Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная инновационная система (на примере инновационного проекта «ОБЕРЕГ» компании «ИНТЭК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационная стратегия управления призвана обеспечить существенные конкурентные преимущества и значительный скачок в развития современного предприятия как в производственной, так и в социальной сферах.

Многие предприятия, имея намерение такого развития, не имеют опыта в части тактической реализации подобных планов. В этом случае руководство таких предприятий обращается за помощью к компаниям, специализирующимся в области инновационной деятельности, разработке бизнес-планов проектов для заказчиков с целью реализации конкретных идей.

Впоследствии, на основе такого бизнес-плана могут быть созданы инновационные технологии и решения, которые, в свою очередь, дают правообладателю значительные конкурентные преимущества. Однако эта сфера деятельности сопровождается явными и скрытыми рисками, которые могут в свою очередь привести к перерасходу всех видов ресурсов и провалу проекта в целом.

Инновационная деятельность в России на данный момент находится в стадии роста, что означает слабую конкуренцию и существенные перспективы для развития. Однако для успешного осуществления стратегических планов по освоению этого рынка необходима успешная реализация проектов и отличная репутация. Это означает, что компания должна уметь предвидеть и минимизировать риски, связанные с планированием проектов, что делает данную тему актуальной для рассмотрения и изучения.

Цель данной работы – изучение инновационного проекта на примере разработок компании «ИНТЭК». Задачи в работе следующие:

- рассмотреть понятие и виды корпоративных инновационных проектов;

- исследовать жизненный цикл инновационного проекта;

- определить особенности управления инновационными проектами;

- проанализировать инновационный проект «ОБЕРЕГ» компании «ИНТЭК»;

- выявить проблемы реализации проекта и провести расчет его экономической эффективности.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает компания «ИНТЭК». Предмет исследования – инновационная деятельность данной компании, а конкретнее – инновационный проект «ОБЕРЕГ».

Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как В.П. Баранчеев, М.В. Грачева, Р.Б. Квеско, В.М. Кожухар, Б.Т. Кузнецов и др. Также были использованы открытые данные с сайта компании «ИНТЭК».

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, принципы системного анализа, микросистемный и институциональный подходы, приемы и средства логического, экономического и графического анализа.


Практическая значимость работы. Результаты исследования могут стать основой для написания дипломной работы, а также для продолжения исследования данного инновационного проекта.

Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретическая характеристика корпоративного инновационного проекта

1.1. Понятие и виды корпоративных инновационных проектов

Новация (новшество) - это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования, рисунок 1.[1] Иными словами это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности.

Термин «инновация» означает обновление или улучшение. Этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation».[2]

Рис. 1. Признаки новации (новшества)

В современной экономической литературе существует широкий и узкий подходы к определению толкование инновации. В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрений чего - либо нового. В рамках этого подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком понимании инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике.[3]


Рис. 2. Признаки инновации (нововведения)

Инновация рассматривается с нескольких сторон:

- Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

- Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

- Как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

- рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;

- осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

- со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

- состоялась адаптация к новшеству;

- осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества;

- потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции или услуг.[4]

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или другими словами, получение коммерческой выгоды от практического использования.[5]

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Наиболее распространенная классификация:

1. По технологическим параметрам - инновации продуктовые и процессные;

2. По уровню новизны - инновации радикальные и ординарные;

3. По стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, - стратегический маркетинг, НИОКР, организационно -технологическая подготовка производства, производство (включая тактический маркетинг), сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией;

4. По масштабу новизны инновации - новые в мировом масштабе, в стране, отрасли, для фирмы;


5. По внедрению инноваций в отраслях народного хозяйства - в сфере науки, образования, в социальной сфере, в производстве;

6. По частоте применения инновации: разовые, повторяющиеся;

7. По форме новшества: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау и т.п.;

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации - научно-технический, социальный, экологический, экономический, интегральный;

9. С учетом сфер деятельности организации инновации подразделяют на:

- Производственные - новые технологии, инструменты, оборудование;

- Торговые - новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара;

- Социальные - новый способ решения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

- Управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.

10. В зависимости от характера использования:

- Потребительские инновации - для удовлетворения каких-либо личных потребностей;

- Производственные (инвестиционные) инновации - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.

11. По иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:

- На первом уровне организация рассматривается как единое целое

- корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;

- На втором уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный менеджмент;

- На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент.[6]

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:

- Для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;

- Для внутрифирменного уровня - инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;

- Для персонального уровня - это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.[7]

На этапе создания каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год.[8]


В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организация, в которой выполняется работа по проекту. Далее следует содержание проекта. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

- Заработная плата (не более 50% общего объема);

- Начисления на заработную плату;

- Приобретение оборудования и материалов;

- Услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);

- Командировочные расходы;

- Экспедиционные расходы;

- Накладные расходы (не более 20% общего объема).[9]

Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. В техническом задании указываются: тема работы (название проекта), год, организация (в которой выполняется работа), исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты (их научно-техническая и практическая ценность), содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности), перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.[10]

Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

1.2. Жизненный цикл инновационного проекта

Каждая целенаправленная система деятельности имеет ограниченное время жизни в обществе. Это связано с истощением ресурсов для производства, накоплением в среде побочных продуктов и появлением конкурентов. Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта.[11] Жизненный цикл инновационного проекта, рисунок 4 - полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта.[12]