Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период и на современном рынке труда.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль профсоюзов и история их развития в России
1.1. История появления и развития профсоюзов в России и Европе
1.2. Профсоюз как институциональная структура в условиях рыночной экономики
Глава 2. Исследование роли профсоюзов в современной России
2.1. Анализ деятельности профсоюзов в России
2.2. Взаимодействие профсоюзов и правительства России
Ослабило базу профсоюзов и их собственная деятельность в течение предшествующих десятилетий. Причины этого в России и в Европе разные. За рубежом этому способствовали принятые законодательные акты, заложившие основу более эффективной защите фундаментальных социально-трудовых прав наёмных работников и более цивилизованного повеления многих работодателей. Работодатели вынуждены принимать более взвешенные и социально ответственные решения, что ослабило актуальность профсоюзной борьбы. В России наёмный работник защищен слишком слабо, а профсоюзы в ряде коммерческих фирм отсутствуют вовсе. Всё это свидетельствует о необходимости развития профсоюзов в России как института гражданского общества, открыто выражающих своё негативное отношение к любым отрицательным процессам
и изменениям, которые происходят в обществе и затрагивающие социально-трудовые и экономические права граждан. В наши дни профсоюзы не только критикуют власть в области социальной патетики, но и взаимодействуют с нею. Работают вместе с ней над реальными проблемами, добиваясь принятия решений в интересах большинства населения. Совместная работа государственных
органов, профсоюзов и работодателей с учётом баланса интересов обеспечит стабильность и процветание России как социального государства[12].
Относительно законодательного регулирования профсоюзного движения наиболее часто встречаются нормы, устанавливающие основы правового статуса профессиональных союзов. Так, Конституция Греции 1975 г. обязывает государство принимать меры для обеспечения свободы профсоюзов и свободного осуществления ими своих прав вне каких-либо посягательств на них в рамках, установленных законом[13]. Подобную регламентацию содержит Конституция Италии 1947 г. провозглашающая свободу учреждения профсоюзных организаций, недопустимость возложения на них иных обязанностей, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно закону.
Наиболее подробно статус профсоюзов урегулирован в статье 8 Конституции Бразилии, согласно которой «профессиональное или профсоюзное объединение является свободным при соблюдении следующего:
- закон не сможет требовать разрешения государства на создание профессионального союза за исключением регистрации его компетентным органом, причём публичной власти запрещается вмешиваться в дела профсоюзного органа или посредничать в них;
- запрещается создание более одного органа профессионального союза на любом уровне, предоставляющего профессиональную или экономическую категорию на одной и той же территории, определяемой заинтересованными трудящимися или работодателями, причём эта территория не должна быть меньше муниципии;
- профессиональный союз должен защищать коллективные или индивидуальные права и интересы данной категории, включая судебные или административные дела;
- общее собрание установит размер взноса, который будет взиматься с учётом профессиональной категории для покрытия расходов соответствующей конфедеральной системы профсоюзного представительства независимо от размера взноса, предусмотренного законом;
- никого нельзя заставлять вступить в профессиональный союз или удерживать в его составе;
- участие профессиональных союзов в коллективных и трудовых переговорах обязательно;
- пенсионер, состоящий в профессиональном союзе, имеет право избирать и избираться в профсоюзные органы;
- запрещается увольнение состоящего в профессиональном союзе работника с момента регистрации его кандидатуры на руководящую или представительскую должность в профессиональном союзе и, если он будет избран на должность хотя бы заместителя такого должностного липа до истечения года после окончания его мандата кроме случаев совершения им тяжкого правонарушения, предусмотренного законом[14].
В части 2 статьи 131 Конституции Испании прямо указывается, что при разработке экономических планов учитываются мнения и пожелания профсоюзов.
За рубежом профсоюзы строятся по-разному. Там существуют цеховые и производственные профсоюзы Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии,
в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии. Эта система, восходящая в какой-то мере к традициям средневековых цехов, раздробляет
и ослабляет силы работников в конфликтах с работодателями. Производственные профсоюзы в отличие от цеховых объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства: все работники данного предприятия, учреждения входят в один отраслевой профсоюз, например профсоюз работников железнодорожного транспорта, высшей школы. В ряде стран (Германия, Италия, Камерун, Нидерланды) существуют конфессиональные профсоюзы (преимущественно христианские), объединяющие работников по признаку единства религии. Эти профсоюзы обычно находятся под влиянием клерикальных партий[15].
Статья 30 Конституции Российской Федерации 1993 г. предоставляет каждому человеку право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В России правовые основы деятельности профсоюзов определены специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., Трудовым кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ - это нормативный правовой
акт, устанавливающий права профсоюзов в сфере труда и является основополагающим в данной сфере. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лип администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. Изданный нормативно-правовой акт во многом явился компромиссным документом, учитывающим интересы различных политических сил, государственных органов и профсоюзов, и явился, скорее всего, общественно-политическим, чем, юридическим документом. Федеральный закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из 32 статей, объединённых в 6 глав.
Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функцию. Права профсоюзов регулируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов. В связи с этим встаёт важный вопрос о классификации прав профсоюзов. Права профсоюзов классифицируются по ряду признаков: по их положению в системе прав
данной организации, по степени общности, по степени самостоятельности, по формам реализации, по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием), по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать.
