Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельностью (СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
жизни ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ много ГЛАВА
2.3. Примеры по расчету упрощенной системы налогообложения (УСН) для малых предприятий
- субсидирование локомотивами части затрат внедренческая по договорам фискальная франчайзинга (право использования важности торговой марки);
- предпринимательством предоставление субсидий ученые победителям конкурса отрицательно предпринимательских проектов «Бизнес-старт»;
- приоритетность предоставление субсидий участникам на поддержку дохода субъектов малого слои предпринимательства, производящих и Наличие реализующих товары (работы, самые услуги), предназначенные либо для экспорта;
- суть конкурс инновационных действовать проектов.
● Субсидирование чрезвычайных части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга, а также субсидирование части размера платы за технологическое присоединение:
Получатели государственной поддержки: субъекты инвестиционной деятельности.
Объем поддержки:
- субсидия процентной ставки в размере 8 % годовых, но не более 2,5 млн. руб. в год;
- субсидия в размере 50 % от платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Приоритетные направления поддержки:
- по проекту осуществляется внедренческая или инновационная деятельность;
- по проекту создается или технически перевооружается собственное производство;
- по проекту осуществляется микрокредитование субъектов малого предпринимательства.
Критерии оценки проектов:
- соответствующие приоритетам социально-экономического развития Томской области;
- имеющие более высокий уровень налоговых и иных поступлений в консолидированный бюджет Томской области (в расчете на каждый рубль предоставленных субсидий);
- имеющие меньший срок окупаемости;
- имеющие большую социальную значимость (создание дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата).
● Предоставление субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:
Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства (СМП), связанных с:
Наименование |
Размер субсидии (от произведенных СМП затрат) |
Оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия |
50 % |
Участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (за исключением проезда, найма жилья и питания) |
2/3 |
Регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг) |
2/3 |
Оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта |
50 % |
Получатели государственной поддержки: Субъекты малого предпринимательства (СМП).
Приоритеты поддержки: экспортно-ориентированные СМП.
Требования к СМП, претендующие на получение субсидий:
- исполнение и оплата договоров, подлежащих субсидированию;
- отсутствие задолженности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций;
- своевременная выплата заработной платы работникам предприятия, размер которой должен быть не менее утвержденного прожиточного минимума.
2.3. Примеры по расчету упрощенной системы налогообложения (УСН) для малых предприятий
При расчете единого налога (в него входят: налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и ЕСН) (объект «доходы за вычетом расходов») следует иметь в виду, что если сумма налога, исчисленная с разницы между доходами и расходами по ставке 15%, меньше, чем 1% от суммы дохода, то исчисляется сумма минимального налога в размере 1% от суммы дохода.
Налоговые ставки по УСН:
1. В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Пример № 1: По итогам 6 месяцев 2016 г. ООО “Сигма” получило доходы в сумме 280 000 руб., а расходы составили – 260 000 руб. Сумма налога за налоговый период составит:
УСН = (Д - Р) * Нст
Нст - налоговая ставка
(280 000 руб. -260 000 руб.) * 15% = 1 500 руб.
Сумма минимального налога составит:
280 000 руб. * 1% [23]= 2 800 руб.
Учитывая, что сумма исчисленного за 6 месяцев 2016 г. в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного за этот же период минимального налога, ООО “Сигма” уплачивает сумму минимального налога – 2 800 руб.
Пример № 2: ООО “Консумер” по итогам налогового периода 2005 г. получены доходы в сумме 500 000 руб., а расходы составили 570 000 руб. Таким образом, по итогам данного налогового периода ООО “Консумер” получены убытки в сумме 70 000 руб. Налоговая база для исчисления налога в данном случае отсутствует. В этой связи по итогам налогового периода 2005 г. необходимо исчислить и уплатить минимальный налог в сумме:
500 000 руб. * 1% = 5 000 руб.
Эта сумма включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, который может быть перенесён на будущее в установленном порядке.
