Файл: Организационное поведение (Теоретические основы и теории лидерства).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Что значит быть руководителем организации? Означает ли это быть ее лидером? Дело в том, что лидер не утверждается приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Лидером, таким образом, становится лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностной инструкцией. Лидер – это человек способный оказывать влияние на поведение отдельных людей и их объединения, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидер – это человек, который может видеть и стремиться создавать мир, к которому хотят принадлежать люди.
Тема моей курсовой работы - «Эффективный лидер и его команда». Эта тема я выбрана мной не случайно, так как полученная в будущем специальность напрямую связана с управлением командой. А, как известно, персонал предприятия – это неотъемлемый элемент и важный фактор достижения результативной работы предприятия в целом. От эффективности управления своей командой зависит достижение предприятием поставленных стратегических целей и его место на конкурентном рынке.
Целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ лидерства.
Именно поэтому мы попробуем разобраться в данной теме. Для этого мною были сформулированы следующие задачи:
- понять сущность и значение лидерства;
- произвести обзор теорий лидерства;
- научиться понимать какие качества необходимы для лидерства в команде;
- определить, какие стили руководства лучше применять;
- узнать, как влияет выбранный стиль руководства управление командой.
Объектом моего анализа является эффективный лидер и его команда.
Предметом анализа будут являться принципы, методы управления, используемые эффективным лидером при управлении командой.
В основе руководства и лидерства лежат влияние и власть. Влияние определяется как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Средства такого влияния могут быть по форме разнообразными: просьба, высказанные идеи, угроза увольнение и др.
При написании курсовой работы я использовала такие источники как: Управление персоналом: учеб. пособие / А.Р.Алавердов, Е.О.Куроедова, О.В.Нестерова (и др.). – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. – 128 с. (Сдаем госэкзамен).; Михайлов, Ярослав Всеволодович. Мотивация трудового поведения персонала / Я.В.Михайлов. – Москва : Экономика, 2014. – 318 с.; Козлов В.В. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-практическое пособие . – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 304 с.
Я – лидер, или управляй собой
Теоретические основы и теории лидерства
В течение прошлого века твердое убеждение в необходимости жесткого администрирования, обезличенных процедур и административных методов воздействия сменилось концепцией менеджмента как сбалансированной системой управления ресурсами компании, учитывающей природу каждого типа ресурса. В последнее время вновь стало популярно слово «лидерство». Лидерство рассматривается как особое качество, модель поведения человека или компании, обеспечивающие передовые позиции. [1].
Концепция лидерства как системы управления еще не проработана в такой же степени как концепция менеджмента. Есть лишь общее понимание, которое разделяют практически все исследователи: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях организации.
Лидеры – это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет «расти над собой», кому все новое интересно. Один из лозунгов, который можно прочитать в литературе по современным тенденциям в управлении бизнесом: «Лидерство в каждом, приводящее к лидерству организации». [11].
В современном мире работа руководителя сводится к тому, что вы заставляете других делать что-либо, заставляете это делать так, как хотите этого вы. Что действительно имеет значение, так это эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Эта точка зрения возникла значительно раньше, чем появилась профессия менеджера.
Ратбота Никколо Макиавелли "Принц", представленная миру в начале XVI в. о том, как власть и манипулирование ею являются рычагами управления государством, а книги Энтони Джея "Управление и Макиавелли" и Майкла Корды "Власть" говорят о том, насколько действенны эти концепции и в наше время.
Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, если кто-нибудь думает, что одного этого достаточно, тот по меньшей мере близорук.
Проблема лидерства – одна из самых обсуждаемых во всем мире. Соперничающие между собой школы экономики и отдельные гуру менеджмента, психологи и социологи не могут договориться о едином определении ведущих характеристик лидера.
В России далеко не все владельцы или руководители предприятий малого и среднего бизнеса понимают, чем отличается начальник от лидера. Актуальной проблемой в последнее время стал конфликт в отношениях собственников и наемных менеджеров. Для многих компаний этот конфликт заканчивается кризисом. В свою очередь, профессионализм наемного менеджмента в вопросах управления объективно выше. [13].
Стоит задуматься, нужен ли вам лидер в компании, необходимо понять, что вы хотите получить? Если основная цель – материальный достаток, то в какой-то момент будет лучше передать управление. Уйти от оперативного контроля – риск потерять свой бизнес. Другая цель – не деньги, а самореализация, самоутверждение, создание социально значимого продукта. В чем же заключается лидерский потенциал?
Лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения, созданного для других видения в реальность.
Чтобы данное определение вступило в силу, необходимо помнить о следующих чертах эффективного лидерства:
- видение;
- коммуникация;
- доверие;
- гибкость.
Видение, это сродни тому, чтобы заглянуть в «хаос», за край, существующих правил и ограничений. Помимо того, видение часть связывают с наличием у лидера четкой и непротиворечивой высокой цели. Далее важно видение – образ нового будущего, сделать привлекательным и понятным для своих последователей. В этом нам поможет и гибкость мышления, и способность вызывать доверие среди последователей и коммуникационные навыки. Так все перечисленные черты эффективного лидерства поддаются формированию и развитию. [9].
Главное отличие лидера от начальника в том, что у первого есть команда, и он умеет использовать ее потенциал. Начальник или владелец компании обладает полномочиями, административным ресурсом, но в его задачу не входит формирование корпоративной культуры. Есть три показателя успеха предприятия на рынке: бизнес-идея, команда и мотивация. Задача лидера – обеспечить мотивацию и создать команду. Ответственность всегда лежит на лидере, и он это должен чётко осознавать.