Глава II «Основные права профсоюзов» Федерального закона предусматривает следующие права: право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением, на участие в формировании коллективных трудовых споров, на бесплатную информацию, на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, во и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии зашиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в главе III Закона о профсоюзах, ст. 374, 375, 376 ТК РФ, а также и в других законах.
Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профсоюзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Федеральное законодательство устанавливает три вида юридической ответственности за нарушение прав профсоюзов: дисциплинарную, административную и уголовную.
Таким образом, профсоюз, как и предполагается в соответствии с его статутом представителя и защитника законных интересов трудящихся, выступает на стороне работника, но не в качестве субъекта, принимающего вопреки своему положению окончательное решение.
1.2. Профсоюз как институциональная структура в условиях рыночной экономики
Институциональная особенность профсоюзов состоит, прежде всего, в том, что они встроены в систему социально-трудовых отношений, поэтому профсоюзы скорее можно считать «институтом регуляции социально-трудовых отношений» в условиях производства. Основополагающими целями функционирования профсоюза как одного из институтов рынка труда можно считать преодоление безработицы, поддержание стабильного высокого уровня занятости населения, а также гарантию поддержания минимального уровня оплаты труда[16].
Кроме того, отличительной чертой функционирования данного института является то, что он занимает промежуточное положение в ряду других базовых институтов (политических, экономических, социальных), вследствие чего он испытывает на себе постоянное «внешнее» воздействие[17].
Профсоюзы выполняют функции своеобразного «посредника» между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником, однако, аккумулируя внутреннюю корпоративную информацию, профсоюз использует ее, прежде всего, в процессе зашиты интересов работников, и в этом заключается его ключевая роль[18].
Российские профсоюзы все чаше координируют свою деятельность в соответствии с европейскими практиками. Европейские профсоюзы в целях повышения авторитета и расширения границ сферы влияния нередко прибегают к тактике объединения – создание крупноотраслевых «профсоюзных картелей» (так, к примеру, объединение профсоюзов металлистов и текстильщиков в Германии, в Великобритании - машиностроителей и электриков в 1990-х гг.).
Кроме того, в результате исторического развития и экономических преобразований в европейских обществах западные профсоюзы на сегодняшний момент располагают существенной материальной базой, которую они используют, прежде всего, в целях эффективного осуществления своей деятельности (фонды, юридические фирмы, страховые компании, «профсоюзные» банки и проч.). Страховые компании, к примеру, нацеливают свою деятельность исключительно на нужды членов профсоюза, юридические компании выстраивают деятельность строго в соответствии с нуждами отраслевых профсоюзов, туристические агентства оказывают льготные услуги для членов профсоюза[19].
В условиях рыночной экономики профсоюзам все сложнее отстоять свой авторитет и сохранить внутреннее организационное единство, кроме того, становится достаточно сложно выполнять роль «посредника» между работниками и работодателями, поскольку последние наделены гораздо более обширными организационно-трудовыми полномочиями и способны диктовать условия труда всем подчиненным структурам (рис.1).
Рисунок 1 – Модель посредничества профсоюзов в структуре производства[20]
Российские профсоюзы отчасти решают проблему усиления роли на рынках труда путем повышения уровня членства через структуру мотивации уже действующих представителей и вовлечения новых из числа молодых специалистов. В отличие от европейских организаций российские профсоюзы не могут свободно осуществлять свою деятельность, поскольку финансово ограничены средствами от профсоюзных сборов и небольших «вливаний» со стороны работодателей[21].
Кроме того, повышать уровень авторитета профсоюзов среди работников предприятий возможно путем расширения функциональной структуры: помимо основных представительских, организаторских и охранительных функций можно добавить экономическую, которая могла бы позволить профсоюзам перейти на самоокупаемость (к примеру, сдавать в аренду площади под рекламную деятельность торговых предприятий) [22].
Достижению наиболее эффективных форм деятельности профсоюзов способствует формирование собственной модели взаимодействия профсоюзов с работниками, работодателями, различными институциональными структурами различных уровней, органами государственной власти, разработанной с учетом отраслевой и территориальной принадлежности[23]. В современной науке известны следующие модели:
1. «согласительная модель», которой свойственны активные формы
взаимодействия профсоюзных органов и государственных структур, высокий
уровень централизации коллективно-договорных процессов (эта модель характерна для североевропейских стран, таких как Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды);
2. «плюралистическая модель» не предусматривает серьезных юридически
закрепленных взаимосвязей, регулируется коллективно-договорными процессами, концентрируемыми, в основном, не на региональных и федеральных уровнях, а на базовой основе отдельных предприятий (данная модель принята в таких странах как Канада, США, Великобритания) [24];
3. «патерналистическая модель», сформированная в Японии на основе системы «пожизненного найма», предполагающая главенство позиции работодателя в решении экономико-социальных проблем и позицию «подчинения» со стороны работника, стремящегося «восполнить» затраты работодателя, предоставляющего гарантии пожизненного найма;
4. «модель социального партнерства», в основе которой заложено трехстороннее сотрудничество, осуществляемого на различных уровнях и подкрепляемого положениями трудового кодекса (данная модель была распространена в странах «советского лагеря», в настоящее время она применяется в РФ) (рис.2).
В настоящее время актуальной остается проблема формирования социально-психологической «заинтересованности» в профсоюзном членстве со стороны молодых кадров предприятия[25].
Рисунок 2 - Модели структурной организации профсоюзов[26]