Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
1.1 Косвенные налоги в системе налогообложения, их социально-
1.2 Нормативно-правовое регулирование исчисления косвенных налогов
Глава 2 Анализ места косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
2.1 Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в Российской Федерации
2.2 Анализ косвенных налогов в системе консолидированного бюджета Российской Федерации
2.3 Значение косвенных налогов в системе налогообложения в экономике России
Итак, исчисление и уплата других налогов (налога на добавленную стоимость и акциза) производятся на основании и в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Исчисление и уплата сборов осуществляются на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и соответствующих постановлений правительства.
Глава 2 Анализ места косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
2.1 Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость (НДС) - представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления. Если говорить простым языком, то НДС - это плата государству за то, что оно позволяет предпринимателям и юридическим лицам реализовывать товар, работы или услуги, при этом «накручивая» на них свою цену.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).
Плательщики НДС - посредники при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении их посреднической деятельности (помимо данных об их остальной деятельности).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но выставляют или получают счета - фактуры с суммой НДС в качестве посредников на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Лица, относящиеся к вышеуказанным категориям, обязаны представить декларацию по НДС в электронном виде. Такая декларация на бумажном носителе или по почте с 1 января 2015 года больше не считается сданной, налоговые органы ее не примут, возможна блокировка банковского счета.
Налоговая ставка является одним из основных элементов налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Применительно к НДС в ст. 164 НК РФ законодатель выделяет два вида налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0%, 10%, 18%; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) - 10/110, 18/118 и 15,25%.
Ставка в размере 10% устанавливается для налогообложения жизненно и социально важных товаров, в том числе продовольственных товаров и товаров для детей, полный перечень которых содержится в п. 2 ст. 164 НК РФ. Указанные товары подлежат налогообложению по ставке 10% как в случае их непосредственного производства на территории Российской Федерации, так и в случае их ввоза на территорию Российской Федерации. Статья 164 НК РФ вменяет в обязанность Правительству РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определить коды видов продукции, подлежащей налогообложению по ставке 10%.
Налоговая ставка 18% является самой распространенной. Она применяется во всех случаях, когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по основным ставкам 0% и 10%, расчетным ставкам 10/110 и 18/118%, когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Расчетные налоговые ставки 10/110 и 18/118 используются вместо основных налоговых ставок соответственно 10% и 18% в случаях, когда известна цена товара, уже включающая в себя НДС, и требуется определить сумму налога. Случаи применения расчетных налоговых ставок содержатся в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Итак, НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны. Из года в год поступления от НДС только увеличиваются. Это говорит о том, что в России появилось много крупных налогоплательщиков, которые не имеют налогового права применять льготные режимы.
Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость.
Следует заметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них.
Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и утвари, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.д.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителя подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье.
Плательщиками акциза являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие перевозку продукции через таможенную границу. Но, независимо от выборочности объектов налогообложения, акцизные сборы составляют около 20% от общих налоговых поступлений в бюджет страны. Подобные показатели говорят о том, что косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики, особенно во время затянувшегося кризиса.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.
Акцизный сбор играет значительную роль в осуществлении налоговой политики разных стран. Этот налог позволяет покрывать убытки бюджетных организаций.
Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В этих взаимоотношениях сторону государства представляет таможня - структурное подразделение Федеральной таможенной службы.
Российские организации уплачивают таможенные пошлины как при продаже товаров за границу - вывозные таможенные пошлины, так и при покупке товара за границей - ввозные таможенные пошлины. Пошлины уплачиваются при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, которая за некоторыми исключениями совпадает с государственной границей.
Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.
В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:
базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово- политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
к товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
Однако ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:
Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.
Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара;
Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм.
Рассмотрев 3 основных косвенных налога, можно сделать выводы о достоинствах косвенных налогов:
-
-
- При правильном и удачном выборе объектов обложения они могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительно собрать в форме налога прямого, что обусловливается тем, что уплата косвенных налогов производится незначительными долями, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами;
- Момент уплаты косвенных налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу косвенного налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости;
- При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены прямыми налогами. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами иностранцы;
- В некоторых отношениях и случаях взимать косвенные налоги легче и дешевле, чем прямые, как например, при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов.
-