Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период и на современном рынке труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Взаимодействие профсоюзов и правительства России

Степень участия профсоюзов в защите социально-трудовых прав может также зависеть и от модели взаимодействия профсоюзов и правительства.

Существует ряд подходов к классификации моделей взаимодействия таких субъектов системы социально-трудовых отношений как государства и профсоюзные организации. По нашему мнению, наиболее удачной представляется классификация, предложенная исследователями Фонда «Общественное мнение». Согласно ей, таких моделей можно выделить, как минимум четыре.

Первая - правительство учитывает мнение профсоюзов в сфере социально-трудовых отношении, а профсоюзы в ответ поддерживают правительство.
Такая модель отношений, хотя и неявно, предполагает, что интересы тех, кого призваны защищать профсоюзы, могут не вписываться в рамки этих отношении взаимопонимания и, следовательно, не будут учтены.

Вторая - правительство учитывает точку зрения профсоюзов, а профсоюзы находятся в оппозиции к нему. Данный тип отношений характеризуется высокой степенью влияния профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений, их силы, а также наличием вполне равноправного диалога между профсоюзами и властями.

Третья - правительство не учитывает мнение профсоюзов, профсоюзы находятся в оппозиции к нему. Эта модель отношений между социальными
субъекта ми предполагает конфронтацию и вместе с тем слабость профсоюзных организаций.

Четвертая - правительство не учитывает точку зрения профсоюзов, однако
профсоюзы поддерживают правительство. Подобная модель явно предполагает незначительный вес профсоюзных организаций в сфере социально-трудовых отношений и им желание «выслужиться» перед правительством.

Исходя из результатов полученных Фондом «Общественное мнение», самой популярной позицией среди россиян является третья модель: правительство не учитывает точку зрения профсоюзов, профсоюзы оппозиционны по отношению к правительству. Ее разделяют 25% респондентов. Мнение, что профсоюзы поддерживают правительство, а оно в свою очередь игнорирует эти знаки поддержки, второе по популярности - 16% опрошенных. Лишь 3% респондентов выражают мнение, что правительство учитывает мнение оппозиционных по отношению к нему профсоюзов. Это предполагает, что профсоюзы готовы заявить о своем несогласии в случае принятия правительством неприемлемых для трудящихся решений. Например, отмены льгот. Еще меньше – всего 5% респондентов считают, что в современной России превалирует первая
модель взаимодействия профсоюзов и власти: выражающаяся в согласии профсоюзов и правительства. Остальные респонденты затруднились с ответом.


Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что даже когда профсоюзы громко заявляют о своем несогласии с действиями правительства в
сфере социально-трудовых отношении, они все равно воспринимаются большей частью россиян как слишком слабые, для того чтобы добиться от правительства приемлемого решения, а также как имитирующие оппозиционность, а на самом деле являющиеся рычагами управления трудящимися в руках власти.

Мнение власти о модели взаимодействия с профсоюзами несколько отличается от мнения россиян. На протяжении 10 последних лет правительство
позиционирует свои отношения с профсоюзами, как продуктивное взаимодействие, периодически встречается с представителями крупнейшей по численности в России профсоюзной структуры - Федерации независимых профсоюзов России, а также некоторых других, показывая тем самым, что не игнорируют существование таких социальных институтов, как профсоюзы.

Противоречие заключается в том, что как бы положительно ни позиционировала власть с все взаимодействие с профсоюзами в сфере социально-трудовых отношений, подавляющее большинство россиян (70%) по-прежнему убеждены, что трудовые права населения в нашей стране защищены не достаточно, а каждый второй россиянин (50%) убежден, что его трудовые права в действительности никто не защищает.

Кроме того, две трети опрошенных не прибегали ни к каким способам защиты трудовых прав (67 %). Среди тех, кто пытался отстоять свои права, наиболее популярным способом оказалось обращение к начальству (11%) и лишь 5% искали защиты в профсоюзе.

Столь низкий показатель обращения в организации, целью которых является защита трудовых прав, также может быть вызван отсутствием доверия и
популярности лидера профсоюзной организации, формальным членством. Данные исследований Фонда «Общественное мнение» подтверждают эти
предположения. Среди участвующих в опросе россиян доля членов профсоюза составила лишь 22%. 77% респондентов указали, что не состоят в этих организациях. Среди работающих доля членов профсоюза несколько выше - 35%.

Кроме того среди работающих россиян, не состоящих в профсоюзе, лишь
10% респондентов заявил и о желании вступить в ряды подобной организации и 8 % среди тех, кто не работает. А ведь численность профсоюзной организации играет не последнюю роль в организации митингов, забастовок и акции протеста в случае ущемления прав трудящихся и отсутствия возможности урегулировать конфликт с работодателем или правительством другим путем. Эти данные отражают низкие мобилизационные возможности современных профсоюзных организаций и небольшой потенциал роста численности.


Выводы по главе 2

Профсоюзные организации в трансформирующемся российском обществе занимают неоднозначное положение в системе социально-трудовых отношений. Необходимость существования профсоюзных организаций и потребность трудящихся в защите трудовых прав и профессиональных интересов неизменно подтверждается данными социологических опросов, проводимых на территории всей России. Что еще раз доказывает необходимость изучения характера факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности современных профсоюзных организаций, выработки актуальных механизмов и моделей взаимодействия для их последующего практического применения.