Рассмотрим основные теории происхождения лидерства:
- Должностная теория
Если границы формального и неформального коллектива совпадают и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности, лидеру, получившему должностные полномочия будет гораздо проще управлять коллективом. Он идо определенной степени сможет пренебрегать интересами последнего ради организации, и люди, доверяя ему, на это согласятся. Однако при этом официальные решения все же придется корректировать с учетом интереса коллектива. И, как показала практика, даже очень больших начальников подчиненные могут ни во что не ставить. [2].
- Теория «великих людей» (личностная)
Данная теория утверждает, что лидерами становятся благодаря особым свойствам личности, таким, например, как уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность. Однако это не может объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечающий подавляющему большинству перечисленных требований.
- Поведенческая теория
Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства. В соответствии с ней главную роль в становлении лидера играют не личностные качества, а манера его взаимоотношения с окружающими. Основным недостатком этой теории стал вывод о существовании некого оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы.
- Ситуационная теория
Несмотря на то, что личностные качества и стиль руководства являются важными моментами успеха, позднее исследования убедительно показали, что проявиться они могут лишь в определенной ситуации под воздействием формирующих ее факторов. [2].
За последние 15 лет в области лидерства проделана огромная работа, преимущественно американскими исследователями.
Рассмотрим некоторые современные теории лидерства.
- Теория эмоционального интеллекта Д. Голмана.
В середине 1990-х гг. при обсуждении характеристик индивидуального менеджера самым популярным стало выражение «эмоциональный интелект». Д. Голман опубликовал одноименную книгу и объединил пять известных ранее навыков в некую систему. (табл.1.1.) Позднее, распространил эту идеологию на проблему лидерства.
Компоненты эмоционального интеллекта
Таблица 1.1.
Компонент |
Определение |
Признаки |
Самосознание |
Способность различать и понимать свое состояние духа, эмоции и побудительные мотивы, так же как и их воздействие на других людей |
Уверенность в себе. Реалистическая самооценка. Чувство юмора, включающее иронию по отношению к самому себе |
Саморегуляция |
Способность контролировать и изменять дурные позывы и настроение. Склонность не спешить с суждениями – думать, прежде, чем действовать |
Доверие со стороны других людей и честность. Комфорт в отношении неопределенности. Открытость к изменениям |
Мотивация |
Страсть к работе, выходящая за пределы стремления к деньгами статусу. Склонность к достижению целей с энергией и настойчивостью |
Сильное стремление к достижениям. Оптимизм, даже перед лицом неудач. Преданность организации |
Эмпатия |
Способность понимать эмоциональное состояние других людей. Навыки общения с другими людьми в соответствии сих эмоциональными реакциями |
Экспертиза в воспитании и удержании талантов. Кросс-культурная чувствительность (сензитивность). Служение клиентам и потребителям |
Социальные навыки |
Искусство управления взаимоотношениями и построения социальных сетей. Способность находить общую почву и устанавливать психологический контракт (рапорт) |
Эффективность лидерства в осуществлении изменений. Убедительность. Экспертиза в построении команд и лидерства в них |
И с т о ч н и к: Козлов В.В. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-практическое пособие . – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – с. 189
- Концепция «первичного» лидерства
Позднее в сотрудничестве с Р. Бояцисом Голман разработал новую концепцию (Goleman, Boyatzis, McKee, 2002). В ходе исследований выявилась сильная зависимость эффективности подчиненных от эмоционального состояния менеджера. В своей работе авторы ссылаются на физиологические механизмы деятельности мозга. Неправильная адресация к этим механизмам может дать негативный результат. Выделяют пять стилей лидерства:
- направленный на формирование видения перспективы;
- ориентированный на коучинг последователей;
- устанавливающий темп работы;
- демократический;
- приказной. [9].
- Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К. Кэшмана
В последнее десятилетие на Западе все более широкое распространение приобретает такой вид психологического консультирования, как executive coaching. Эта услуга подразумевает консультирование клиента преимущественно в целях самопознания и совершенствования таких навыков, как принятия решений. К. Кэшман написал книгу, призванную помочь менеджерам развить лидерские навыки «изнутри». Необходимо достигнуть мастерства в семи областях:
- самопознание;
- целеполагание;
- управление изменениями;
- межличностные отношения;
- бытие;
- нахождение равновесия;
- умение действовать.
- Теория «распределенного» или «разделяемого» лидерства
Суть теории в том, что группе или команде, реализующей какой-либо проект, вовсе необязательно иметь одного раз и навсегда определенного лидера. Проект обычно делится на несколько этапов, и на каждом из них оказывается особо востребованной некоторая компетенция. Согласно рассматриваемой теории. Носитель данной компетенции и становится временным лидером, в том числе координирующим работу группы.
После завершения конкретного этапа проекта этот временный лидер уступает свое место другому члену группы, компетенция которого наиболее существенна для следующего этапа. При этом сменившийся лидер сам становится ведомым. Этот процесс «эстафетной» передачи лидерства продолжается до полной реализации проекта.
- Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»
Одной из «примет времени» стало появлении концепции связующего лидерства, автором которой является Дж. Липман-Блюмен (Lipman-Biumen, 1997; 2000). Основная идея этой концепции – современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей.