная деятельность организации, а также реальные возможности достижения ее целей, напрямую зависят от правильности принятых решений.

По версии профессора Фрэнка Харрисона: «Принятие решений является интегральной частью управления организацией любого типа. Компетентность и осведомленность в данной области больше, чем что-либо другое, отличает менеджера от не менеджера, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги".


1.1 Управленческое решение и его виды

Следует отметить еще раз, что управленческие решения, или, другими словами, организационные решения представляют собой выбор, перед которым стоит руководитель при выполнении обязанностей, обусловленных занимаемой им должностью. Цель управленческого решения заключается в обеспечении движения к задачам, поставленным перед организацией. Вот почему наиболее эффективным управленческим решением является тот выбор, который в действительности будет реализован и привнесет максимальный вклад в достижение конечной цели.

В зависимости от моделей и методов, применяемых в процессе принятия управленческих решений, они подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные.

Термин «запрограммированные решения» употребляется для описания высокоструктурированных управленческих решений. Запрограммированное управленческое решение является результатом осуществления определенной последовательности шагов либо действий, аналогичных тем, которые предпринимаются при решении математических уравнений. Они применяются согласно писаным и неписаным правилам и процедурам, что намного упрощает процесс принятия решений при повторяющихся ситуациях. Обычно количество вероятных альтернатив является ограниченным, и выбор необходимо сделать в пределах тех направлений, которые заданы организацией.

Программирование считается одним из наиболее важных вспомогательных средств в принятии эффективных управленческих решений. Установив, каким должно быть решение, руководитель уменьшает количество вероятных ошибок. Подобным образом экономится и время, так как подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру каждый раз, когда возникает аналогичная ситуация.

Незапрограммированные управленческие решения необходимы в исключительных либо необычных ситуациях, являющихся в определенной мере.

1.2 Подходы к принятию управленческих решений

Анализируя процессы принятия управленческих решений, необходимо учитывать следующие два момента. Первый момент состоит в том, что принятие решения, как правило, дело довольно непростое. Все, что при этом совершает человек, сводится к выбору направления действий. Нелегко принять подходящее решение. Второй момент заключается в том, что принятие решения является, прежде всего, психологическим процессом. Всем нам по опыту известно, что поведение человека не всегда является логичным. Временами нами движет логика, а временами – чувства. Поэтому неудивительно, что способы, применяемые руководством при принятии решений, варьируются от спонтанных до высокологичных.


Несмотря на то, что всякое конкретное решение редко относится к какой-то определенной категории, можно смело утверждать, что процесс принятия решений характеризуется интуитивным, основанным на рассуждениях, или рациональным характером.

Чисто интуитивным решением является выбор, который сделан только на основе ощущения того, что он действительно правильный. Лица, принимающие решение, не занимаются при этом сознательным взвешиванием всех «за» и «против» по каждой альтернативе и даже не нуждаются в понимании ситуации. Интуитивный способ принятия решений характеризуется системным подходом к выбору альтернативы. То, что у нас называется «шестым чувством» или озарением, и есть интуитивные решения. Данный способ широко используется творческими личностями. Интуитивная форма принятия решения встречается, если решение принимается по случаю. Но, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо логического приложения являются невысокими.

Решения, которые основаны на суждениях, представляют собой выбор, обусловленный знаниями либо накопленным опытом.

Процесс построения модели управленческого решения

Как уже говорилось ранее, процесс принятия решений является центральным пунктом всей теории управления. В процессе разрешения проблем, особенно касающихся ситуаций исключительной сложности, с целью приумножения способности менеджеров к принятию объективных и обоснованных решений, как правило, используются разнообразные научные методы их разработки и оптимизации, совокупность которых принято делить на два основных класса: модели и методы выполнения принятия управленческих решений.

2.1 Понятие «модель». Типы моделей

Методы моделирования (которые также называются и методами исследования операций) основываются на использовании моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Согласно определению К. Шеннона, «модель является представлением объекта, системы или идеи в какой-либо форме, отличающейся от самой целостности». Основной характеристикой модели является упрощение реальных жизненных ситуаций, к которым она применима. Так как формы моделей менее сложны, а данные, не имеющие отношения к делу, ликвидируются, модель достаточно часто повышает способность руководства к осознанию и разрешению возникающих перед ним трудностей. Моделирование процесса принятия управленческих решений позволяет сделать значительный шаг по направлению к количественным оценкам и количественному анализу результатов управления. Тем не менее, необходимо осознавать, что модель способствует нахождению рационального решения проблемы только для того упрощенного варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели. Ни к коем случае


2.2 Процесс построения модели.

Построение модели является процессом. К основным этапам данного процесса относятся: постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели [4].

Постановка задачи. Первым и наиболее важным этапом построения модели, способной обеспечить правильное решение управленческой проблемы, является постановка задачи. Правильное применение математики либо компьютера не принесет никакой пользы, в случае если сама проблема не будет верно диагностирована. Правильная постановка задачи является даже более важной, чем ее решение. Для нахождения подходящего или рационального решения задачи необходимо знать, из чего она состоит. Как бы просто и прозрачно не звучало данное утверждение, практически все специалисты пренебрегают очевидным. Ежегодно миллионы долларов растрачиваются на поиски глубокомысленных и изысканных ответов на неправильно поставленные вопросы. Далее, только от того, что руководство осведомлено о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководство обязано уметь отличать признаки существующей проблемы от причин ее возникновения.

Построение модели. Следующим этапом после правильной постановки задачи является построение модели. Разработчику модели необходимо установить главную цель модели, а также, какую информацию либо выходные нормативы предполагается получить, используя данную модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также нужно установить, какая информация необходимо для построения модели, которая бы удовлетворяла этим целям и выдавала на выходе нужные сведения.

Проверка модели на достоверность. Вслед за построением модели ее необходимо проверить на достоверность.

2.3 Методы принятия решений

В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.

Поскольку многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля, то ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.