Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налоговая система любого государства включает в себя прямые и косвенные налоги. Классификационным признаком при этом выступает механизм взимания: для прямых налогов плательщик и носитель налогового бремени - это одно и то же лицо, для косвенных - они не совпадают.

Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.

Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. В соответствии с этим требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов, поэтому тема исследования является актуальной.

Цель данного исследования заключается в изучении теоретических аспектов системы налогообложения в Российской Федерации, определении социально-экономической сущности и роли косвенных налогов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность налога и налоговой системы; рассмотреть структуру налогообложения и налоговое бремя; представить косвенные налоги в системе налогообложения, их социально-экономическую сущность;

рассмотреть нормативно-правовое регулирование исчисления косвенных налогов;

раскрыть особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ; проанализировать структуру и динамику поступления косвенных налогов в бюджет РФ;

определить значение исчисления косвенных налогов в системе налогообложения РФ в условиях снижения уровня развития отечественной экономики.

Объектом исследования является система налогообложения экономических субъектов в РФ.

Предметом исследования - косвенные налоги и их значение в системе налогообложения.


Методология исследования: в процессе работы были использованы методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, метод сравнения и пр.

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых Ивлиевой М. Ф., Бурбело О. А., Малаевой Т. В., Перова А. В., Толкушкина А. В., Брызгалина А. В., Александрова И. М., Медведева А. Н., Шаталова С. Д. и пр.

Нормативную базу курсовой работы составили Налоговый кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты применительно к теме косвенного налогообложения в РФ.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1 Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации

1.1 Косвенные налоги в системе налогообложения, их социально-

экономическая сущность

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг).

Самые первые формы налогообложения по своей сути все-таки являлись прямыми. Налогообложение началось в древности с так называемой церковной десятины, которая регулярно взималась со всего произведенного или добытого в интересах служителей религиозного культа. Основные различия между прямыми и косвенными налогами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отличия прямых и косвенных налогов

Источники различий

Прямые налоги

Косвенные налоги

налогов

Участие в образовании

Включается в цену на стадии

Включается в цену на

цены

производства

стадии реализации

Способ взимания

По декларациям, по кадастрам

По тарифам

Источник уплаты

Доход, имущество

Расходы и потребление товаров и услуг


Итак, косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого на предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно, путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками являются потребители, так как предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.

К косвенным налогам в РФ относятся: налог на добавленную стоимость, включаемый в цену всех товаров (федеральный косвенный налог); акцизы - специальные косвенные налоги, включаемые в цену отдельных товаров (товары иррационального спроса, автомобили, топливо, этиловый спирт); таможенные пошлины; госпошлины в суд, отраслевые сборы, лицензии на отдельные виды деятельности и прочие проявления фискальной монополии государства; взносы работодателей в ФСС.

Косвенные налоги имеют большое социально-экономическое значение и играют важную роль в экономике страны: они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения. Также косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию). [8, C. 49]

Система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики. Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых платежей.

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Косвенные налоги имеют много преимуществ, что связано в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета:

  • косвенным налогам характерно быстрое поступление, что дает средства для финансирования расходов.
  • так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления;
  • потребление достаточно равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов, без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов;
  • косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет;
  • косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. [19, C. 63]

«Косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Итак, косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России она возрастает» [15, с. 224].

1.2 Нормативно-правовое регулирование исчисления косвенных налогов

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию косвенных налогов в России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), принятый в соответствии с Конституцией РФ.

В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. Этот закон утратил свою силу в 2000 году, когда этот налог «перешёл» в ведение главы 21 НК РФ. Введение данного налога пришло в Россию из-за рубежа, а конкретнее, из США. На сегодняшний день практика применения НДС во всех странах одинакова, различаются только ставки и льготы. Ставка по НДС в России менялась несколько раз: с 1992 года по 1993 года ставка была равна 28%, с 1994 года по 2004 год - 20%, с 2004 года и по сегодняшний день - 18%.[21, C. 93]

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В настоящее время НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Сегодня поступления НДС в бюджеты всех уровней (консолидированный бюджет страны) превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль.


В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. [1]

С 1 января 2015 года плательщики НДС должны включать в налоговую декларацию по НДС сведения, указанные в книгах покупок и книгах продаж.

С1 января 2015 года Федеральным законом №347-ФЗ НК ч. 1 дополнен статьей 11.2 «Личный кабинет налогоплательщика» (ЛКН) и используется налогоплательщиками— физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов. Возможность использовать ЛКН появится у физических лиц тогда, когда об этом официально и добровольно заявлено путем подачи уведомления на использование кабинета и получено разрешение налогового органа. С этого момента письма из налоговой инспекции по почте больше не посылаются, все общение с налоговой сведется к электронному— через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок начисления и уплаты акциза регулируется гл.22 НК РФ. Перечень подакцизной продукции установлен ст.181 НК РФ. Сюда входит: этиловый спирт; спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво; табачные изделия; мотоциклы и автомобили; бензин, дизтопливо; моторные масла; печное топливо; авиационный керосин; природный газ (согласно с международными соглашениями). Не является подакцизной следующая продукция: лекарственные средства и препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, виноматериалы.

Статьей 204 НК РФ установлены сроки и порядок уплаты акциза при реализации отдельных видов подакцизных товаров. Сроки уплаты налога в бюджет различаются в зависимости от видов подакцизных товаров. [1]

В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров. Здесь же предусмотрены случаи уплаты акциза по месту нахождения налогоплательщика, а по предприятиям, имеющим обособленные подразделения, - уплату налога, как по месту нахождения обособленного подразделения, так и головного подразделения.

Налоговым периодом считается календарный месяц (ст.192 НК РФ). Чтобы определить сумму акцизного сбора необходимо умножить налогооблагаемую базу и ставку налога на единицу измерения.

В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров, а по алкогольной продукции - по месту ее реализации или передачи с акцизных складов, за исключением реализации (передачи) на акцизные склады других организаций. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.