Файл: Организационное поведение (Теоретические основы и теории лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тесной связи с концепцией связующего лидерства находится другое новое понятие – «горячая группа» (Leavitt, Lipman-Biumen, 1995; 1999). Под этим термином понимается сплоченная эффективная группа людей, полностью поглощенная выполнением задания. Человек, владеющий связующим лидерством, может создать «горячую группу» и либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию «распределенного» лидерства. [9].

1.2. Эффективный лидер

Руководитель – это лицо, которое направляет и координирует деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях» «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами - таковы задачи должностных лиц» [2].

Качества, присущие руководителям, большинство специалистов, разделяют на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

Так кто же такой лидер, применительно к управлению? Лидер – лицо, которое ведет за собой остальных, а остальные выступают по отношению к лидеру как последователи, а не как подчиненные.

Так что же такое лидерство применительно к управлению? Лидерство -это способность человека оказывать влияние на личности и группы, направлять их усилия на достижение целей организации.

Так кто же такой эффективный лидер применительно к управлению? Эффективный лидер полностью отдает себя работе, стремится к новому. Он требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству и обладает четкими жизненными установками. Такой руководитель стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боится риска и ответственности.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера так:

  • он один из нас;
  • он лучший из нас;
  • он воплощение добродетелей;
  • он оправдание всех ожиданий.

В соответствии с этими параметрами и строят отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности. Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий.


Он чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников и начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. [7].

Но несмотря на этого, настоящая власть лидера заключается в его независимости, ведь он готов в любой момент освободить занимаемое место, так как выражение интересов коллектива еще не означает покорности ему.

Так что же необходимо, чтобы стать лидером?

1.3. Что нужно, чтобы стать лидером

Вспомните сове детство. Наверняка у каждого в классе был такой мальчик или девочка, за которым все ребята ходили как «приклеенные», «табуном», подчинялись любому его или ее требованию? Вот, пожалуй, таких «коноводов» можно назвать на языке управления лидерами.

Лидер является руководителем, но характер его действий совершенно иной. Он не командует, не управляет, а ведет, увлекает за собой остальных. И те выступают по отношению к нему уже не подчиненными, а последователями. Лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом, самостоятельно определяют цели, им доверяют. За лидерами следуют, потому что им доверяют.

Должность руководителя формально создает предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически это не выполняет. Лидер выдвигается психологически и признается коллективом. Он единственный, кто способен удовлетворить его интересы.

Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему [2]. У него должно быть желание занять высокий пост, он должен быть готов брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Преуспевающий лидер обладает умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Это, конечно, талант! Но талант без труда – это ничто, поэтому лидер должен стремиться вперед всегда, обходя преграды и упорно двигаясь к своей собственной цели.

Да, непросто живется лидерам! На своем пути они встречают массу трудностей, одна из которых, руководство подчиненными, вторая состоит в планировании деятельности фирмы и на третьем месте - увольнение сотрудников. Среди других, можно отметить время, делегирование полномочий, финансовый вопрос, урегулирование конфликтов.

Лидеров можно подразделить на два психологических типа: игроки и открытые. Игроки – эффектные, надежные, гибкие, умеют "пускать пыль в глаза", и именно поэтому быстро меняют позиции и следуют исключительно своим интересам. Открытые – не столь заметны, но они берутся за трудные дела, выполняют их добросовестно, во все вникают и, соответственно, обеспечивают себе доверие и уважение коллектива время. Именно они являются истинными лидерами и обладают беспрекословным авторитетом у своих подчиненных. [6].


Конечно, ведь подчиненным нравится руководитель, умеющий брать на себя ответственность, смело принимающий решения, признающий свои ошибки. Так же росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей. Ведь, как известно, авторитет завоевывается долго, а потерять его ничего не стоит. Возможные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Лучше ошибаться, чем ничего не делать. От ошибок никто не застрахован, и при желании их всегда можно исправить.

Настоящий лидер должен обладать умением противостоять давлению ", твердо стоять на своем, отставить свои взгляды, защищать до конца свои ценности, помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, твердо держать данное слово. Лидер должен быть не только физически, но еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех перегрузок.

Неплохо научиться формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности. [10].

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками. Формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать "здоровое" окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним наоборот, платят признанием и благодарностью.