Глава 3. Пути усиления роли профсоюзов в России

В настоящее время социальная практика вырабатывает новый тип отношений - социальное партнерство, предполагающее постепенную замену административно-распорядительных методов управления общественными процессами на договорные. В этой связи перед учеными и практиками возникает острая необходимость разработки и внедрения общественных и государственных принципов регулирования социально-трудовых отношений. Социальное партнерство следует рассматривать как новый формирующийся в условиях России институт, основной функцией которого является регулирование социально-трудовых отношений на всех уровнях организации общества мирными, цивилизованными способами, на основе достижения согласия и баланса интересов между основными субъектами этих отношений. Социологический подход к анализу категории социального партнерства дает возможность его рассмотрения как социального института. Понятие социального партнерства как социального института основывается на взаимосвязи органов исполнительной власти, объединений, ассоциаций предпринимателей и профессиональных союзов. Эти социальные институты, занимающие во многом различные и неравные положения в обществе, в системе общественных отношений в целом, в системе социального партнерства должны выступать как равноправные субъекты этой системы, равноправные стороны переговоров и соглашений.

Однако этому препятствует целый ряд факторов, к которым можно отнести такие, как крайне слабые традиции культуры партнерства; недостаточная институциональная оформленность его субъектов; неразвитость социальной ответственности всех сторон партнерских отношений вследствие слабости законодательной базы, регламентирующей трудовые отношения «собственник-работодатель - работники» при заключении коллективных договоров; низкая правовая информированность наемных работников и их профсоюзов


В своей статье мы коснемся роли профсоюзов в системе социального партнерства. Профсоюзы представляют наиболее подвижный элемент трудовых отношений – наемных работников. Главным делом, своим общественным назначением профсоюзы выдвигают защиту конституционных прав и законных интересов трудящихся, понимаемых в самом широком смысле, недопущение административного произвола в отношении трудящихся, улучшение условий их труда и быта, решение социальных проблем. Однако российские профсоюзы сегодня переживают сложный период, идет процесс их децентрализации, продолжается тенденция значительного сокращения их численности, снижение авторитета и доверия работников.

В этих условиях перед профсоюзами строят сложные задачи, которые им необходимо решать, чтобы остаться эффективным представителем интересов наемного работника. Самая важная из них - завершение реформирования профсоюзов как регулятора рабочего и профсоюзного движения, социально-трудовых отношений, защитника трудовых и социальных прав наемных работников. Необходима активизация процесса институционализации профсоюзов в новом качестве, разработка современной концепции, использование инновационных механизмов увеличения их влияния на социальные и трудовые отношения.

Профсоюзы, как субъекты системы социального диалога, представители экономически активных слоев населения, прежде всего работающих, могли бы способствовать расширению числа участников социально-экономических Советов за счет привлечения активно действующих в стране общественных движений. Усилению роли профсоюзов в становлении социального партнерства могло бы способствовать создание центров подготовки профессиональных переговорщиков их обучение и повышение квалификации, а также независимых аудиторских центров, которые могли бы осуществлять диагностику состояния социальной и трудовой сфер, разрабатывать социальные проекты, направленные на решение актуальных проблем в области социального партнерства. Требуется также усиление работы профсоюзов в конкретизации обязательств, включаемых в соглашения и коллективные договора, гласность в оценивании деятельности социальных партнеров в обеспечении таких показателей, как уровень жизни населения, заработная плата, доходы, социальная защита, информирование органов прокуратуры и широкой общественности о фактах нарушения трудовых прав наемных работников.

Выводы по Главе 3

Самая важная задача в настоящее время - завершение реформирования профсоюзов как регулятора рабочего и профсоюзного движения, социально-трудовых отношений, защитника трудовых и социальных прав наемных работников. Необходима активизация процесса институционализации профсоюзов в новом качестве, разработка современной концепции, использование инновационных механизмов увеличения их влияния на социальные и трудовые отношения.


Усилению роли профсоюзов в становлении социального партнерства могло бы способствовать создание центров подготовки профессиональных переговорщиков их обучение и повышение квалификации, а также независимых аудиторских центров, которые могли бы осуществлять диагностику состояния социальной и трудовой сфер, разрабатывать социальные проекты, направленные на решение актуальных проблем в области социального партнерства. Требуется также усиление работы профсоюзов в конкретизации обязательств, включаемых в соглашения и коллективные договора, гласность в оценивании деятельности социальных партнеров в обеспечении таких показателей, как уровень жизни населения, заработная плата, доходы, социальная защита, информирование органов прокуратуры и широкой общественности о фактах нарушения трудовых прав наемных работников.

Заключение

Институциональная особенность профсоюзов состоит, прежде всего, в том, что они встроены в систему социально-трудовых отношений, поэтому профсоюзы скорее можно считать «институтом регуляции социально-трудовых отношений» в условиях производства. Основополагающими целями функционирования профсоюза как одного из институтов рынка труда можно считать преодоление безработицы, поддержание стабильного высокого уровня занятости населения, а также гарантию поддержания минимального уровня оплаты труда.

Профсоюзы выполняют функции своеобразного «посредника» между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником, однако, аккумулируя внутреннюю корпоративную информацию, профсоюз использует ее, прежде всего, в процессе зашиты интересов работников, и в этом заключается его ключевая роль.

С целью повышения эффективности правозащитной деятельности профсоюзов представляется целесообразным изменить и дополнить Конституцию Российской Федерации в части закрепления за профсоюзами права законодательной инициативы. Думается, что изложенный положительный опыт деятельности профсоюзов за рубежом, их правовое регулирование в этих странах, безусловно, может быть заимствован в России. Это, в первую очередь, касается их борьбы за повышение заработной платы трудящихся. Учителя, врачи, работники культуры, науки и военнослужащие должны, наконец, почувствовать
преимущества от роста экономики страны». Профсоюзы России должны играть большую роль в политической системе, чем обеспечат повышение уровня и качества жизни российских граждан, скорейшего построения в нашей стране социального государства.