Файл: Организационное поведение (Теоретические основы и теории лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как мы и говорили, лидерство в группе может возникнуть как ответна вызовы ситуации, а человек, который берет на себя ответственность за поиск выхода из этой ситуации становится лидером. Ведь лидер, это тот человек, который лучше организует группу для решения конкретных задач.

Группа должна функционировать слаженно, ведь групповая сплоченность – это одна из важнейших характеристик группы, она обеспечивает эффективность ее деятельности, проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в эту группу.

У сплоченных групп меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, и, как следствие, выше производительность труда. Крайне необходимо обращать внимание на глобальные цели и дать возможность каждому ее члену увидеть его вклад в достижение этих целей, так же стоит избегать ситуаций, когда член группы боится высказать мнение отличное от мнения группы, боясь нарушить тем самым сплоченность.

    1. Методы воздействия лидера на подчиненного

Способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, как следствие появилась необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять.

Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству, это убеждение и участие. [8].

Рассмотрим подробнее.

Влияние путём убеждения

Чтобы влиять на человека вовсе необязательно его наказывать или поощрять. Одним из самых эффективных способов влияния на человека является убеждение. Это эффективная передача своей точки зрения. Как и разумная вера, убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Отличие заключается в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему.

Используя убеждение, руководитель признает свою зависимость от исполнителя. Например, если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел продаж, было бы вполне логично и разумно, если бы он признал, что сотрудники отдела продаж, способны так противостоять изменениям, что это существенно повлияет на продажу продукции. Следовательно, даже имея необходимые полномочия правильнее и практичнее было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены необходимы. Тем самым руководитель оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении.

Если же исполнитель испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения еще больше возрастает. Руководитель признал компетентность исполнителя, а тот, в свою очередь, ощущает, что к нему переходит какая-то доля власти. Исполнитель думает, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит и его потребность, какой бы она ни была.


Руководитель для достижения своих целей может использовать логику, эмоции. Все зависит от того, как предрасположен слушатель. Можно взять к примеру отношения между продавцом на рынке и покупателем. Вот и яркий пример действия путем убеждения! [10].

Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Таких как: руководитель должен заслуживать доверия, аргументация его должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной, цель не должна противоречить системе ценностей его слушателей. Дело пошло бы быстрее, если бы черты характера и поведение руководителя нравились его подчиненным.

Существуют сильные и слабые стороны влияния путем убеждения. Слабые стороны: медленное воздействие и неопределенность. Ведь для того, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется гораздо больше времени и усилий, чем просто издать приказ, подкрепленный властью, основанной на принуждении. И сколько бы ты не приложил усилий, все равно нельзя быть до конца уверенным, что твои убеждения подействую. Да и такая форма убеждения имеет одноразовое действие.

Руководитель, предпочитающий метод убеждения, каждый раз, когда хочет повлиять на кого-либо, должен начинать все сначала, что увеличивает время, затраченное на процесс убеждения.

Но использование убеждения вовсе не означает отказа от других имеющихся инструментов влияния. Например, харизма только способствует убеждению, а влияние с помощью традиции увеличивает доверие к руководителю. Если убеждение не помогает, руководитель, имеющий другие средства влияния, может прибегнуть к ним. А вот регулярный успех метода убеждения может дать человеку способность влиять через разумную веру.

Самым большим преимуществом является то, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, так как он постарается выполнить больше, чем он него требовалось, потому что считает, что эти действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях. А вот исполнитель, получивший приказ по принуждению, обычно выполняет его по минимуму. Проблемы, связанные с методикой принуждения могут возникнуть неделями или месяцами позже. [5].

Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении

При влиянии через участие руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свое мнение. Вместо убеждения руководитель просто направляет усилия исполнителя и способствует свободному обмену информацией.

В данную экспертную власть, как руководителя будут искренне верить и исполнитель, и руководитель. Влияние имеет успех потому, что люди, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.


Участие в принятии решений способствует потребностям к власти, самовыражению, компетентности, успеху. Такой подход можно использовать, когда потребности являются мотивирующими факторами.

Некоторые исследования показали, что участие в управлении годится не для каждой ситуации. Если сотрудники не любят неопределённости, не склонны к индивидуализму, предпочитают контролируемые авторитарные ситуации, то лучше всего работают в более контролируемых условиях, где очень мало места для участия трудящихся в управлении.

Еще имеют место такие ситуационные факторы, которые определяют, насколько уместно влияние с помощью вовлечения трудящихся в управление. Но одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть тот факт, что управляющие не могут или не хотят отказываться от своих традиционных полномочий, или некоторым людям работа руководителя кажется привлекательной, поскольку она удовлетворяет потребность во власти. Конечно, такое удовлетворение более вероятно тогда, когда у человека есть возможность издавать приказы и заставлять их исполнять.

Итак, изучив данную главу, мы узнали на чем держится власть, какие виды власти бывает. Также дали определение команде, научились ее формировать управлять ей, удерживая позицию лидера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав тему «Эффективный лидер и его команда», я усвоила теории лидерства, научиться понимать какие качества необходимы для лидерства в команде, определять, какие стили руководства лучше применять в целях эффективного воздействия на подчиненного.

Так какой же он, современный лидер?

Это и управляющий, человек, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции, и дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, и воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло, и новатор, понимающий роль науки в современных условиях, и, наконец просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Ведь недостаточно просто иметь власть: она должна быть сильной, чтобы побуждать других к работе, вдохновенной, направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться этого необходимо обладать мастерством работы с людьми: стараться завоевать уважение, задавать направление, показывать пример, подкрепляя слово делом, уметь слушать, быть открытым новым идеям, помогать людям раскрыть их таланты. И, конечно, поддерживать командную работу, помогать своей команде в процессе принятия решений.