Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ косвенных налогов в системе консолидированного бюджета Российской Федерации

В российской налоговой системе предусмотрены косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. При этом НДС, акцизы, за исключением таможенных пошлин, взимаются от реализации товаров (работ, услуг) как на территории страны, так и на таможенной территории. В отличие от прямых налогов (налог на прибыль, налог на имущество и т. д.) косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию - фискальную [1].

Налог на добавленную стоимость со дня введения отнесен к федеральному налогу2. На первоначальном этапе ставка НДС устанавливалась в размере 28 процентов (расчетная ставка - 21,88 %).

В ходе практики применения налога ставки НДС менялись. Так, ставка налога устанавливалась в размере:

10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары ;

0 %; 10 %; 20 % (статья 164 НК РФ в редакции Федерального закона от 5.08.2000 № 117-ФЗ);

0 %; 10 %; 18 % (Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Менялось и распределение НДС по уровням бюджетной системы. Неизменным остается зачисление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 100 процентов в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, зачислялись:

- 1998 году в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов;

- 1999 году в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов в 1-м квартале, с 1 апреля 1999 г. в размере 85 процентов доходов;

-в 2000 году в доходы федерального бюджета в размере 85 процентов доходов;

-в 2001 году в доходы федерального бюджета в размере 100 процентов доходов.

Таким образом, с 2001 года НДС в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет: «в налоговых отношениях введен принцип «один налог - один бюджет» [2]. Бюджетным кодексом РФ НДС также отнесен к закрепленному за федеральным бюджетом налогу. Законодательство в сфере межбюджетных отношений устроено так, что несет пользу федеральному бюджету, редко - бюджету субъектов РФ [3].

«Добавленная стоимость создается повсеместно на всей территории страны, в то же время НДС, являясь закрепленным, полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований» [2].


Таблица 2

Консолидированный бюджет РФ

(до 1998 г. - трлн руб., с 1998 г. - млрд руб.)

Годы

Доходы консолидированного бюджета

В том числе налоговые доходы

Из них НДС

Доля НДС в

сумме налоговых доходов, %

Зачисление НДС в ФБ

Зачисление НДС в бюджеты субъектов РФ

1995

437,0

364,3

95,7

26,3

71,8

23,9

1996

558,5

473,0

143,9

30,4

101,8

42,1

1997

711,6

594,1

182,8

30,8

128,7

54,1

1998

686,0

564,6

170,3

30,2

117,4

52,9

1999

1213,6

1007,5

288,2

28,6

221,1

67,1

2000

2097,7

1707,6

457,3

26,8

371,5

85,8

Как следует из приведенных данных, доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за приведенные периоды составляет от 26 до 30 процентов.

Таблица 3

Поступления НДС по товарам, производимым в РФ, ввозимым в РФ (млрд руб.)

Годы

НДС - всего

В т.ч. в РФ

Ввоз товаров

Доля НДС в РФ

Таможни

2006

1472,3

1025,8

446,5

69,7

30,3

2007

1511,1

924,4

586,7

61.2

38,8

2008

2261,7

1390,6

871,1

61,5

38,5

2009

2132,5

998,7

1133,8

46,8

53,2

2010

2050,3

1176,9

873,4

57,4

42,6

2011

2498,6

1329,1

1169,5

53,2

46,8

2012

3250,8

1753,6

1497,2

53,9

46,1

2013

3546,1

1886,4

1659,7

53,2

46,8

2014

3539,4

1868,5

1670,9

52,8

47,2

2015

3940,2

2188,8

1751,4

55,5

44,5

2016

4233,9

2448,5

1785,4

57,8

42,2

2017

4571,4

2657,7

1913,7

58,1

41,8

В 2017 г. по сравнению с 2006 г. поступления НДС увеличились с 1 472,3 млрд руб. до 4 571,4 млрд руб. или в 3,1 раза, в том числе по товарам, реализуемым на территории РФ, соответственно с 1 025,8 млрд руб. до 2 657,7 млрд руб. или в 2,6 раза, по товарам, ввозимым на территорию РФ, с 446,5 млрд руб. до 1 913,7 млрд руб. или в 4,2 раза.


Доля НДС по товарам, производимым на территории РФ, уменьшилась с 69,7 % в 2005 г. до 58,1 % в 2016 г., и, наоборот, доля НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, увеличилась с 30,3 % в 2005 г. до 41,8 % в 2016 г.

Таблица 4

Доходы бюджета РФ за 2005-2017 годы (млн руб.)

