Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Налоговые и таможенные службы ведут постоянную борьбу с этим, но как показывает статистика по НДС, без особого результата.

Несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости в ВВП, наблюдается опережающий рост сумм вычетов (возмещения) НДС по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Помимо того, что на рост возмещения НДС влияет ряд факторов, например, увеличение материальных затрат на единицу реализуемой продукции, изменение налогового законодательства, существует и другая причина - применение откровенно криминальных схем ухода от уплаты НДС. Соответственно, данный факт приводит к недополученным государством сумм налога в крупных размерах. По оценкам налоговых органов, в результате необоснованных вычетов бюджет ежегодно теряет до трети поступлений НДС, при этом рост возмещения НДС по экспортным операциям превышает рост объема экспорта.

По мнению Министра финансов РФ, А. Кудрина в условиях, когда спрос превышает темпы производства, в России снижение налога на потребление приведет к еще большему темпу роста спроса. В то же время, снизив ставку НДС, придется думать о сокращении расходов на основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная система, дорожное строительство.

Для решения проблем налогообложения налога на добавленную стоимость необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение дохода организации. Одним из направлений политики в области повышения доходного положения в налоговой системе является оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также устранение имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Несмотря, на достаточно большой практический опыт взимания этого налога, механизм исчисления является предметом изучения и постоянных споров, как с теоретико- методологической, так и с практической точек зрения.

В настоящее время предлагаемые пути развития НДС различны: замена НДС на налог с продаж; принятие единой ставки НДС и исключение льготных ставок для отдельных видов товаров; формирования нового подхода к механизму администрирования данного налога на основе улучшения технологий контроля. Предложенные пути совершенствования налогообложения НДС должны быть детально рассмотрены, изучены и проанализированы с точки зрения последствий для бюджетной системы и налогоплательщиков.


В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены.

Совершенствование акцизного налогообложения в перспективе, связано, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию.

Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты алкогольной продукции, и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок, исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Итак, налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Тем не менее, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики.

«Необходимо изменение, качественное реформирование системы косвенных налогов. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы в России. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Многие из них поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.


Итак, система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов, что имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе» [6, с. 196].

Заключение

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. К косвенным налогам в РФ относятся: налог на добавленную стоимость, включаемый в цену всех товаров (федеральный косвенный налог); акцизы - специальные косвенные налоги, включаемые в цену отдельных товаров (товары иррационального спроса, автомобили, топливо, этиловый спирт); таможенные пошлины; госпошлины в суд, отраслевые сборы, лицензии на отдельные виды деятельности и прочие проявления фискальной монополии государства; взносы работодателей в ФСС.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию косвенных налогов в России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), принятый в соответствии с Конституцией РФ.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.


Порядок начисления и уплаты акциза регулируется гл. 22 НК РФ. Перечень подакцизной продукции установлен ст. 181 НК РФ. Сюда входит: этиловый спирт; спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво; табачные изделия; мотоциклы и автомобили; бензин, дизтопливо; моторные масла; печное топливо; авиационный керосин; природный газ (согласно с международными соглашениями). В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ скорректированы ставки акцизов на алкогольную продукцию, табак и автомобильный бензин, с 1 января 2015 г.

К таможенным платежам в 2015 году относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы. Исчисление и уплата сборов осуществляются на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и соответствующих постановлений правительства.

НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны.

Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Руководствуясь материалами отдела учета, анализа налоговых поступлений и отчетности Управления ФНС России, в работе проведён детальный анализ и рассмотрена динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в 2012-2014гг.

В федеральном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте. В целом, поступления НДС и акцизов в консолидированный бюджет РФ возрастают. Таким образом, косвенные налоги имеют важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета.


Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки, Прежде всего - это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий.

В настоящее время предлагаемые пути развития НДС различны: замена НДС на налог с продаж; принятие единой ставки НДС и исключение льготных ставок для отдельных видов товаров; формирования нового подхода к механизму администрирования данного налога на основе улучшения технологий контроля.

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок, исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Итак, налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Тем не менее, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики.

Итак, система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов, что имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Список использованных источников

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 27.12.2018)//"Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019)//"Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
  3. Аронов А.В. Налоги и налогообложение. [Текст]: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Калин. - М.: Магистр, 2014. - 576 с.
  4. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 345 с.
  5. Гуреев В.И. Российское налоговое право. / В.И. Гуреев - М.: Экономика, 2013. - 264 с.
  6. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев - Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. - 541 с.
  7. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 450 с.
  8. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. / Д.Ю. Мельник - М.: Финансы и статистика, 2014. - 398 с.
  9. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2014 - 345 с.
  10. Евстигнеева Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. - СПб: Питер, 2017. - 578 с.
  11. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 457 с.
  12. Налоговое право: учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов / С.Г. Пепеляев / под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Пресс, 2014.
  13. Плеханова Г.В. Налоговое планирование - выбор налогоплательщика / М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2016. - 610 с.
  14. Плеханова Г.В. Налоговое планирование на предприятии / М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2016. - 287 с.
  15. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник / Л.П. Окунева - М., 2015. - 457 с.
  16. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. / В.Г. Пансков - М.: МЦФЭР, 2017. - С. 124
  17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. / В.Г. Пансков В.Г. Князев- М.: МЦФЭР, 2017. - 210 с.
  18. Перов А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие. / А.В. Перов, А.В. Толкушин- М.: Юрайт - М, 2016. - 345 с.
  19. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. / Г.В. Петрова - М.: ИНФРА-М-Норма, 2016. - 578 с.
  20. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: учебное пособие. / В.М. Пушкарева - М.: ИНФРА-М, 2013. - 369 с.
  21. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Учебное пособие для руководителя и бухгалтера. / Б.А. Рагозин - М.: Налоги и налоговое планирование, 2016. - 284 с.
  22. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / А.А. Тедеев - М.: Приориздат, 2017. - 510 с.
  23. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. / В.В. Худолеев - М.: ФОРУМ; ИНФРА - М, 2017. - 457 с.
  24. Худяков А.И. Основы налогообложения: учебное пособие (серия "Право и экономика"). / А.И. Худяков, Н.Н. Бродский, Г.М. Бродский - СПб: Европейский Дом, 2017. - 460 с.
  25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. / Т.Ф. Юткина - М.: ИНФРА-М, 2017. - 520 с.