Пример №3: Налогооблагаемые доходы ООО “Иванов П.С.” в 2016 г. составили 1 000 000 руб. Расходы, учитываемые для целей налогообложения, составили 75 0000 руб. Взносы в пенсионный фонд – 20 000 руб., а выплаты по временной нетрудоспособности – 15 000 руб.
Расчёт рентабельности показал её уровень между 20 и 40%:
((1 000 000 – 75 0000) / 75 0000) * 100% = 33,3 %.
Теперь необходимо произвести расчёт размера налоговых выплат. Если объект обложения – доходы, то единый налог будет исчисляться по формуле:
НР = Д * 6% - ПВНТ[24] (если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не превышает 50% суммы начисленного единого налога)
или
НР = Д * 6% (если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает 50% суммы начисленного единого налога)
НР – налоговые расходы;
Д – доходы, учитываемые в целях налогообложения;
ПВНТ – пособия по временной нетрудоспособности.
НР = 1 000 000 * 6% = 60 000 руб.
Сумма взносов в ПФР исчисляться по формуле:
НР = Д * 3% + ПФ – ПВНТ[25]
ПФ – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
НР = 1 000 000 * 3% + 20 000 – 15 000 = 35 000 руб.
35 000 руб., более 50% расчётной суммы налога. Следовательно, вычет составляет:
НР = 1 000 000 * 3% = 30 000 руб. (50% от налога).
Итого сумма налога – 30 000 руб. (3% от доходов).
Если объект обложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, то единый налог по ставке 15% составляет 45 000 руб. (4,5% от доходов).
Следовательно, в качестве объекта обложения выгодно применять доходы.
Применение упрощенной системы налогообложения весьма выгодно для субъектов малого предпринимательства. Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, заменяет налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, на имущество организации для юридических лиц, и налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, единый социальный налог для индивидуальных предпринимателей. Расчет единого налога, подлежащего уплате в бюджет прост и понятен. Трудности вызывает лишь расчет налоговой базы при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В этом вопросе налогоплательщикам единого налога может помочь ряд пособий по расчету налога, Налоговый Кодекс и консультации сотрудников налоговой инспекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.
Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
В экономике разных стран вмешательство государства в управление ею подвижно, процессы усиления государственного регулирования сменяются дерегулированием в зависимости от степени вмешательства государства.
Формы и методы государственного регулирования различаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости от состояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от одной системы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.
В переходные периоды, как показывает практика, государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное регулирование в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления Правительства РФ по регулированию некоторых сфер экономики (например: Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"), но утвержденная научно обоснованная стратегическая программа государственного регулирования отсутствует, нет кодекса по государственному регулированию. Что касается Томской области, то здесь только начинает развиваться поддержка малого и среднего бизнеса (разработан Закон Томской области “о развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области”).
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления, и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран, мира.
Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 24.07.2015 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
- Закон Томской области от 26.11.2016 г. № 249-ОЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области”.
- Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 480 с: ил.
- Лексип В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2012.
- Налоги и налогообложение: учебник / А.А. Вазим. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015.-378 с.
- Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. В.А. Шульгк. - М.: Изд-во Российской экономической академии, 2002.
- Официальный сайт Администрации Томской области (http://tomsk.gov.ru/ru/).
- Сайт малого и среднего бизнеса в Томской области (http://mb.tomsk.ru/).
- Система ГАРАНТ. Энциклопедия российского законодательства.
- Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.-560 с.
- Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике. М.: Стаут, 2014.
- Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 4.
- Егорова М.А. Основания государственного вмешательства в регулирование экономических отношений // Юрист. 2015. № 20.
- Ефимова Е.Г. Экономика. М.: Дашков и К, 2015.
- Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: Юнити, 2012.
- Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран // Молодой ученый. 2012. № 9.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
- Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №
- Кородюк И.С., Трофимов С.Е. Проблемы применения зарубежного опыта в государственном регулировании нефтегазового комплекса России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 1.
- Носкова Н.А., Холодкова К.С. Государственное регулирование экономики. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.
- Морозова Т.Г. и др. Государственное регулирование экономики / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография. М: Инфотропик Медиа, 2011.