Годы

Налоговые доходы

Темп роста, %

НДС

Акциз

Всего

Темп роста, %

Уд. вес НДС в налог. доходах, %

Уд. вес акцизов, %

2005

3154261,9

131,7

1069691,6

117205,0

1186896,6

104,6

33,9

3,7

2006

3188154,7

101,1

1472210,1

107192,1

1570402,2

133,1

46,2

3,4

2007

3674261,3

115,2

1510903,4

110487,8

1621391,2

102,6

41,1

3,0

2008

4695012,4

127,8

2261477,1

135035,1

2396512.2

147,8

48,2

2,9

2009

5231885,2

111,4

2132203,0

160491,2

2292694.2

95,7

40,8

3,1

2010

3896498,9

74,5

2049963,2

101541,7

2151504,9

93,8

53.0

2,6

2011

4401878,2

113,0

2498263,9

143951,9

2642215,8

122,8

56,8

3,3

2012

5985115,4

136,0

3250411,9

278361,3

3528773,2

133,6

54,3

4,6

2013

6853168,1

114,5

3545795,9

395253,4

3941049,3

111,7

51,7

5,8

2014

7063779,4

103,1

3539013,0

524409,2

4063422,2

103,1

50,1

7,4

2015

7921171,7

112,1

3941656,8

592380,4

4524037,2

111,3

49,8

7,3

2016

8590543,9

108,4

4233568,2

581864,1

4815432,3

106,4

49,3

6,8

2017

8734187,4

101,7

4570961,2

694242,9

5265204,1

109,3

52,3

7,9

Из данных таблицы следует, что налоговые доходы федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с 2005 г. увеличились с 3 154 261,9 млн руб. до 8 734 187,4 млн руб., или в 2,8 раза. При этом косвенные налоги за анализируемый период увеличились в 4,4 раза (с 1 186 896,6 млн руб. до 5 265 204,1 млн руб.), в том числе НДС - в 4,3 раза, (4 570 961,2 : 1 069 691,6), акцизы - в 5,9 раза (694 242,9 : 117 205,0).


Таким образом, поступления акцизов за этот период увеличились темпами, превышающими в 2 раза темп роста всех налоговых доходов [4].

«Посредством акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи» [5].

Удельный вес НДС в налоговых доходах федерального бюджета с 33,9 % в 2005 г. увеличился до 52,3 % в 2016 г., или в 1,5раза, при этом начиная с 2010 года этот показатель составляет около 50 %. Удельный вес акцизов в налоговых доходах федерального бюджета с 3,7 % в 2005 г. увеличился до 7,9 % в 2016 г., или более 2,1 раза.

Таким образом, удельный вес акцизов в налоговых доходах бюджета РФ растет опережающими темпами, чем рост НДС, что связано с постоянным повышением ставок акцизов, что видно из данных, приведенных в таблице 5.

Таблица 5

Ставки акцизов (руб.)

2010 год

2015 год

2018 год

2020 год

2020 г. к 2010 г., %

Алкогольная продукция с

объемной долей этилового спирта св. 9 процентов (за 1 л безводного

210

500

523

544

2,6 раза

этилового спирта)

Табак трубочный, курительный (1 кг)

422

1800

2772

3172

7,5 раза

Сигары (1 шт.)

25

128

188

215

8,6 раза

Автомобили легковые с

мощностью двигателя до 150 л.с.

23,90

37

45

49

2 раза

(за 1 л.с.)

Прямогонный бензин (1 т)

4290

11300

13100

13100

3 раза

Дизельное топливо (за 1 т)

1188

3450

7072

8835

7,4 раза

205 руб. за

960 руб. за

1718 руб. за

1966 руб. за

1000 шт.

1000 шт.

1000 шт.

1000 шт.

+6,5 %

+11 %

+14, 5%

+14,5 %

Сигареты с фильтром

расчетной стоимости, но

расчетной стоимости,

расчетной стоимости,

расчетной стоимости,

10,7 раза

не менее 250

но не менее

но не менее

но не менее

руб. за 1000

1330 руб. за

2335 руб. за

2671 руб. за

шт.

1000 шт.

1000 шт.

1000 шт.


Данные таблицы свидетельствуют, что ставки акцизов по сигарам, сигаретам, дизельному топливу увеличиваются в значительных размерах.

Повышение роли акцизов имеет место и в консолидированном бюджете РФ, так как акцизы поступают и в бюджеты субъектов РФ.

В 2017 г. по сравнению с 2005 г:

ВВП увеличился в 5 раз (в 2005 г. - 17027 млрд руб., 2017 г. - 86044 млрд руб.); доходы бюджета - более 5,1 раза (соответственно 5429,9 и 28181,5 млрд руб.); в том числе налоговые доходы - в 3,3 раза (4942,1 и 16308,2 млрд руб.); из них НДС - в 4,3 раза, акцизы - более 5,4 раза.

Таблица 6

Доходы консолидированного бюджета РФ за 2004-2016 годы (млрд руб.)

Год

ВВП

Темп роста, %

Доходы бюджета

В том числе налоговые доходы

Из них НДС

Акциз

Доля в налоговых доходах НДС, %

Доля Акцизов, %

2005

17027

-

5429,9

4942,1

1069,7

246,9

21,6

5,0

2006

21610

126,9

8579,6

5620,9

1472,3

253,7

26,2

4,5

2007

26917

124,6

10625,8

6764,0

1511,1

270,6

22,3

4,0

2008

33248

123,5

13368,3

8732,6

2261,7

314,4

25,9

3,6

2009

41429

124,6

16003,9

10101,8

2132,5

350,0

21,1

3,5

2010

39101

94,4

13599,7

7372,5

2050,3

347,2

27,8

4,7

2011

46309

118,4

16031,9

8963,4

2498,6

471,5

27,9

5,3

2012

59698

128,9

20855,4

11276,6

3250,8

650,5

28,8

5,8

2013

66927

112,1

23435,1

12653,1

3546,1

837,0

28,0

6,6

2014

71017

106,1

24442,7

13030,6

3539,4

1015,9

27,2

7,8

2015

77945

109,8

26766,1

14413,8

3940,2

1072,2

27,3

7,4

2016

80804

103,7

26922,0

15515,8

4233,9

1068,4

27,3

6,9

2017

86044

106,5

28181,5

16308,2

4571,4

1356,0

28,0

8,3