Большинство русских начальников боятся окружать себя сильными личностями. А ведь опереться можно только на то, что способно сопротивляться. Во-вторых, команда профессионалов способна объединяться вокруг четкой системы целей, в формировании которой сама же и принимает участие. И здесь очень важно эту систему ценностей постоянно корректировать, в соответствии с ежедневным мониторингом рынка. [8].

Можно использовать тренинги для освоения навыков, развития личных умений, в частности индивидуальных навыков лидерства. Если же использовать тренинг в контексте организационного развития, можно включить его более широкие стратегические возможности. [5].

Особые возможности развития лидерства связаны с тем, что у лидерства выявляется предметная деловая основа. Результатами этих изменений должны стать такие деловые результаты как развитие бизнеса и эффективное управление им со стороны управленческой.


Изучив данный вопрос, я узнала, что такое лидерство, ознакомилась с его эффективными чертами и теориями, изучила основные концепции. Изученная тема помогла мне разобраться какими качествами должен обладать эффективный лидер и на что стоит обратить внимание, чтобы суметь добиться признания в коллективе и «вести» за собой людей.

Управляй другими. Командообразование.

Лидерство и власть

Почти на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением власти. Дети подчиняются родителям, ученики подчиняются учителям, солдаты – офицерам, работники – работодателям. То есть одни люди проявляют власть над другими.

Итак, власть – это способность подчинять людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждая более эффективно работать. [2].

Власть не только подчиняет людей совей воле. Но и оказывает на них влияние.

Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Средства влияния могут быть самыми разнообразными: от просьбы до угрозы. Например, угроза увольнения.

Но, нужно иметь ввиду, что абсолютной власти все же не существует. Ведь все мы люди и так или иначе, зависим от других людей и обстоятельств. Именно в этом и заключается сложность руководителя, ведь невозможно управлять всем напрямую. Поэтому для достижения своих целей руководителю часть приходится балансировать совей властью.

Так же человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Руководителю для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными необходимо развивать и применять власть.

Власть бывает формальной и реальной:

  • Формальная власть – власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре организации, измеряется совокупностью служебных полномочий.
  • Реальная власть – власть не только должности , но и авторитета. Лидера. Она обусловлена местом человека как в официальной , так и в неофициальной системе отношений, измеряется степенью готовности других к добровольному подчинению, независимости человека от окружающих, и не всегда связана с должностью. [2].

Кстати, границы этих двух властей совпадают крайне редко. Их обладатели являются разными лицами, иногда даже противостоящими друг другу. Скорее это является положительным моментом, ведь хорошо, когда власть рассредоточена в разных руках, так будет меньше ошибок и злоупотреблений.


У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как лорд Эктон сказал: "Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно". [9]. Многие люди связывают власть с насилием, силой и агрессией. Можно понять и такой взгляд, ведь в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила вовсе не обязательный компонент власти.

В подразделениях предприятия руководитель зависит не только от своего непосредственного начальства, но и от подчиненных и коллег. На самом деле эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов. [5].

Власть и влияние важные инструменты лидерства. Они фактически являются единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения различных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей.

Таким образом, власть, является необходимым условием для эффективной деятельности предприятия. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, "власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка"[10].

По мнению Маслоу, основные физиологические потребности следующие: потребность в защищенности, социальные потребности в уважении и самовыражении. Власть держится на обращении к активным потребностям исполнителя. [3].

Все эти формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя потребности или же препятствуя их удовлетворению, они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя. Как мы уже говорили, люди строят гипотезы относительно того, что может произойти, если они будут вести себя определенным образом.

На что же опирается власть?

  1. Принуждение.

Исполнитель верит, что тот, кто влияет имеет возможность наказывать, так, что помешает удовлетворению какой-то его насущной потребности, или ждет от влияющего других неприятности. Это влияние через страх. Страх, как правило, создает образы насилия. Но физическая боль далеко не единственный механизм страха и принуждения. В книге "Брокеры власти" Дэйвид Кипнис говорит: "Отдельные личности осуществляют власть, путем принуждения, опираясь на силу, риторические способности, а также возможность оказать или не оказать эмоциональную поддержку другим людям. Это дает таким личностям средства наносить физические увечья, запугивать унижать или отказывать в любви другим"[11].